Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:19, курсовая работа
Проблема общения детей дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.
Монизм — философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало. |
Основные положения
диалектического материализма сводятся
к следующим: материя первична, а
сознание вторично; оно возникает
в результате развития материи (мозга
человека) и является его продуктом
(принцип материалистического
В философии диалектического материализма
важное место занимают законы диалектики:
переход количественных изменений в качественные,
единство и борьба противоположностей,
отрицание отрицания.
Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. |
Диалектико-материалистическая
педагогика исходит из того, что личность
есть объект и субъект общественных отношений.
Ее развитие детерминировано внешними
обстоятельствами и природной организацией
человека. Ведущую роль в развитии личности
играет воспитание, которое представляет
собой сложный социальный процесс, имеющий
исторический и классовый характер. Личность
и деятельность человека находятся в единстве:
личность проявляется и формируется в
деятельности.
Философский уровень методологии педагогики
сегодня представляет одну из актуальных
ее проблем, попытки решения которой будут
показаны в следующей главе.
Общенаучная методология
может быть представлена системным
подходом, отражающим всеобщую связь
и взаимообусловленность явлений и
процессов окружающей действительности.
Он ориентирует исследователя и практика
на необходимость подходить к явлениям
жизни как к системам, имеющим определенное
строение и свои законы функционирования.
Сущность системного подхода заключается
в том, что относительно самостоятельные
компоненты рассматриваются не изолированно,
а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Он позволяет выявить интегративные системные
свойства и качественные характеристики,
которые отсутствуют у составляющих систему
элементов. Предметный, функциональный
и исторический аспекты системного подхода
требуют реализации в единстве таких принципов
исследования, как историзм, конкретность,
учет всесторонних связей и развития.
Системный подход требует реализации
принципа единства педагогической теории,
эксперимента и практики. Педагогическая
практика является действенным критерием
истинности научных знаний, положений,
которые разрабатываются теорией и частично
проверяются экспериментом. Практика
становится и источником новых фундаментальных
проблем образования. Теория, следовательно,
дает основу для правильных практических
решений, но глобальные проблемы, задачи,
возникающие в образовательной практике,
порождают новые вопросы, требующие фундаментальных
исследований.
Системный подход ориентирует
на выделение в педагогической системе
и развивающейся личности прежде
всего интегративных
на изучение и формирование того, что в
системе является устойчивым, а что переменным,
что главным, а что второстепенным. Он
предполагает выяснение вклада отдельных
компонентов-процессов в развитие личности
как системного целого. В этом отношении
он очень тесно связан с личностным подходом,
который означает ориентацию при конструировании
и осуществлении педагогического процесса
на личность как цель, субъект, результат
и главный критерий его эффективности.
Он настоятельно требует признания уникальности
личности, ее интеллектуальной и нравственной
свободы, права на уважение. Он предполагает
опору в образовании на естественный процесс
саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создание для этого
соответствующих условий.
Инвариантный — остающийся неизменным при определенном преобразовании переменных. |
Деятельность —
основа, средство и решающее условие
развития личности. Этот факт обусловливает
необходимость реализации в педагогическом
исследовании и практике тесно связанного
с личностным деятельностного подхода.
Его значение показал в своих работах
А.Н. Леонтьев. "Для овладения достижениями
человеческой культуры, — писал он, —
каждое новое поколение должно осуществить
деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную)
той, которая стоит за этими достижениями"'.
Вот почему, чтобы подготовить воспитанников
к самостоятельной жизни и разносторонней
деятельности, необходимо в меру возможностей
вовлечь их в эти виды деятельности, т.е.
организовать полноценную в социальном
и нравственном отношении жизнедеятельность.
Деятельностный подход требует перевода
ребенка в позицию субъекта познания,
труда и общения. Это, в свою очередь, требует
реализации полисубъектного (диалогического)
подхода, который вытекает из того, что
сущность человека значительно богаче,
разностороннее и сложнее, чем его деятельность.
Полисубъектный подход основан на вере
в позитивный потенциал человека, в его
неограниченные творческие возможности
постоянного развития и самосовершенствования.
Важным при этом является то, что активность
личности, ее потребности в самосовершенствовании
рассматриваются неизолированно. Они
развиваются только в условиях взаимоотношений
с другими людьми, построенных по принципу
диалога. Диалогический подход в единстве
с личностным и деятельностным составляют
сущность методологии гуманистической
педагогики.
Реализация вышеназванных методологических
принципов осуществляется во взаимосвязи
с культурологическим подходом.
Культура при этом понимается как специфический
способ человеческой деятельности. Являясь
универсальной характеристикой деятельности,
она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую
программу и предопределяет направленность
того или иного вида деятельности, ее ценностных
типологических особенностей и результатов.
Таким образом, освоение личностью культуры
предполагает освоение ею способов творческой
деятельности.
Человек, ребенок живет и учится в конкретной
социокультурной среде, принадлежит к
определенному этносу. В связи с этим культурологический
подход трансформируется в этнопедагогический.
В такой трансформации проявляется единство
интернационального (общечеловеческого),
национального и индивидуального.
Этнос — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. |
В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики. Между тем национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой — максимально использовать ее воспитательные возможности.
Трансформация — преобразование, превращение. |
Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал КД.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук К.Д.Ушинский отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Это положение КД.Ушинского — неизменная истина педагогики.
Цивилизация — уровень общественного развития и материальной культуры. |
Выделенные методологические
принципы (подходы) педагогики как отрасли
гуманитарного знания позволяют, во-первых,
вычленить не мнимые, а действительные
ее проблемы и тем самым определить
стратегию и основные способы их
разрешения. Во-вторых, это дает возможность
целостно и в диалектическом единстве
проанализировать всю совокупность наиболее
значимых образовательных проблем и установить
их иерархию. И наконец, в-третьих, данные
методологические принципы позволяют
получить объективные знания и уйти от
ранее господствовавших педагогических
стереотипов.
С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:
1. Уровень методики.
2. Уровень методического приема.
3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).
4. Уровень организации исследования.
5. Уровень методологического подхода.
Правда, термин “метод” может применяться к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике – проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности – близнецовый метод (уровень 4).
Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г. Д. Пирьов, разделив “методы” на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.), 2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
С. Л. Рубинштейн в “Основах общей психологии” [Рубинштейн С. Л., 1946] в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Наблюдение подразделялось на “внешнее” и “внутреннее” (самонаблюдение), эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, “родственно-идеологические” связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.
Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б. Г. Ананьеву, – классификация болгарского психолога Г. Д. Пирьова [ПирьовГ. Д., 1985]. Он выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное,субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.
Б. Г. Ананьев [Ананьев Б. Г., 1977] подверг критике классификацию Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на: 1) организационные (4-й и 5-й уровни, выделенные нами выше); 2) эмпирические; 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.
К организационным
методам Ананьев отнес
В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента или инструментального наблюдения? Почему группа интерпретационных методов отделена от организационных? Разве генетическая интерпретация не предполагает особый способ организации исследования (“близнецовый метод” и др.)?
Важно отметить, что
здесь не обозначены теоретические
методы психологического исследования,
но вместе с тем выделен класс
методов, “промежуточный” по статусу
между эмпирическими и
В работах М. С. Роговина
и Г. В. Залевского [Роговин М. С, Залевский
Г. В., 1988] рассматриваются