Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:18, реферат
Под стилем понимается система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения.
Глава 14. Общие представления
о стиле деятельности
14.1. Понятие
о стиле деятельности
Под стилем понимается
система наиболее эффективных приемов
и способов организации своей деятельности,
некоторая устойчивая система особенностей
деятельности и поведения.
Систематическому исследованию
стили деятельности подверглись в работах
В. С. Мерлина и его коллег, и прежде всего
Е. А. Климова. По Е. А. Климову (1969), проявление
стиля деятельности многообразно: это
и практические способы действия, и приемы
организации психической деятельности,
и особенности реакций и психических процессов.
Автор отмечает:
Вообще говоря,
под индивидуальным стилем следовало
бы понимать всю систему отличительных
признаков деятельности данного человека,
обусловленных особенностями его личности
(с. 47).
Польский психолог Я.
Стреляу (1982) тоже характеризует разные
стили деятельности соотношением различных
действий (преобладанием в ней главных
или вспомогательных, дискретных или непрерывных,
разнородных или однородных действий).
Следовательно, согласно и этому автору,
стиль — это совокупность разных действий,
их система.
Следует подчеркнуть,
что речь идет именно о системе способов,
а не об отдельных способах, предпочитаемых
человеком.
Сказанное, однако, не
отрицает существование наряду со стилем
деятельности и стиля действий. Говорят,
например, о стиле живописи (имея в виду
технику письма), о стиле (способе) прыжков
в высоту и т. д. Важно только отметить:
стиль деятельности и стиль действия могут
быть независимыми друг от друга и отражать
разные характеристики деятельности.
Первый — тактику ее осуществления (это
особенно отчетливо видно при изучении
стилей спортивной деятельности, где во
многих случаях индивидуальная тактика
на соревнованиях того или иного спортсмена
может целиком зависеть от стиля деятельности,
присущего данному спортсмену), а второй
— технику ее осуществления.
Об относительной
самостоятельности этих двух стилей говорит
и тот факт, что одни и те же стили деятельности
встречаются у представителей разных
профессий и видов спорта, выполняющих
принципиально различные действия. Таким
образом, стиль действия характеризует
выполнение одного и того же действия
разными людьми и различными способами,
а стиль деятельности — разные комбинации
различных действий, отдельные из которых
разные люди могут выполнять и одинаковыми
способами. Например, все борцы овладевают
в принципе едиными технико-тактическими
приемами, но борцы атакующего стиля чаще
используют атакующие, а оборонительного
— защитные приемы.
Тот факт, что одинаковые
стили в разных видах деятельности связаны
с одними и теми же типологическими особенностями,
позволяет думать, что многие стили деятельности
отражают стиль поведения, который проявляется
в деятельности, но не зависит от ее содержания.
Поэтому жесткое противопоставление В.
С. Мерлиным стиля деятельности стилю
личности (если под последним понимать
особенности поведения) вряд ли оправдано.
Осторожный стиль поведения будет проявляться
у трусливого в любой деятельности.
14.2. Факторы, влияющие
на выбор стиля деятельности
Особенность подхода
пермской психологической школы к изучению
стилей деятельности состоит в том, что
они увязываются со свойствами нервной
системы. Отсюда и длинное название: «типологически
обусловленный индивидуальный стиль деятельности».
По Е. А. Климову, типологические особенности
свойств нервной системы выступают «ядром»
стиля. Действительно, во многих работах
показано, что склонность к тому или иному
стилю деятельности определяется как
отдельными типологическими особенностями,
так и их сочетанием. Именно типологически
обусловленная склонность к определенному
способу осуществления деятельности служит
первым толчком к стихийному формированию
стиля.
До недавнего времени
типологические особенности свойств нервной
системы рассматривались как единственные
детерминанты стиля деятельности. Однако
в последние годы, когда стали широко изучаться
стили спортивной деятельности, стало
очевидным: в двигательной деятельности
формирование стиля происходит под влиянием
целого комплекса факторов, и не только
психологических. Е. А. Климов подчеркивает,
что стиль деятельности связан со многими
особенностями личности, а не только с
типологическими особенностями свойств
нервной системы. В. С. Мерлин также отмечает,
что индивидуальный стиль деятельности
определяется всеми иерархическими уровнями
индивидуальности. В частности, во многих
исследованиях показана корреляция стилей
с тревожностью и волевыми качествами.
Имеются исследования, в которых обнаружена
связь стилей спортивной деятельности
с морфофункциональными особенностями
спортсмена, помогающими проявлению либо
скоростно-силовых качеств, либо выносливости.
В зависимости же от развитости этих качеств
спортсмены выбирают тот или иной стиль
(например, в велосипедных гонках).
Значит, словосочетание
«типологически обусловленный индивидуальный
стиль деятельности» целесообразно употреблять
не во всех случаях, а только в тех, когда
изучается типологическая обусловленность
стиля. Надо иметь в виду, что стиль деятельности
может формироваться и вопреки имеющимся
у человека типологическим особенностям
(когда он навязывается или когда формируется
в подражание кому-либо).
Выяснение вопроса о
том, чем обусловлен стиль деятельности,
приводит и к другому вопросу: какие стили
изучают психологи — индивидуальные или
типические.
