Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:13, реферат
Музыка способна порождать в нас эмоции и чувства. Это её свойство признаётся всеми исследователями. Физиологи обнаружили в ходе многочисленных экспериментов, что эмоции у людей и животных порождаются центральными областями мозга. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит гипоталамусу. Отсутствие этого участка мозга или его сильное повреждение могут привести к полному исчезновению эмоциональных переживаний, что также подтверждено многочисленными фактами. Люди с поврежденным гипоталамусом становятся жестокими, теряют брезгливость в еде, моральные принципы и не могут получать удовольствие от чего-либо. Воздействуя на гипоталамус, музыка вызывает эмоции.
Основные принципы воздействия музыки на человека
Музыка способна порождать в нас эмоции и чувства. Это её свойство признаётся всеми исследователями. Физиологи обнаружили в ходе многочисленных экспериментов, что эмоции у людей и животных порождаются центральными областями мозга. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит гипоталамусу. Отсутствие этого участка мозга или его сильное повреждение могут привести к полному исчезновению эмоциональных переживаний, что также подтверждено многочисленными фактами. Люди с поврежденным гипоталамусом становятся жестокими, теряют брезгливость в еде, моральные принципы и не могут получать удовольствие от чего-либо. Воздействуя на гипоталамус, музыка вызывает эмоции.
Этот процесс может протекать двумя путями: внутренним и внешним. Первый предполагает, что человек вспоминает какую-либо музыку и в результате этого у него возникают эмоции. Так же он может, услышав знакомую музыку, вспомнить события своей жизни, порождающие в нём эмоциональные переживания.
Второй путь предполагает, что человек
слушает музыку в конкретный момент
времени и в нем образуются
эмоциональные переживания. Внешнее
воздействие музыки происходит вне
коры головного мозга. Звуковой сигнал
принимается ушными раковинами, затем
преобразуется в нервный
Кора головного мозга получает импульсы от гипоталамуса, информирующие её о возникновении эмоциональных состояний. Так же от затылочных участков мозга она получает информацию об уловленном органами слуха звуковом сигнале. Корой головного мозга эта информация объединяется в ассоциации.
Гипоталамус обладает ещё одной
важной функцией - он синхронизирует биоритмы.
“Эта синхронизация зависит от равномерного
и нормального функционирования
отдельных процессов в теле, информация
о которых постоянно поступает
в гипоталамус через
Например, когда человек бежит,
его мышцы сокращаются чаще, чем
при ходьбе. Ритмы сердца и дыхания
начинают отставать, кровь поступает
в мышцы не с той частотой, с
какой должна поступать во время
бега. Гипоталамус получает информацию
о нарушении синхронности ритмов
организма и увеличивает
Музыка содержит в себе огромное количество разнообразных периодических структур. Импульсы, получаемые гипоталамусом от органов слуха, мало чем отличаются от других, получаемых им импульсов. Поэтому он обрабатывает их теми же методами. Однако, он не сможет восстановить синхронность музыкальных ритмов. Он лишь создаст у человека неприятное состояние. Этим объясняются неприятные эмоции, возникающие у многих людей под влиянием полиритмичной и политональной музыки.
Гипоталамус по-разному функционирует во сне и в процессе бодрствования. Он управляет всеми фазами сна и засыпания. Так, например, для засыпания человеку необходимы определённые ферменты, а гипоталамус активизирует железы, выделяющие эти ферменты. Если он не сделает этого, то человек не сможет заснуть или проснуться.
В гипоталамусе находится и так называемый “центр удовольствия”. Многочисленными экспериментами была доказана способность этого участка гипоталамуса вызывать состояние удовольствия. Этот же центр присутствует и в организмах животных.
Гипоталамус реагирует на музыкальные импульсы так же, как и на все другие, к нему поступающие. Из-за этого он положительно реагирует на музыку тогда, когда она соответствуют следующим параметрам:
1. Музыка должна состоять
из периодически повторяющихся
звуковых элементов. Частоты
2. Периодические звуковые
3. Одновременно с синхронными
периодами в музыке должен
существовать изменяющийся
Обязательным необходимым
Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных циклов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными. Как уже говорилось, этими элементами является желательная синхронизация и определённые соотношения звуковых периодов.
