Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:19, реферат
Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка [Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. и др.] Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу[ мотиву] добывания средств к существования ( охота, приготовление пищи, одежды и др.).
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. [Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.]. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
Обучая малыша пользоваться бытовыми предметами и игрушками, сначала покажите ему правильный способ обращения с предметом, а затем предложите ему совершить действие самому. Не торопите малыша, пусть он попробует самостоятельно выполнить действие. Доброжелательно комментируйте действия ребенка. При необходимости предложите ему свою помощь, возьмите его ручки в свои руки и вместе с ним совершите нужное движение. Повторите показ и совместное действие несколько раз.
Корректируйте движения малыша мягко, без насилия. Не ругайте его за неправильно выполненное действие. В этом возрасте гораздо важнее стремление ребенка делать что-то как взрослый, чем достижение правильного результата. Наберитесь терпения: то, что вам кажется простым и легким, пока еще трудно для малыша.
Не забывайте хвалить ребенка за старание, настойчивость. Радуйтесь вместе с ним его достижениям. Рассказывайте о достижениях малыша близким в его присутствии. Это будет наполнять его гордостью, давать уверенность в своих силах, поддерживать желание совершенствовать свои умения.
Откликайтесь на инициативу ребенка в общении по поводу предметов, на все его просьбы помощи.
Поддерживайте любознательность малыша. Ярко выраженная любознательность - важный показатель успешного психического развития ребенка. Он активно стремится к получению новых впечатлений, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое, стремится обследовать его. Он может подолгу увлеченно экспериментировать с песком, водой, красками, радуется своим открытиям, стремится поделиться своей радостью с близкими. Старайтесь разделять эту радость с малышом, поощряйте его интерес к исследованию.
Создавайте условия для детского экспериментирования: организуйте удобное место и подберите подходящие материалы таким образом, чтобы, занимаясь своими делами, вы могли держать ребенка в поле своего внимания и во время придти ему на помощь. Маленькие дети очень любят устраиваться со своими игрушками рядом со взрослыми. Если вы готовите еду на кухне, посадите ребенка за столик и предложите ему несколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних и маленьких и покажите, как их можно вкладывать одна в другую. Банка с крышкой, заполненная мелкими предметами даст малышу возможность прятать и находить игрушки, пластмассовая бутылка с крупой и чашка – пересыпать разные вещества из одной емкости в другую.
В ванной или на кухне можно организовать игры с водой. Оденьте ребенку фартучек, заполните тазик водой и покажите, как можно пускать кораблики из скорлупы грецкого ореха, или дощечек, обратите его внимание на то, что одни предметы плавают, а другие тонут, научите выжимать губку, пропитанную водой. Во время прогулки можно устраивать игры с песком: перекладывать его лопаткой в ведерко, высыпать, делать куличики, строить башню или горку, рыть канавки и норки и пр.
Предложениями и вопросами побуждайте малыша к исследованию. Например: "Попробуй открыть коробочку", "А вдруг в этом ящичке что-то лежит?", "А что будет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? Посмотри, палочка плавает, а камушек утонул. А если в воду опустить губку?".
Отвечайте на все вопросы малыша, стараясь формулировать ответы в доступной форме.
Радуйтесь "открытиям" и "изобретениям" малыша, поделитесь радостью с другими членами семьи, хвалите малыша. Если он уже умеет говорить, задавайте ему вопросы о том, что он делает, что у него получилось, помогите рассказать о том, чем он занимался, папе, бабушке, дедушке.
Не ругайте ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался. В раннем возрасте это неизбежно. Постарайтесь терпеливо относиться к детским "экспериментам" и так организовать пространство детской игры и занятий, чтобы было удобно навести порядок в доме.
Список используемой литературы.
1. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М., Педагогика, 1984
3. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991
4. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер.с фр. Репрод.изд. М., 1988
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.
7. . М., “ЦПП”, 1997
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.
9. Эмоциональное развитие дошкольника. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985
10. Эриксон Э. Детство и общество. Спб. , Ленато АСТ, 1996
11. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.
12. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
13 .Выгодский Л.С. Мышление и речь. -М.,1982.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.
15 .Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.,1967.
16. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.
18. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
19. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.,1995.
20. Психическое развитие воспитанников детского дома. //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. - М.,1990.
21. Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.
22. Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М.,1964.
23. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. - М.,1976.
24 .Розенгард-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.
25. Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.-Л.,1930.
26 .Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград,1922
27 .Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.
28. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
21