Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:37, курсовая работа
В настоящее время существует очень много профессий, и имеют большое значение те или иные качества человека, а точнее способности при выборе профессии. У кого-то преобладают способности к логическому мышлению, кто-то имеет тягу к словесности, а кто-то предпочитает заниматься с цифрами.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.
Введение.............................................................................................................3
1. Способности...................................................................................................5
2. Общие способности и их роль в профессиональной деятельности......................................................................................................6
3. Специальные способности и их роль в профессиональной деятельности....................................................................................................13
Вывод...............................................................................................................16
Список использованной литературы.......................................................................................................
Кратковременная память повышает эффективность любой деятельности. Особо следует отметить врачебную деятельность, работу спасателей, пожарных, милиционеров. Совершенно очевидно, что при хирургической операции не бывает второстепенных деталей. Хирург обязан мгновенно охватить все признаки ситуации и учесть их (т.е. запомнить) в дальнейших действиях. Другими словами, любая деятельность в экстремальных условиях предполагает наличие продуктивной кратковременной памяти.
Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия, длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти – сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.
Долговременная память хранит информацию впрок для предстоящей деятельности. Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора.
Субъект деятельности получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Соотношение перечисленных видов памяти в реальной деятельности и от индивидуальных особенностей работника, который будет опираться на наиболее развитый вид памяти.
В зависимости от характера запоминаемой информации можно выделить: память на слова (вербальная), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов, на числа, фамилии, лица и т.д.
Способности представления – индивидуальная мера выраженности в качественном своеобразии процессов оперирования вторичными образами, т.е. образами предметов и явлений без наглядной основы.
Представление – образ предмета, основанный на прошлом восприятии, и сохранении его. Представления носят обобщенный характер благодаря процессам преобразования воспринимаемой и запоминаемой информацией. Представление можно классифицировать по модальностям, так как несмотря на обобщенность, они сохраняют чувственно-предметный характер. Выделяют: обонятельные, зрительные, слуховые, тактильные и вкусовые представления.
В зависимости от содержания отражаемой реальности выделяют пространственные и временные представления. Образы представления – это сложные, многоуровневые образования. В них отражаются не только различные модальные характеристики объекта (форма, величина, пространственные соотношения, временные соотношения и т.д.), но и способы их мысленных преобразований. Образы представлений имеют свою структуру. Структура вторичных образов динамична.
В реальном процессе познания, в любой реальной деятельности структура перциптивного (первичного) образа постоянно изменяется, хотя объект остается неизменным. Субъект деятельности при решении любой задачи рассматривает объект в разных отношениях, позициях, ракурсах и связях.
В образе фиксируются именно те свойства и отношения, которые необходимы для осуществления конкретной деятельности. Мысленное оперирование этими отношениями составляет, например, основное содержание работы оператора. В условиях различных управляющих систем.
Уровень развития представлений оказывает значительное влияние на характер профессионализации человека. Например, грамотный опытный педагог по осанке стоящего у доски может определить степень его готовности к уроку; хирургу достаточно одного прикосновения к сосуду, чтобы охарактеризовать его тонус; шофер по звучанию мотора может предсказать неисправности автомобиля и т.д.
Мыслительные способности – психические средства опосредованного, обобщенного отражения объективной реальности, которые имеют индивидуальную выраженность и качественное своеобразие, а также это психические орудия процессов решения различного рода задач.
Основная задача мышления практической деятельности – это не познание, как таковое, а изменение, преобразование действительности. Специфика практического мышления, не отменяя наличия у него познавательной мотивации, переводит ее в разряд вторичной по отношению к преобразовательной мотивации. Данное обстоятельство, представляя собой интегральную особенность мышления в практической деятельности, обусловливает ряд более частных его характеристик.
Обозначим этапы функционирования практического мышления: возникновение проблемной ситуации, формулирование задачи как результат изучения проблемной ситуации, решение задачи (выработка решения), реализация решения.
Выделения проблемной ситуации – наиболее важный и сложный момент процесса профессионального мышления. Чем более опытным является субъект деятельности, тем выше его чувствительность к проблемным ситуациям. Профессионал высокого класса не сталкивается с ними, а активно ищет их признаки, обеспечивая тем самым повышение качества своей деятельности.
