Общение детей дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Проблема общения детей дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Файлы: 1 файл

моя курсоваяя.doc

— 306.00 Кб (Скачать)
  • различные ступени развития, например сравнение психической организации человека и приматов
  • различные периоды развития, например сравнение психической организации детей дошкольного и школьного возрастов, детей младшего школьного возраста и подростков, подростков и юношей и т.п;
  • разные фазы одного и того же периода, например, сравнение психической организации лиц ранней и поздней взрослости;
  • разные уровни одного и того этапа развития, например, сравнение психической организации одаренных и обычных детей.

К категории сравнительных  относятся исследования, выявляющие особенности психической организации  лиц, различающихся не только по возрасту, но и по полу (мальчики - девочки, мужчины - женщины), профессиональной принадлежности (психологи - инженерно-технические работники), месту жительства (жители городов - жители сельской местности), состоянию здоровья (здоровые - соматически больные) и т.п. 
            Во всех случаях суть сравнительного организационного метода исследования заключается в следующем:

  1. Выбираются группы для сравнения, различающиеся по какому-либо заданному критерию, в качестве которого могут быть определенные социальные, психологические, психофизиологические, физические признаки.
  2. Выбираются необходимые психодиагностические методы и методики.
  3. Один и те же методики в полном объеме предлагаются всем группам, участвующим в исследовании.

