Общие и специальные способности: их роль в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время существует очень много профессий, и имеют большое значение те или иные качества человека, а точнее способности при выборе профессии. У кого-то преобладают способности к логическому мышлению, кто-то имеет тягу к словесности, а кто-то предпочитает заниматься с цифрами.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3

1. Способности...................................................................................................5

2. Общие способности и их роль в профессиональной деятельности......................................................................................................6

3. Специальные способности и их роль в профессиональной деятельности....................................................................................................13

Вывод...............................................................................................................16

Список использованной литературы.......................................................................................................

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Армавирский машиностроительный техникум 
 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа на тему: 

«Общие  и специальные  способности: их роль в профессиональной деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      г. Армавир 2011 г. 

    Содержание: 
 

Введение.............................................................................................................3

1. Способности...................................................................................................5

2. Общие способности и их роль в профессиональной деятельности......................................................................................................6

3. Специальные способности и их роль в профессиональной деятельности....................................................................................................13

Вывод...............................................................................................................16

Список использованной литературы.......................................................................................................17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вступление 

      В наше время очень актуальна тема способностей и их роль в профессиональной деятельности, являющейся основной сферой человеческого бытия. Проблема способностей постоянно ставится перед человечеством и всегда была столь же важна, сколь и увлекательна. Глобальные изменения, происходящие во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной деятельности человека, и сферу общественного разделения труда. Все это кардинально меняет и усложняет профессиональную деятельность. Мир труда, содержание и структура профессиональных деятельностей, система общественного разделения труда – все это принципиально, качественно изменилось и продолжает меняться. Современный мир профессий открывает иные реалии, диктует другие требования. Появление новых видов профессиональной деятельности. Изменение содержания большинства видов профессиональной деятельности в направлении усложнения, ужесточения требований к ее процессу, к результатам и к условиям выполнения. Научные достижения в физике, химии, математике, биологии и других науках. Современное производство, широко оснащенное сложными техническими системами, предъявляет к человеку возросшие требования. Неуклонное технологическое совершенствование, прогресс средств труда. Прогрессивное развитие общества, совершенствование труда за счет технических и технологических преобразований. Повышение информационной психической и социальной нагрузки на человека предъявляет особые требования к организации процесса труда и субъекта трудовой деятельности.

      В настоящее время существует очень  много профессий, и имеют большое  значение те или иные качества человека, а точнее способности при выборе профессии. У кого-то преобладают  способности к логическому мышлению, кто-то имеет тягу к словесности, а кто-то предпочитает заниматься с цифрами.

      Способности – это индивидуально-психологические  особенности человека, отвечающие требованиям  данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

      Различают общие и специальные способности.

      Общие способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высокой эффективности во многих видах деятельности, включают интеллект, обучаемость, креативность, рефлексивность, активность, саморегуляцию.

      Специальные способности – 1) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;  2) свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

      Каждый  человек испытывает определенные трудности при выборе профессиональной деятельности и не всегда может определиться с направлением своего образования. В настоящее время с развитием современных технологий в науке и производстве общество предоставляет личности широкий спектр профессиональной деятельности, где требуются разнообразные способности. Более того, профессиональная работа уже не рассматривается людьми лишь только как средство поддержания определенного жизненного уровня. Современный человек стремится реализовать себя в профессиональной деятельности, развивая свои способности и проявляя возможности.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Способности: 

      Термин  «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его  определений, неоднозначен.

      Способности человека – это относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в овладении и реализации различных видов деятельности. Они представляют собой главное условие эффективности реализации человеком той или иной деятельности. Способности – это относительно устойчивые психические свойства, которые проявляются в индивидуальном своеобразии психических средств (орудий), реализующих ту или иную деятельность. Способности – это такие свойства личности, которые отличают одного человека от другого по качественным и количественным показателям успешности освоения деятельности. Способности – не знания, не умения и не навыки человека, это внутренние условия, благодаря которым человек может более успешно или менее успешно осваивать знания, умения, навыки. Способности – это механизмы, формы психического развития, это конкретные элементы картины мира конкретного человека. Способности проявляются в скорости, прочности и точности приобретаемых знаний и выработке умений и навыков.

      В общем плане способности можно  рассматривать как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции (например мышление, память и др.), которые имеют индивидуальную меру выраженности проявляются в успешности и качественном своеобразии и реализации деятельности.

      Структуру способности можно описать функциональными, операционными и регулирующими механизмами, которые находятся в системном взаимодействии.

      Способности не формируются из задатков; и те, и другие являются свойствами: первые – функциональных систем; вторые – компонентов этих систем.

      Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.

      Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии, исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема способностей может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее психическое явление. 
 

       1. Общие способности и их роль в профессиональной деятельности 

       К общим способностям относятся познавательные, психомоторные и духовные способности. Познавательные способности – орудия познавательной деятельности и познавательной активности человека. К ним относятся способности: ощущения; восприятия (перцептивные); памяти (мнемические); мышления (мыслительные); внимания (аттенционные); представления; воображения (имажинитивные). 

Структуру общих способностей можно представить  следующим образом: 

 

       Способности ощущения – это индивидуальная мера выраженности сенсорных процессов. Они проявляются в скорости возникновения ощущения; дифференцированности, тонкости ощущений, позволяющей человеку различать два или несколько раздражителей; скорости различия; устойчивости уровня чувствительности как длительности сохранения требуемой интенсивности ощущения.

