Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:19, реферат
Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка [Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. и др.] Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу[ мотиву] добывания средств к существования ( охота, приготовление пищи, одежды и др.).
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. [Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.]. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
Умение относить слова к обозначаемым ими предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Так, ребенок может вполне четко выполнять по слову определенные действия при общении с одним человеком и вовсе не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым. Если годовалый малыш в общении с матерью показывает головку, нос, глазки, ножки и некоторые другие части тела, то на просьбу других людей показать эти же части тела он может не реагировать. Ребенок и мать находятся в столь тесном интимном контакте, что не только слова, но жесты, мимика, интонация и ситуация общения – все вместе служит сигналом к действию.
В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если эти слова многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Так, взрослый говорит ребенку: «Дай ручку» – и сам делает соответствующий жест. Ребенок очень быстро научается ответному действию. При этом он реагирует не только на слова, а на всю ситуацию в целом.
Позднее значение ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются. Но и тогда связь слов с обозначаемыми ими предметами и действиями долго остается неустойчивой и зависит от тех обстоятельств, в которых взрослый дает ребенку словесные указания.
Заключение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А., Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., Жуковской Р.И. и др.
Подводя итог можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть последней причины – некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение в общении с детьми.
Неправильное – это значит:
-без уважения к личности ребенка, т. е. в унижающих, оскорбительных формах общения с детьми;
-без учета возрастных потребностей детей в нормальном отдыхе, в эмоциональном благополучии;
-без принятия и понимания ребенка, без доверия к нему.
Чтобы ребенок смог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако, не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. А ведь это влияние должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если использование перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье.
В раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка.
А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: “ не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребенка большое значение.
Уход из семьи одного из родителей часто ведет к распаду семьи, наносит травму детям, которые становятся раздражительными, грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается их интерес к труду, игре и т.д.
Своеобразные трудности возникают в семьях при воспитании единственного ребенка. Отсутствие общения с другими детьми, близкими по возрасту и по совместной жизни накладывает отпечаток на личность и характер такого ребенка. Нередко у единственного ребенка формируются негативные качества личности: эгоизм, замкнутость, неуживчивость.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания / культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т. д. / сочетаются с высоким, а неблагоприятные – с низким социометрическим статусом дошкольника среди сверстников.
Рекомендации.
Как общаться с ребенком раннего возраста?
Поддерживайте и поощряйте интерес ребенка к занятиям взрослых. На втором году жизни усиливается интерес детей к действиям взрослых, желание подражать им. Где, как не в семье, ребенок получает возможность включиться в совместные действия со взрослыми, осваивая все их разнообразие и сложность? Вместе с мамой или бабушкой можно стирать белье в машине, нажимая на нужные кнопки и слушая, как белье крутится в барабане, а затем помочь им прополоскать свои носочки в тазике с водой. Нет ничего интереснее, как вместе с папой разбирать и чинить телефон или рядом с дедушкой стучать деревянным молоточком по доске, "забивая гвозди". Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового. Он приобретет опыт переживаний радости от совместной работы, ее хорошего результата. Вы не только вместе потрудились, но и сопереживали ребенку, разделяли его удовольствие от общения с вами, заметили его затруднение и помогли ему. Создавайте условия для того, чтобы малыш мог наблюдать за вашими действиями. Пусть он видит, как мама или бабушка готовят обед, стирают, убирают квартиру, как папа или дедушка выполняют "мужские" дела. Объясняйте ему свои действия и действия других людей. Поощряйте стремление ребенка подражать и помогать вам: разрешите ему вытереть тряпкой стол, подмести веником пол, вымыть свою чашку, постирать рядом с вами салфеточку, "пропылесосить" коврик. Не забывайте благодарить его за помощь. Похвалив его, подчеркните сходство со взрослыми, например: "Машенька, ты наводишь в комнате порядок, как мама".
Конечно, участие ребенка в делах взрослых доставляет много хлопот. Это и испачканные рубашка или платье, и пролитая вода, и оставленный после "подметания" мусор на полу, и грязная после "мытья" тарелка. На втором году жизни ребенка занимает только сам процесс того или иного действия, а не его результат. Лишь к концу раннего возраста он научится понимать, что любое дело должно быть сделано хорошо, замечать свои ошибки. Но если близкие будут ограничивать его активность, ожидая, когда малыш подрастет, его потребность в общении со взрослым может ослабеть, а стремление к самостоятельности угаснуть. Бедность впечатлений и отсутствие совместных действий затормозит развитие сюжетной игры – мощного стимула психического развития детей.
Не ограничивайте деятельность ребенка слишком строго, иначе он не почувствует уверенности в своих силах. Но и не оставляйте без внимания все промахи малыша, ведь ваша задача – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей. Когда ребенок не видит этих ориентиров, когда он слышит только окрики - "нельзя", "отойди", "разобьешь", "поломаешь", - он чувствует растерянность, растет капризным и несамостоятельным, начинает бояться всего нового, плачет или кричит, когда какой-то предмет "ведет себя непослушно" в его ручках.