Преимущество сравнительного метода заключается в том, что  его применение позволяет за короткий срок провести довольно обширные исследования, охватить различные возрастные категории, выявить роль многочисленных детерминант. Он дает возможность проследить динамику возрастного развития, преемственность различных фаз и периодов становления психики. Кроме того, он позволяет выявить эволюционные характеристики динамики изучаемых психических образований в идентичных социальных, культурно-исторических и экономических условиях. 
            Ограничения в применении сравнительного метода связаны с недооценкой роли индивидуальной вариативности психических проявлений при изучении общих закономерностей. 
            Долгое время сравнительно-возрастной метод был основным и наиболее распространенным в психологических исследованиях. Параллельно с ним в возрастной психологии стал разрабатываться и применяться лонгитюдный метод. 
            Лонгитюдный метод имеет несколько синонимичных названий: метод длинника, метод продольных срезов. В отличие от метода поперечных срезов, лонгитюд предполагает многократное исследование одного и того же человека или одной и той же группы лиц на протяжении достаточно длительного отрезка жизненного пути. 
            Первый долгосрочный лонгитюд, охватывающий изучение широкого круга личностных черт, был начат в 1929 году Исследовательским институтом Фелза и продолжался 30 лет. Первоначально, было обследовано 89 новорожденных. Испытуемые регулярно обследовались в течение 14 лет. В 1957-59 г.г., когда средний возраст обследуемых достиг 24 года, по полной программе психологического обследования был протестирован 71 человек. 
            Еще более длительный лонгитют, включавший три блока исследований, был проведен Институтом развития человека Калифорнийского университета в Беркли. Первый блок исследований начался в 1928 году и охватил 248 младенцев, которых регулярно обследовали с 21 месяца до 18 лет и затем однократно в 30 и 40 лет. Второй блок исследований начался также в 1928 году и охватил небольшую, но более однородную группу новорожденных. Их обследовали в течение 18 лет, затем в возрасте 21, 26 и 36 лет. Объектом третьего блока исследований, начало которого относится к 1932 году, стали 212 подростков-пятиклассников (средний возраст 11 лет). Выявлялась степень постоянства психических свойств в подростковом возрасте, юности (14-17 лет) и в переходном - от юности к взрослости (17-37 лет). В конце 50-х годов, когда испытуемым исполнилось 31 и 38 лет, они были вновь детально обследованы. В этом исследовании участвовали уже 171 человек. В конце 60-х годов при достижении 42 и 49 лет процедура повторилась. В ней участвовали 146 человек 
            В нашей стране большую роль в организации и проведении лонгитюдных исследований сыграл Б.Г.Ананьев. Под его руководством проводилось 5-летнее исследование, в котором участвовали студенты-психологи. С помощью теста Векслера выявлялась устойчивость и динамичность интеллектуальных функций. Специально для целей исследований был разработан и адаптирован второй вариант методики. Оказалось, что общий интеллект студентов увеличился, но не существенно: с 116 баллов до 121. Более заметен был рост невербального интеллекта: с 105 баллов до 15. Вербальный интеллект практически не изменился в течение 5 лет. Если в первый год обучения в университете уровень вербального интеллекта соответствовал 122 баллам, то через 5 лет - 123 баллам. 
            Первый долгосрочный лонгитюд, охватывающий изучение широкого круга личностных черт, был начат в 1929 году Исследовательским институтом Фелза и продолжался 30 лет. Первоначально, было обследовано 89 новорожденных. Испытуемые регулярно обследовались в течение 14 лет. В 1957-59 г.г., когда средний возраст обследуемых достиг 24 года, по полной программе психологического обследования был протестирован 71 человек 
            К относительно стабильным были отнесены черты, обусловленные преимущественно генетически или возникшие на ранних этапах онтогенеза, в частности, темперамент, эмоциональная реактивность, первичные умственные способности и т.п. Высокой изменчивостью обладают культурно обусловленные черты. Черты личности, подчиненные двойной детерминации, варьируют или остаются стабильными в зависимости от жизненных условий. Как оказалось, различной изменчивостью обладают не только отдельные черты личности, но и личностные типы. Сравнение психических особенностей одних и тех же мужчин и женщин в возрасте 13 и 45 лет показало, что достаточно высокой устойчивостью, обладает такой личностный тип, как "ранимый с ослабленным самоконтролем". В подростком возрасте для этого типа были характерны раздражительность, агрессивность, бунтарство, склонность к рискованным поступкам, нетрадиционные умозаключения и действия, слабая самодисциплина и самоконтроль. И в 45-летнем возрасте представители этого типа сохранили большинство признаков своей личности. 
            Как видно из приведенных данных, лонгитюд основывается на длительном наблюдении и постоянном использовании тех или иных функциональных психологических проб, диагностирующих различные психические образования. Методическая специфичность лонгитюдного метода заключается в необходимости использования на каждом этапе исследования методов, обладающих одинаковой содержательной валидностью. Лонгитюд возможен лишь при наличии параллельных форм психодиагностических методик. В случае проведения исследования в пределах одного возрастного периода требуется соблюдение возрастной валидности методик и одновременно сложности заданий. 
            Преимущества лонгитюдного метода заключаются, во-первых, в более высокой точности (по сравнению с методом поперечных срезов) прогноза психического развития отдельного индивида и дальнейшего хода психической эволюции вообще; во-вторых, в возможности определения генетических связей между фазами психического развития и установления диапазона колебаний возрастных норм и моментов перехода одной фазы в другую; в-третьих, в устранении такого недостатка метода поперечных срезов, как нивелировка индивидуальных социально-психологических, психологических и психофизиологических особенностей и уравнивание все обследуемых индивидов данного возраста и данной популяции. 
            Ограничения на использование лонгитюдного метода накладывает трудоемкость его организации и проведения. Прежде всего, следует помнить, что для получения надежных результатов необходимо правильное определение длительности всего исследования, а также количества и периодичности проведения контрольных измерений. Известно, что надежность результатов тем выше, чем более длителен лонгитюд. В то же время исследователям вряд ли хотелось, чтобы лонгитюд выходил за пределы их собственного жизненного пути. Существенные сложности для проведения лонгитюдного исследования представляют требования к методикам Необходимы параллельные серии методик, на разработку которых уходит довольно много времени. В противном случае результаты могут быть обусловлены не происходящими изменениями в психической организации человека, а возникающей адаптацией к тестированию и тренированностью. При организации лонгитюдного исследования следует серьезно отнестись к объему выборки. С одной стороны, ограничение небольшим количеством избранных объектов затрудняет выявление возрастных закономерностей. С другой - длительные исследования сопровождаются естественным сокращением участников за счет болезни, переездов, смерти. 
            Комплексный организационный метод, как и рассмотренные выше, имеет свои специфические особенности. Прежде всего, он основывается на принципе целостности психической организации человека и реализует его в экспериментальных и прикладных исследованиях. Комплексный метод предполагает изучение разных аспектов или разных уровней какого-либо психического феномена. Так, например, при комплексном исследовании психологической готовности детей к обучению в школе выделяют социальный, психологический, педагогический, медицинский аспекты. Психологическая готовность определяется как сложное психическое образование, включающее в себя мотивационный, эмоциональный, волевой, коммуникативный, интеллектуальный, рефлексивный и т.п. потенциалы развития личности ребенка. Поэтому комплексный подход объединяет различных специалистов (психологов, социальных работников, педагогов, врачей и т.п.) и нередко обозначается как междисциплинарный. 
            Программа комплексного исследования определяется общностью предмета исследования и разделением функций между отдельными дисциплинами и участвующими в исследовании специалистами. Он предполагает сопоставление полученных данных и их обобщение. Своеобразие комплексного метода вытекает из ориентации на установление взаимосвязей межу изучаемыми аспектами и уровнями психических проявлений.