Выработка реализации решения в практической деятельности немыслимы без учета последствий, которые могут повлечь за собой претворение в жизнь.
На всем протяжении решения мыслительной задачи в практической деятельности проявляются основные черты практического мышления: направленность на реализацию, индивидуализированность, слабая осознаваемость и низкая вербализуемость, функционирование взаимодействующей системы, прогностичность, податливость объектов, которыми оперирует мышление, и связанная с этим необходимость использовании операции оценивания.
Способности внимания (аттенционные способности) – индивидуальная мера и качественное своеобразие процессов сосредоточения сознания на чем-либо.
При
ограниченном времени работнику
нередко приходится решать задачи восприятия,
переработки информации и принятия
решения практически
Внимание, как никакая другая функция, зависит от условий деятельности. По мере развития техники требования этой функции возрастают. Внимание функционирует на двух уровнях: на уровне, где может изменяться сенсорная чувствительность, и на уровне принятия решения. Внимание можно определить также как умственное действие контроля обслуживающее деятельность других психических функций.
Важнейшей характеристикой внимания является его избирательность. В определенный момент времени внимание сосредоточено лишь на ограниченном числе объектов. Селекция внимания осуществляется по принципу значимости объекта или ситуации для субъекта.
Механизмы внимания очень лабильны. Существует внутренний механизм управления усилием, с помощью которого при соответствующей концентрации внимания можно значительно усилить чувствительность к входному сигналу. Важнейший механизм в трудовой деятельности – механизм параллельной обработки, т.е. переработки нескольких сообщений одновременно. Емкость внимания зависит от его избирательности в трудовой деятельности. Избирательность характеризуется способностью распределять ограниченный объем внимания по необходимости и удобным каналам информации (органам чувств) за оптимальное время. Ряд профессий требует высокой концентрации внимания.
Духовные
способности – индивидуальное своеобразие
психических процессов человека, понимающего
свое место в мире.
3.
Специальные способности
и их роль в
профессиональной
деятельности
Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.
В
психологической литературе специальным
способностям посвящен ряд работ. Работы
Б.М. Теплова о музыкальных
Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской
деятельности, пришел к выводу, что можно
выделить 18 типичных качеств, свойств
личности, которые присущи способным организаторам:
1) способность "заряжать" своей энергией
других людей, активизировать их; 2) практически-психологический
ум; 3) способность понимать психологию
людей и верно на нее реагировать; 4) критичность;
5) психологический такт; 6) общий уровень
развития; 7) инициативность; 8) требовательность
к другим людям; 9) склонность к организаторской
деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность;
12) наблюдательность; 13) самообладание,
выдержка; 14) общительность; 15) настойчивость;
16) личная активность; 17) работоспособность;
18) организованность. Автор считает, что
для осуществления организаторской деятельности
необходимо единство этих качеств.
Изучение структур способностей к конкретным
видам общественно полезной деятельности
идет по линии пересечения более частных
способностей, совокупность которых, по
мнению авторов, и составляет способность
к тому или иному конкретному виду деятельности.
Способности развиваются в процессе деятельности благодаря развитию операционных и регулирующих механизмов. На примере мнемических способностей доказано, что ключевым моментом развития способностей являются операционные механизмы, появление которых кардинально меняет строение памяти и создает условия для системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания, сохранения и забывания любого материала. Любая деятельность осваивается человеком на основе общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Операционные и регулирующие механизмы тонко приспосабливаются к требованиям деятельности, и в результате происходит превращение общих способностей в специальные, характеризующиеся спецификой, обусловленной той или иной деятельностью.
Специальные способности – свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином виде деятельности.
Каждая
специальная способность имеет
свою структуру, где ведущими компонентами
являются особенности общих
- в литературных: особенность творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка;
-
в математических: умение обобщать;
гибкость мыслительных
- в педагогических: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;
- в художественных: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому.
Каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т.д.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакции, к свойствам личности.
К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца. Способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).
Информация о работе Общие и специальные способности: их роль в профессиональной деятельности