Помогайте ребенку осваивать бытовые действия. Освоение орудийных действий происходит при обучении ребенка бытовым навыкам, правилам гигиены, таким как умение пользовать ложкой, расческой, зубной щеткой, мылом и т.д. Обучение правилам использования бытовых предметов должно быть понятным малышу. Обязательно объясняйте ребенку смысл каждого действия: мыло и вода делают ручки чистыми, зубки нужно чистить, чтобы они были белыми и не болели, волосики нужно причесывать, чтобы они были красивыми и пр. По возможности сопровождайте обучение детскими стишками, песенками.
Поощряйте стремление ребенка к самостоятельности. На втором году жизни, когда ребенок еще слишком мал, чтобы обходиться без помощи взрослых, близкие стараются все делать за него. По мере овладения разнообразными умениями и навыками ребенок все чаще начинает отстаивать свое право действовать самостоятельно. Особенно интенсивно стремление к самостоятельности возрастает на третьем году жизни малыша. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Поддерживайте это ценное стремление ребенка.
По мере освоения ребенком новых умений и навыков доверяйте ему действовать самостоятельно. Возьмите на себя только то, что он не может сделать сам, остальное предоставьте делать ему самому. Наберитесь терпения, подавите в себе стремление сделать все быстро за ребенка. Избегайте педантизма и мелочного контроля над малышом.
Для того чтобы воспитывать у малыша самостоятельность, нужно показывать и объяснять ему последовательность тех или иных действий так, чтобы это было понятно ему.
Учите ребенка правильно вести себя за столом. Помогите ему правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.
Учите малыша снимать и надевать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы и молнии. Приучайте его следить за своим внешним видом, ухаживать за своими вещами. Побуждайте самостоятельно причесываться, заправлять рубашечку в штанишки, вешать одежду на свою вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.
Предоставляя ребенку свободу во время игр и занятий, приучайте его после их окончания наводить порядок: убрать на место игрушки, поставить на полку книжки, вытереть испачканный акварельными красками стол. Старайтесь сделать эти бытовые дела интересными для ребенка. Используйте для этого игровые приемы. Например, скажите малышу от имени игрушек, что им надоело валяться на полу, что им холодно, и они хотят, чтобы их убрали в их теплый домик (коробку). А книжки хотят вместе со своими сестричками стоять рядом на полочке.
Прежде чем начинать требовать от ребенка убирать игрушки на место, организуйте в комнате удобный игровой уголок. Сделайте низкие полки для книг, карандашей и красок, кубиков, машинок. Поставьте коробку или ящик для мелких игрушек, маленький столик и стульчик для рисования, лепки, чтения.
Если ребенку трудно, или он допустил оплошность, обязательно посочувствуйте ему, помогите исправить ошибку. Никогда не ругайте, не одергивайте, не дразните малыша, если он нечаянно разбил чашку, пролил воду или испачкался, если у него что-то не получается. Посочувствуйте ему и скажите, что в следующий раз у него все получится.
Не забывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие. Старайтесь благодарить его не вообще ("ты молодец"), а за конкретную помощь: "я так устала, а ты помог мне убрать со стола посуду" и пр.
Прививайте ребенку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.
Помогайте ребенку осваивать действия с игрушками. Родители часто жалуются на то, что дети быстро теряют интерес к игрушкам, постоянно требуют все новые и новые. И пылятся в детском уголке красивые куклы, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок капризничает и не умеет сам себя занять. Это происходит потому, что на ранних этапах детства малыши еще не умеют обращаться с предметами по их назначению, а однообразные манипулятивные действия с ними быстро истощают первоначально ярко выраженный интерес к новому предмету. Помните, что понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью. Необходимо помогать детям раскрывать свойства предметов, показывать, как с ними можно играть. Покупая ребенку новую игрушку, обязательно поиграйте с ней вместе с малышом. Заинтересуйте его не только внешним видом игрушки, но и тем, что с ней можно делать. Играя с куклой, придумайте интересный для малыша сюжет: покормите, искупайте ее, покатайте на колясочке. Если вы купили ребенку кубики, объясните, что из них можно построить много интересного. Вместе сложите из них башенку, заборчик, дорожку, поезд, гараж для машинки или домик для собачки. Рассмотрите вместе, как устроена новая машинка, как она может ездить в разных направлениях, покатайте на ней маленькую игрушку. Покажите, как правильно завести заводную игрушку (машинку, мышку, обезьянку, юлу). Сначала заведите ее сами на глазах у малыша, потом предложите завести ее вместе. Мягко направляйте руку ребенка, чтобы он понял нужное движение, а затем попросите совершить действие самостоятельно. Помогите малышу научиться пользоваться сачком для вылавливания рыбок, лопаткой, совочком, грабельками, формочками при игре с песком. Помните о том, что любой предмет приобретает особую притягательность для ребенка, если с ним действовал взрослый, а тем более, если они играли вместе.