Утвердившееся в психологической
литературе словосочетание «индивидуальный
стиль деятельности» требует, чтобы под
ним понималась индивидуально-своеобразная
система способов, к которым прибегает
человек, выполняя ту или иную деятельность.
Но фактически изучаются стили, присущие
не индивидуальности, а группе людей со
сходными типологическими особенностями
(стиль подвижных или инертных, слабых
по силе нервной системы или сильных и
т. д.). И формирование такого стиля у обучающихся
отражает применение к ним не принципа
индивидуализации, а дифференцированного
группового подхода. Поэтому правильнее
говорить не об индивидуальном стиле (в
тех случаях, когда изучаются типовые
стили), а о типических, присущих многим,
а не одному человеку как индивидуальности.
Последняя же скорее реализуется через
стили действий, отражающих своеобразную,
а порой и неповторимую манеру выполнения
той или иной деятельности через своеобразную
технику письма, рисования, игры на музыкальном
инструменте и т. д.
14.3. Стили деятельности
и способности
Относительно соотношения
стилей деятельности и способностей существуют
различные мнения. В. С. Мерлин рассматривает
первые как разновидность проявления
вторых. Г. Уиткин (H. Witкin еt аl.), наоборот,
выдвинул пять критериев, по которым отличаются
понятия стиль и способность.
Способность рассматривается
в связи с содержанием и уровнем выполнения
задания; стиль же выступает как способ
выполнения задания, т. е. разные стили
могут обеспечить одинаково высокую продуктивность
исполнения.
Способность униполярна;
стиль — биполярное образование, причем
оба полюса (противоположные стили) выступают
как равноценные в плане своих адаптивных
возможностей.
Способности имеют ценностный
контекст (т. е. оцениваются как хорошие
или плохие); к стилю же неприменимы оценочные
суждения, так как представители каждого
стиля имеют преимущества в тех ситуациях,
где их типические особенности способствуют
более эффективному поведению.
Способность изменчива
во времени; стиль же является устойчивой
характеристикой индивидуума.
Способность специфична
по отношению к определенной деятельности,
а стиль проявляется генерализованно
в различных сферах деятельности.
Не со всеми положениями
Г. Уиткина следует согласиться (способности
возможно также рассматривать биполярно:
плохие — хорошие; кроме того, одна и та
же способность может проявляться, как
и стиль, в разных видах деятельности),
но в целом он прав. Стиль может формироваться
с учетом способностей человека, содействовать
их проявлению, но не подменяет их.
14.4. Виды стилей деятельности
Все виды стилей деятельности
можно разделить на подготовительные
и исполнительские. Первые связаны с подготовкой
к деятельности, вторые — с ее исполнением.
В лаборатории В. С. Мерлина
был выявлен стиль, отражающий своеобразие
соотношений между ориентировочной и
исполнительной фазами деятельности (Л.
А. Копытова, 1964; Е. А. Климов, 1969; А. И. Сухарева,
1967; А. К. Байметов, 1967). Стиль деятельности,
связанный с тщательным сбором информации,
ее систематизацией, с детальным планированием
деятельности на основе собранной информации,
с обособленностью и большой продолжительностью
подготовительных действий, присущ лицам
со слабой нервной системой и инертностью
нервных процессов. Такие типологические
особенности заставляют субъектов тщательно
готовиться к деятельности, продумывать
все мелочи. Объясняется это тем, что эти
люди не любят попадать в неожиданные
ситуации, вызывающие у них вследствие
инертности нервных процессов затруднение
в переключении с одной установки на другую,
что приводит к возникновению психического
напряжения. Поэтому они стараются провести
профилактические мероприятия, действуют
по принципу: «семь раз отмерь, один раз
отрежь».
У других же наблюдается
стиль подготовки к деятельности, связанный
с недостаточным стремлением к получению
и систематизации информации, с недостаточным
планированием деятельности, с обращением
основного внимания на исполнение той
и исправлению недостатков по ходу ее
реализации, а не предупреждением их. Они
действуют по принципу «авось да небось».
У таких субъектов отмечается сильная
нервная система и подвижность нервных
процессов. Первая предохраняет человека
от страха и растерянности при возникновении
в ходе деятельности затруднений, а вторая
обеспечивает хорошее переключение с
одной ситуации на другую. Такое сочетание
силы нервной системы и подвижности обеспечивает
решительность, высокий темп деятельности.
Не случайно люди, которые отличаются
подвижностью нервных процессов, придают
большое значение «поворотливости», а
лица с инертностью отмечают, что, когда
торопятся, работа у них идет хуже (Е. А.
Климов).
Исполнительские стили деятельности многообразны и зависят от ее сферы и вида. В области управления различают автократический, демократический и либеральной (попустительский) стили руководства (лидерства), выделенные К. Левиным. В спортивной деятельности выделяют атакующий, защитный, контратакующий и комбинационный стили (в единоборствах), равномерный и неравномерный способ распределения сил на дистанции (в циклических видах деятельности) и др., о чем будет сказано ниже. Имеются разные стили исполнения и разучивания музыкальных произведений.
Информация о работе Общие представления о стиле деятельности