3.В классификации  Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических и занимают особое место. Из категории "психодиагностических" исключены наблюдение и самонаблюдение, а также экспериментальные и игровые, позволяющие выявлять важные стороны психологических феноменов. 
            Интенсивное развитие психодиагностики, все большее ее выделение в самостоятельную научно-практическую дисциплину потребовало особой систематизации психодиагностических средств. В настоящее время существует несколько классификаций, построенных на различных принципах. В качестве примера можно привести классификации, предложенные как отечественными учеными, так и зарубежными. 
            А.А.Бодалев и В.В.Столин, классифицируя методы, ориентируются на два различных признака: методические принципы, лежащие в основе психодиагностического метода, и на меру вовлеченности в психодиагностическую процедуру психолога-диагноста.

  1. На основании сопоставления методических принципов выделяются:
    • объективные тесты (возможны правильные ответы);
    • стандартизованные самоотчеты:
    • тесты-опросники, открытые опросники,
    • шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация,
    • индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа                 ролевых репертуарных решеток;
    • проективные техники;
    • диалогические техники (беседа, интервью, диагностические игры).
  2. На основании меры вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат диагностики выделяются:
    • объективные (тесты, опросники, шкальные техники);
    • диалогические (беседа, интервью, диагностические игры,          патопсихологический эксперимент, некоторые проективные методики).

Минимальной вовлеченностью психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результатов  характеризуются объективные методы, максимальной - диалогические. Мера вовлеченности определяется профессиональным опытом психолога-диагноста, его личностными свойствами, а также индивидуальными особенностями и спецификой психологических проблем самого обследуемого. 
            Более четкие признаки классификации психодиагностических методов предложены В.К.Гайдой и В.П.Захаровым. Авторы используют следующие основания:

  1. Качество:
    • стандратизованные
    • нестандартизованные
  2. Назначение:
    • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
    • тесты профессиональной пригодности;
    • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, математических и т.п.);
    • тесты достижений.
  3. Стимульный материал:
    • бланковые;
    • предметные (кубики, фигуры, карточки и т.п.);
    • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания, памяти, мышления и т.п.).
    • Количество обследуемых:
    • индивидуальные;
    • групповые.
  4. Форма ответов:
    • устные;
    • письменные.
  5. Ведущая ориентация:
    • тесты на скорость (выполнение ограничено временем);
    • тесты мощности (время выполнения не ограничено, оценивается успешность и способ решения).
    • Степень однородности задач:
    • гомогенные (тесты содержат сходные задания и применяются для диагностики одного какого-либо психического образования);
    • гетерогенные (в тестах представлены разнообразные задания и применяются для диагностики или одного психического образования, или нескольких).
  6. Комплексность:
    • изолированные;
    • тестовые наборы (батареи);
  7. Тип ответов на задания:
    • тесты с предписанными ответами;
    • тесты со свободными ответами.
  8. Психическое образование
    • интеллектуальные;
    • тесты личности.
  9. Тип умственных действий:
    • вербальные;
    • невербальные.
 
 
  • В современной  методологии и логике науки (Асмолов А.Г., 1996, аннотация) выделяется следующая общая схема уровней методологии:
    • уровень философской методологии;
    • уровень методологии общенаучных принципов исследования;
    • уровень конкретно-научной методологии;
    • уровень методик и техник исследования (см. рис. 3).

(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/991/991003.htm - см. статью Асмолова А.Г. "XXI век: психология в век психологии (посвящается памяти моего учителя А.Н. Леонтьева (1903-1979)).

Методология философская - это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Она существует не как система жестких норм или указаний на необходимость неопределенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления. 
          К общенаучной методологии относятся попытки разработки универсальных принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. 
          Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические
принципы описания сложных систем и др. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности - общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования (http://www.vygotsky.edu.ru/html/da.php; см. международная кафедра культурно-исторической психологии МГППУ). 
          Конкретно-научная методология разрабатывает те же проблемы, что и общенаучная методология, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки, в отношении как
теории, так и эмпирической деятельности. 
          Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, которые отличаются друг от друга своими объяснительными принципами и способами исследовательской и практической работы (
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/993/993018.htm; см. статью Лазарева В.С. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности). 
          На уровне конкретных методик и техник исследования осуществляется разработка конкретных методик психолого-педагогического исследования применительно к решению познавательных задач определенного типа. На этом уровне рассматриваются проблемы
валидности и методики разрабатываемых диагностических методик исследования (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-diag.html; см. лабораторию диагностики и коррекции психического развития ПИ РАО). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Общение детей дошкольников со взрослыми