Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:19, курсовая работа
Проблема общения детей дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.
Принципиальное значение
имеет членение М., основанное на представлении
о различных уровнях
В современных философско-
С 1950-х гг. в М. науки видное место начинают занимать проблемы порождения и смены систем знания. В частности, английский логик и философ К. Поппер пытается объяснить этот процесс на основе выдвинутого им принципа фальсификации, т. е. систематического опровержения существующих теорий; американский специалист по истории науки Т. Кун формулирует концепцию развития науки посредством научных революций, приводящих к радикальной смене парадигм (предложенный им термин) научного мышления; в работах английского математика и философа И. Лакатоса предлагается идея развития науки на основе выдвижения и реализации определённой последовательности исследовательских программ. Важным аспектом этих и ряда др. исследований является широкая критика неопозитивистских представлений о М. науки и её предмете за узость их исходных предпосылок. В этой связи в работах некоторых советских и зарубежных специалистов развивается концепция М., основанная на принципе деятельности и стремящаяся представить М. как систематическую теорию научно-исследовательской деятельности. Разработка этой концепции сопровождается критикой фальсификационизма Поппера (за одностороннее представление процесса развития знания) и концепции Куна (за отрицание им преемственности в развитии познания).
Специально-научная М., в свою очередь, членится на несколько уровней: общенаучной методологической концепции и направления, М. отдельных специальных наук, методика и техника исследования. Со 2-й половины 20 в. особенно быстрое развитие получил первый из этих уровней, далеко не однородный по своему содержанию. Причинами его возникновения и роста являются универсализация средств познания, облегчаемая этим обобщённая постановка научных проблем, а также стремление к синтезу, которое становится господствующим в стиле мышления современной науки. К числу общенаучных методологических концепций и направлений относятся проблемно-содержательные теории, дающие непосредственно описание широкой сферы реальности под определённым углом зрения, т. е. с позиций определённого методологического принципа (таковы, например, концепция ноосферы В. И. Вернадского или теоретическая кибернетика); универсальные концептуальные системы (типа общей теории систем Л. Берталанфи), направленные на выявление универсальных понятий и категорий научного мышления посредством анализа материала самой науки; методологической (в узком смысле слова) концепции и дисциплины (такие, как структурализм, структурно-функциональный анализ, системный анализ), выступающие в виде либо дисциплин современной прикладной математики, либо относительно жестко организованной совокупности процедур исследования, применимой к широкому кругу явлений, либо сочетающие оба эти момента. Методологические функции таких концепций и направлений состоят в том, что они дают научному исследованию либо содержательную ориентацию, способствуя построению новых предметов изучения (такую роль, например, до сих пор выполняет концепция ноосферы по отношению к проблематике взаимодействия общества и среды), либо эффективный понятийный и математический аппарат анализа.
В силу общенаучного характера подобных концепций они оказываются достаточно близко связанными с философской М., хотя отнюдь не совпадают с ней: их функции исчерпываются предметной ориентацией исследования и предоставлением ему специализированного аппарата анализа, тогда как философская М. непременно включает в себя мировоззренческую интерпретацию оснований исследования и его результатов. Однако эта близость и широкий, общенаучный характер современных направлений М. приводят к тому, что в них заметное место занимают философские предпосылки. Например, одно из важных оснований системного подхода образует определённая трактовка принципа целостности; развитие М. структурализма требует обстоятельного рассмотрения проблемы отношения структуры и истории. Поэтому философская интерпретация соответствующей М. играет двоякую роль: с одной стороны, она позволяет выявить основания этой М., поставить её в связь с борьбой философских идей; с др. стороны, развитие новых направлений М. выдвигает и новые философско-методологические проблемы, т. е. требует углубления философского уровня М.
Междисциплинарная природа
общенаучных направлений М., их близость
к философской проблематике иногда порождают
неоправданную тенденцию к универсализации
таких направлений, к возведению их в ранг
философских и даже идеологических концепций.
Содержательным основанием такой универсализации
является неправомерное отождествление
философских и конкретно-научных уровней
М. и связанная с ним попытка толковать
методологические определения непосредственно
как определения всей реальности, а методологические
установки соответствующего направления
— как абсолютные цели всякого познания.
