Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:10, контрольная работа
Цель написания работы заключается в раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике. При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и ощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии и ощущении. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к действительности. [2]
Введение…………………………………………………………………...
3
Ощущение………………………………………………………………....
5
Восприятие…………………………………………………………………
10
Заключение………………………………………………………………...
15
Список литературы………………………………………………………..
17
Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. [4]
Индивидуальные особенности восприятия
Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов, богатства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных особенностей. Какие это особенности?
Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип восприятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип восприятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.
Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным является сочетание того и другого способа.
Во-вторых, по — характеру отражения получаемой информации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: человек отражает и выдает то, что видит и слышит, что читает, максимально приближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распространен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи своими словами».
В-третьих, — по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость. Можно сказать, что у него сформировался иммунитет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип восприятия. Вспомните рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, изучив теоретический материал по теме «Ощущение и восприятие», мы можем сделать выводы.
Ощущение и восприятие являются психическими процессами, на основании которых мы осваиваем окружающий мир, познаем его, учимся правильно вести себя в нем, изменять свое поведение в соответствии с изменениями, происходящими в реальной действительности.
Ощущение — простой психический процесс. Он тесно связан с деятельностью органов чувств, при этом каждый вид ощущения связан с каким-либо конкретным органом. Ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах и качествах предметов и явлений. Так посредством ощущений мы узнаем информацию о цвете, форме, вкусе, размере, температуре, качестве поверхности предмета. Различают интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Они несут информацию, как из внешнего мира, так и изнутри человеческого организма. Также ощущения делят на контактные и дистантные. Это зависит от того, как происходит взаимодействие с раздражителем, вызывающим ощущение. В зависимости от органа чувств, с которым связано ощущение, они также делятся на зрительные, осязательные, вкусовые, слуховые, обонятельные.
Ощущения являются основой еще одного психического процесса — восприятия. Восприятие, в отличие от ощущения, является сложным психическим процессом, в работе которого задействованы мышление, память, эмоции, чувства, опыт, интересы и установки личности воспринимающего. Восприятие опирается на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложную систему. В результате такого объединения мы получаем целостное восприятие предмета или явления, возникающее в результате перехода отражения отдельных признаков предметов к отражению целого предмета или ситуации.
Восприятие имеет свою структуру, состоящую из четырех видов операций: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Различают пространственное, временное и восприятие движения.
Восприятие обладает свойствами. Среди свойств восприятия выделяют такие как осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, апперцепция, константность. Обладая этими свойствами, восприятие дает нам возможность воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, помогает нам относить воспринимаемые предметы к определенной категории, реагировать на происходящее в окружающем нас мире, корректировать свое поведение в соответствии с изменениями в этом мире, познавать окружающую действительность. [3]
Таким образом, мы можем сказать, что ощущение является чувственным опытом человека, который возникает при воздействии среды на органы чувств. Ощущение — это первая стадия процессов, возникающих при воздействии внешней среды на рецепторы органа ощущения и ведущая к восприятию, которое формирует субъективную картину мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