Многие биоритмы человека имеют
аналогичную музыке структуру, то есть
музыкальные волновые колебания
похожи на биоритмические. Это подтверждает
серия экспериментов
Звуки воспринимаются человеком в качестве музыки, только в том случае, если в них присутствуют периодически повторяющиеся элементы.
Когда человек слушает танцевальную
музыку, его конечности могут начать
непроизвольно двигаться. Это явление
может быть объяснено свойствами
гипоталамуса, но лишь в редких случаях.
Обычно в танцевальной музыке используются
шумовые и ударные инструменты
(незвуковысотные ударные
Вышеописанные три принципа ни сколько
не противоречат европейской теории
музыки (исключая авангардные направления).
Почти все музыкальные
По мнению Е.В. Назайкинского, периодичность
является основой ритмической
По определению темп ¾ это
“скорость движения в музыке, определяемая
числом метрических долей в единицу
времени”. Е.В. Назайкинский приводит
более развернутое определение:
“Темп ¾ это скорость музыкального
исполнения, выражающаяся в частоте
чередования основных метрических
долей и в абсолютной длительности
ритмических единиц, построений и
всего произведения в целом.”
Важнейшей характеристикой
Если темп сохраняется неизменным
от начала и до конца музыкального
произведения он оказывается периодической
структурой, синхронизирующей все остальные
музыкальные элементы. Однако, темпы
иногда замедляются и ускоряются,
что нарушает их периодичность. Е. В.
Назайкинский провел серию экспериментов,
изучающих замедления и ускорения
темпа. Он пришел к выводу, что музыканты
осуществляют изменения темпа не
равномерно. “Изменения темпа при
замедлении и ускорении склонны
к кратности, что связанно с кратностью
соотношений музыкальных
Е.В. Назайкинский доказывает, что на восприятие темпа и ритма оказывает влияние биоритм дыхания. Это же обнаруживали Р.И. Зарицкая и А.М. Невинская.
Метр ¾ это ритмическая форма,
служащая мерой, в соответствии с
которой музыка делится на метрические
единицы ¾ такты. Несколько другое
определение приводит Е.В. Назайкинский:
“Метр ¾ это система
Во всех наиболее популярных произведениях,
принадлежащих к разным стилям, метр
неизменен. Согласно теории в каждом
такте есть сильные и слабые доли.
Сильной долей является первая после
тактовой черты. “Сильная доля может
подчеркиваться различными музыкальными
средствами: ритмической остановкой,
вступлением новой гармонии, динамическим
акцентом, глубоким басом, мелодической
вершиной, исполнительским штрихом.
Регулярность Сильной доли ¾ одно
из организующих начал музыкальной
формы.” Сильные доли повторяются
в каждом такте, создавая тем самым
определенную периодическую структуру.
“Слабая доля ¾ в тактовой системе
метрически неопорная доля, например
2-я и 3-я в трехдольном такте,
2-я и 4-я в четырехдольном. Служит
непрерывности метрической
Метр, сильные и слабые доли оказывают значительное влияние на музыку. Вальс отличается от марша именно метром. Одним из основных отличий классической музыки от джаза является акцентирование слабых долей в последнем. В Чикагском стиле джазовой музыки, а так же рок-энд-роле и ритм-энд-блюзе постоянно акцентируются вторые и четвертые доли, что не приемлемо для классической европейской музыки.
Другим музыкальным понятием, подтверждающим вышеописанные три принципа, является ритмичность. “Ритмичными признаются движения, вызывающие своего рода резонанс, ¾ сопереживание движению, выражающееся в желании воспроизвести его”.
В античной музыке существовали такие
понятия как Арсис и тезис.
Согласно с эти понятиями основными
ритмическими функциями является напряжение
и разрешение. Периодический характер
этих явлений придает музыке некоторую
завершенность и
“Ритмическое впечатление
Информация о работе Основные принципы воздействия музыки на человека