Подобная универсализация проявилась,
в частности, в истории структурализма
в гуманитарном познании, она имела место
и в некоторых интерпретациях системного
подхода. Конструктивная роль материалистической
диалектики как М. науки состоит, кроме
всего прочего, в том, что она показывает
несостоятельность таких устремлений,
позволяет определить реальные возможности
и границы каждой формы конкретно-научной
(в т. ч. и общенаучной) М.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство. Соч., 2 изд., т. 2; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; его же, Экономические рукописи 1857—1859 годов, там же, т. 46, ч. 1; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, философские тетради, там же, т. 29; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., 1960; формальная логика и методология науки, М., 1964; Логика научного исследования, М., 1965; Лакатос И., Доказательства и опровержения, пер. с англ., М., 1967; Швырев В. С., Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки, М., 1966; Попович М. В., О философском анализе языка науки, К., 1966; Копнин П. В., Логические основы науки, К., 1968; Зиновьев А. А., Основы логической теории научных знаний, М., 1967; Фролов И. Т., Очерки методологии биологического исследования, М., 1965; Мамардашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1969; Ракитов А. И., Курс лекций по логике науки, М., 1971; Философия, методология, наука, М., 1972; Методологические основы научного познания, М., 1972; Штофф В. А., Введение в методологию научного познания, Л., 1972; Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, М., 1973; Popper K. R., The logic of scientific discovery, L., [1959]; Boston Studies in the Philosophy of Science, v. 1—8, N. Y. — Dordrecht, [1963—71].
А. Г. Спиркин, Э. Г. Юдин.
В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.
Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам. |
Экзистенциализм,
или философия существования, переживания
человеком своего бытия в мире. Его основные
представители — Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов
(Россия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия),
Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тил-лих
(США) и другие. Основное понятие экзистенциализма
— существование (экзистенция) — индивидуальное
бытие человека, погруженного в свое "Я".
Для экзистенциалистов объективный мир
существует лишь благодаря бытию субъекта.
Они отрицают существование объективного
знания и объективных истин. Внешний мир
таков, каким его воспринимает внутреннее
"Я" каждого.
Экзистенциалисты отмечают деформации
личности в современном мире, ее отчуждение,
утерю своеобразия и т.п. Выход из этого
положения они видят в том, что индивид
должен творить себя сам. Поэтому и цель
школы состоит в том, чтобы научить школьников
"творить себя как личность, учить их
так, чтобы они создавали себя".
Отрицая объективные знания, экзистенциалисты
выступают против программ и учебников
в школах. Поскольку ценность знаний определяется
тем, насколько они важны для конкретной
личности, то учитель должен предоставить
ученику полную свободу в их усвоении.
Ученик сам определяет смысл вещей и явлений.
При этом ведущую роль играет не разум,
а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм
выступает в качестве философского основания
индивидуализации обучения.
Неотомизм — учение, идущее от средневекового
религиозного философа Фомы Аквинского,
который в целях усиления влияния церкви
на людей признавал разум как средство,
необходимое для доказательства религиозных
догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового
философа в современные условиях, учитывают
тот факт, что научные знания прочно вошли
в жизнь людей. Но мир для них раздвоен
на материальный и духовный. Материальный
мир — мир "низшего ранга", "он
мертв", "не имеет цели и сущности",
его изучением занимается наука. Собирая
эмпирические данные, наука в то же время
оказывается не способной раскрыть сущность
мира, поскольку она определена Богом.
Поэтому, утверждают неотомисты, высшая
истина постигается только "сверхразумом",
посредством приближения к Богу и постижения
данного им откровения.
Неотомисты доказывают ведущую роль религии
в воспитании подрастающих поколений.
В их работах (Ж.Маритен, У.Канин-гхэм, М.Адлер,
М.Казотти и др.) содержится резкая критика
падения нравственных устоев в современном
мире. Они указывают на рост преступности,
жестокости, наркомании, которые ведут
к деструкции общества. Человек, утверждает
Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются
два мира — физический и духовный. Последний
более богатый, более благородный и имеет
более высокую ценность. Это мир Бога,
сотворенный для вечной жизни.
