Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:19, курсовая работа
Проблема общения детей дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.
Приведенная классификация
имеет преимущество – гносеологическое
основание (субъектно-объектное
Однако авторы умышленно или неумышленно остановились лишь на классификации эмпирических психологических методов, для чего были вынуждены включить моделирование в число герменевтических методов. Но разве при использовании этого метода “субъект и объект познания не противопоставлены”? Ведь модель – это рациональное противопоставление субъектом одного объекта другому (образа и первообраза), что невозможно без рефлексивного отношения субъекта к объекту и к себе.
Существуют и другие
подходы к описанию и классификации
методов психологического исследования,
но практически всегда ставится знак
тождества между эмпирическими
методами психологического исследования
и психологическими методами вообще,
что затрудняет определение специфики
тех и других.
Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:
1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие
1. субъекта и объекта исследования.
2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования).
3. Интерпретация и описание, при которых субъект “внешне” взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
4. Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.
Результат применения
теоретических методов
Наконец, интерпретационно-описательные
методы – это “место встречи” результатов
применения теоретических и
С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы.
Будем считать теоретическими методами психологического исследования: 1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон и др.; 2) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; 3) моделирование – конкретизация метода аналогий, “трансдукция”, умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат – модель объекта, процесса, состояния.
От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании (субъективной реальности, интуиции) автора концепции.
Умозрительный психолог, как и философ, порождает приемлемые, с его точки зрения, модели психической реальности либо модели ее отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества, восприятия и т. д.). Продуктом умозрения является учение, т. е. некоторый целостный мысленный продукт, объединяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий своей фальсификации (опровержения) при эмпирическом исследовании.
Существуют два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное.
В первом случае исследователь
хочет выявить структуру
Естественно, нам не дано понять структуру психической реальности другого человека. Но каждый субъект имеет собственную реальность, поэтому существует сходство функционально-структурного моделирования и герменевтического метода, которое и подвигло М. С. Роговина и Г. В. Залевского на включение метода моделирования в число герменевтических методов. Следует, наверное, отделить теоретическую модель психической реальности как таковой (например, психика – “телефонная станция”) от субъективной модели психической реальности конкретного другого человека, которая есть “чистое переживание”. Сходство психических процессов – не сходство научных методов.
Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Особенности описательных методов в психологии подробно изложены в монографии В. А. Ганзена [Ганзен В. А., 1984], хотя в ней и не проводится различие между описанием как теорией и описанием эмпирических данных.
Рассмотрим еще одну классификацию психологических эмпирических методов. В предыдущей главе была приведена классификация, которая разделяла методы по двум основаниям, связанным с познавательной деятельностью исследователя: активность – пассивность; наличие средств – непосредственность. В психологическом исследовании объект также может быть активным, ведем ли мы речь о человеке или животном. Человек в качестве испытуемого является субъектом общения, познания и деятельности, как и исследователь. Следовательно, при классификации эмпирических психологических методов нужно учесть и эту особенность.
В психологии большое
значение имеет интерпретация и
понимание поведения
Удобно располагать все психологические эмпирические методы в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. Первый – наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый – одно лицо). Второй – объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и “чистое” понимание поведения другого человека путем “вчувствования”, эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Нельзя сказать, что во втором случае исследователь не использует никаких средств: они есть, но “внутренние” (в смысле Л. С. Выготского), – личный опыт исследователя, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации и т. д. Средства, которые исследователь использует в измерении, – внешние (приборы, тесты и т. д.). Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно назвать и по-другому. Первый образует ось “два субъекта – один субъект”, или “внешний” диалог – “внутренний” диалог. Второй образует ось “внешние” средства – “внутренние” средства, или “измерение – интерпретация”.
В квадратах, образованных
этими осями, можно расположить основные
психологические эмпирические методы
(рис. 2.5).
Рис. 2.5
Психологический эксперимент с этой точки зрения является методом, в котором взаимодействие с испытуемым сочетается с объективной регистрацией его поведения.
В разделе 2.4 будут
проанализированы особенности
Современные классификации методов психологического исследования
Существует общепринятое
деление исследовательских
Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности.
Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием. Он также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.
Современные методы психодиагностики условно делятся на:
1. стандартизованные, измерительные методы («тесты» - объективные тесты и стандартизованный самоотчет),
Тесты
в основе лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил;
обеспечивают диагноз и прогноз лишь с вероятностной точностью;
диагноз оказывается более надежным по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.
2. экспертные методы - методы понимания («клинические» - проективные диалоговые методы).
Экспертные методы
Тест - совокупность стандартизированных заданий, ограниченных временем, стимулирующих определенную форму активности, их результаты поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Также термин «тест» используется наряду с другим термином — методика (иногда — техника). В советской психодиагностике слово «тест» имело негативное значение, обозначая не только инструмент исследования, но и его «буржуазность». Все используемые тесты были переименованы в методики.
Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают (проективные методики).
Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опросник».
Опросник - психодиагностический инструмент, который, в отличие от других тестов, направлен на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.
Появилось значительная группа компьютеризированных, или приспособленные к условиям компьютера методик.
Р.Кэттелл и Ф.Варбуртон в своем справочнике собрали, описали и классифицировали по предмету психологической оценки более 400 различных тестов.
Классификация психодиагностических методов:
1. Тесты способностей - исследование интеллектуальных функций,
2. Тесты умений и навыков - координация, точность движений,
3. Тесты на восприятие - восприятие запахов, слов, предложений,
4. Опросники - анкеты, прямые опросники,
5. Мнения - отношение к другим людям, нормам морали.
6. Эстетические тесты (предпочтение в музыке, живописи...). < p> 7. Проективные тесты (проективные личностные тесты...).
6. Ситуационные тесты (поведение в ситуации...).
7. Игры (СПТ, ОДИ, ДИ, АСИД...).
8. Физиологические тесты (физиологические пробы...).
9. Физические тесты (вес, размер грудной клетки, рост...).
10. Случайные наблюдения
(поведение в ходе
Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые могут быть условно обозначены как:
Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.