       Функции ощущения и восприятия (сенсорика) обеспечивают управление деятельностью человека. Основной характеристикой сенсорики человека является общее свойство сензитивности. Сензитивность – это  состояние повышенной чувствительности той или иной функции к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивность связана с типом нервной системы человека и одновременно является относительно устойчивой характеристикой личности. В силу его универсальности свойство сензитивности можно использовать как показательную диагностическую структуру эффективности трудового процесса. Важной характеристикой сенсорных процессов, имеющей значение для профессиональной деятельности, является уровень чувствительности анализаторов. Для развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации человека характерна неравномерность. У одного и того же человека может быть повышена чувствительность в области пространственного различия или речевого слуха и одновременно понижена чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или развитием его в профессиональной деятельности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта и специальной тренировки. Например, исследования зрительных дифференциальных порогов шлифовальщиков доказало, что различительная чувствительность мастеров в 20раз выше среднего.

       Основной  механизм сенсорного языка – сопоставление  воспринимаемого сигнала и эталона. Например, опытные сварщики быстро и точно определяют качество шва по оттенкам пламени сварки.

       По  мере усложнения техники в ходе автоматизации  требования к сенсорным свойствам  профессионала повышаются и перерастают в требования высокой сенсорной культуры. Первичная информация, полученная с помощью ощущения, формируется в образы восприятия.

       Перцептивные  способности – психические средства формирования субъективного образа объективного мира в момент его действия на органы чувств. В качестве показателей эффектности перцептивных способностей выделяют объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации; точность – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта; полноту – степень такого соответствия; быстроту – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; эмоциональную окрашенность.

       Восприятие  – психический процесс, порождающий  чувственный субъективный образ объективного мира. Назначение системы восприятия в том, чтобы обеспечить достаточные условия для адаптивного поведения. Чтобы взаимодействовать с окружающей средой, летчику, оператору, или шоферу нужно иметь возможность воспринимать состояние этой среды. Для этого нужна перцептивная информация. Отсюда следует, что в процессе труда восприятие следует рассматривать как компонент некоторой замкнутой системы управления с обратной связью.

       Восприятие  как основа приема информации характеризуется  рядом свойств: целостностью, омысленностью, констатностью, избирательностью. На основе этих свойств восприятия формируется перцептивный образ.

       Способности воображения (иманижинитивные  способности) – индивидуальная мера выраженности и качественное своеобразие процессов создания новых образов на основе уже известных. Они проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта; широте оперирования образами, понимаемой как возможность выполнять преобразования из различного материала; тип оперирования (доступный способ преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований.

       Осуществляя трудовую деятельность, человек должен постоянно прогнозировать возможные  результаты и творчески перестраивать  поведенческие модели для более эффективного приспособления к действительности. В основе творческого компонента лежит воображение. Воображение – это способность человека к созданию новых образов, не существовавших ранее. Воображение основано на умении замечать свойства предметов, компоновать их новые образы, перестраивать их композиционно, создавать принципиально новые образы под предполагаемые свойства. Воображение позволяет человеку мысленно отойти от действительности, представить ранее воспринимаемое в новых сочетаниях и связях, оживить его. Воображение обеспечивает предвосхищение результата деятельности.

       Воображение выполняет следующие необходимые для реализации деятельности функции:

   - создает образ-цель, т.е. предвосхищаемый  результат деятельности;

   - участвует в формировании программы поведения в ситуации неопределенности;

   - обеспечивает виртуальную деятельность: продуцирует образы, заменяющие  деятельность, личностно необходимую,  но объективно невозможную;

   - позволяет создавать образы объектов  и ситуаций, которые непосредственно  не воспринимались субъектом и даны в описании.

   В основе воображения лежат функциональные и операционные механизмы восприятия, памяти и мышления. Основная роль мышления заключается в преобразовании памяти текущей ситуации в принципиально  новую. Отражение действительности в этом случае происходит в новых, непривычных сочетаниях.

       Способности памяти (мнемические) – система средств запоминания и воспроизведения хранящейся у человека информации.

       Субъекту  деятельности необходимо сохранять  воспринятую информацию. Это происходит благодаря памяти. Память можно определить как процессы организации информации в целях предстоящей деятельности; как систему «присвоения» информации личностью, превращение ее в «свою».

       В основе мнемических способностей лежат  природные механизмы запечатлевать информацию. Их называют функциональными механизмами. В процессе созревания мозга и социализации личности природные способности надстраиваются культурными механизмами, сущность которых заключается в обработке запоминаемой информации, например, с помощью группировки материала, сравнения, расположения его в ряд и т.д. Эти механизмы называются операционными. Операционные механизмы в процессе освоения деятельности достраиваются регулирующими механизмами, которые проявляются в умении человека управлять процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации. В процессе реализации любой профессиональной деятельности соучаствуют разные механизмы: и природные, и культурные. Разная мера представленности в процессах познания тех или иных механизмов определяет участие различных видов памяти в процессе реализации деятельности.

       В деятельности человека, управляющего людьми, техникой, машинами или приборами, в той или иной мере проявляются  все основные виды памяти. В любой  деятельности соучавствуют кратковременная память, оперативная и долговременная.

Информация о работе Общие и специальные способности: их роль в профессиональной деятельности