Мифология — совокупность мифов, возникавших у всех народов земного шара на стадии, когда человек, не обладая развитыми способами производства и научными познаниями, чувствовал свое бессилие в борьбе с силами природы и создавал в своем воображении сверхъестественный мир. |
Неотомисты обвиняют
школу в излишней рациональности
и забвении "досознательного",
в котором якобы находятся источники
любви, счастья, свободы и смысла жизни.
Поэтому вся система обучения и воспитания,
по их мнению, должна быть направлена на
развитие "досознательного" стремления
приблизиться к Богу.
Огромные открытия, сделанные в области
химии, биологии на стыке XIX — XX вв., обусловили
появление в философии нового направления
— позитивизма. Для его представителей,
зачастую крупных ученых-естественников,
пытавшихся философски осмыслить научные
достижения, характерна абсолютизация
естественных наук и методов, применяемых
ими. Для позитивистов верным и испытанным
является только то, что получено с помощью
количественных методов. Они объявляют
псевдонаучными проблемы, связанные с
классовой борьбой, с развитием общества,
социальными противоречиями. Позитивисты
признают наукой лишь математику и естествознание,
а обществознание относят к области мифологии.
Неопозитивизм, оставаясь в своей
сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые
современные понятия и термины и занял
видное место в современной философии.
Слабость педагогики неопозитивисты усматривают
в том, что в ней доминируют бесполезные
идеи и абстракции, а не реальные факты.
Яркий представитель неопозитивизма —
Дж-Конант, крупный ученый-атомщик и политический
деятель США. Его книги "Американская
средняя школа сегодня", "Подготовка
американских учителей" и др. оказали
большое влияние на педагогическую мысль
США.
Крупные ученые — физики, химики, математики,
разделяющие позиции неопозитивизма,
оказали большое влияние на перестройку
содержания естественно-математического
образования в 60 — 70-е гг. нашего столетия.
Они отдают приоритет методам познания,
а не его содержанию: главное "не знания,
а методы их приобретения".
Дж.Дьюи (1859 - 1952) - американский философ-идеалист, педагог, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицает объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Создатель педоцентрической теории и методики обучения. |
Прагматизм как философское
течение возник на рубеже XIX — XX вв. Быстрые
темпы развития науки, техники, промышленности
подорвали основы абсолютного идеализма,
который уже не мог противостоять материализму.
Основатели прагматизма заявили о создании
новой философии, стоящей вне идеализма
и материализма. Главные понятия в прагматизме
— "опыт", "дело" (греч. "прагма").
Познание действительности они сводят
к индивидуальному опыту человека. Для
них нет объективного научного знания.
Всякое знание, утверждают они, истинно,
если оно получено в процессе практической
деятельности человека, полезно для него.
Наиболее яркий представитель прагматизма
— американский ученый Дж.Дьюи. Он считается
основателем прагматической педагогики,
которая оказывала и продолжает оказывать
сильное влияние на школьное образование
многих стран, и в первую очередь США. В
своих многочисленных педагогических
работах Дж.Дьюи, критикуя старую, схоластическую
школу, выдвинул ряд важнейших принципов
обучения и воспитания: развитие активности
детей; возбуждение интереса как мотива
учения ребенка и др.
Опираясь на базовое понятие прагматизма
— "опыт", Дж.Дьюи объявил индивидуальный
опыт ребенка основой учебного процесса.
Цель образования, по его мнению, сводится
к процессу "самовыявления" данных
ребенку от рождения инстинктов и склонностей.
С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи
и его последователи (Т.Брамельд, А.Маслоу,
Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного
воспитания. Они утверждают, что человек
не должен руководствоваться в своем поведении
какими-нибудь заранее сформулированными
принципами и правилами. Он ведет себя
так, как диктует ему данная ситуация и
поставленная им цель. Нравственно все,
что помогает достижению личного успеха.
Диалектический материализм как философское
учение о наиболее общих законах движения
и развития природы, общества и мышления
зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение
он получил в XX в., особенно в странах социализма.
Наиболее крупные его представители —
К.Маркс и Ф.Энгельс распространили материализм
на понимание истории общества, обосновали
роль общественной практики в познании,
органично соединили материализм и диалектику.