Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:19, курсовая работа
Проблема общения детей дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.
Достижения ребенка
в предметной деятельности и призна-ние
их со стороны взрослых становятся
для него мерой своего Я и способом
утверждения собственного достоинства.
У детей появляется отчетливое стремление
к достижению результата, продукта
своей деятельности. Конец этого периода
знамену-ется кризисом 3-х лет, в котором
выражает себя возросшая са-мостоятельность
ребенка и целенаправленность его действий.
Глава 2. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка
Рассмотрим специфику
общения ребенка со взрослыми в раннем
детстве. Основными достижениями, которые
определяют развитие психики ребенка
в этом периоде являются: овладение телом
и речью, а также развитие предметной деятельности.
Среди особенностей общения ребенка этого
возраста можно выделить то, что ребенок
начинает входить в мир социальных отношений.
Это происходит благодаря изменению форм
общения со взрослыми. В предметной деятельности
через общение со взрослыми создается
основа для усвоения значений слов и связывания
их с образами предметов и явлений. Бывшая
раньше эффективной форма общения со взрослыми
(показ действий, управление движениями,
выражение желаемого с помощью жестов
и мимики) становиться уже недостаточной.
Возрастающий интерес ребенка к предметам,
их свойствам и действиям с ними побуждает
его постоянно обращаться ко взрослым.
Но обратиться к ним он может только овладев
речевым общением.
2.1 Общение детей в семье
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью.
Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.
Стиль отношения взрослых
к ребенку влияет не только на становление
тенденции к определенному
Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.
Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).
Доказано, что такие
дети во многом отстают от своих сверстников
как в физическом, интеллектуальном, так
и в эмоциональном развитии: они позже
начинают сидеть, ходить, говорить, их
игры бедны и однообразны и часто ограничиваются
простой манипуляцией с предметом. Такие
дети, как правило, пассивны, нелюбознательны,
не владеют навыками общения с другими
людьми. Безусловно, описанные примеры
представляют крайние, нетипичные явления,
но они являются яркой иллюстрацией к
тому факту, что общение ребенка со взрослыми
является основополагающей детерминантой
психического развития и психического
здоровья детей.
2.3 Роль отношений и общения ребенка со взрослыми.
Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. В возрастной психологии прослеживается, как дети разного возраста общаются со взрослыми и друг с другом. С другой стороны, развитие ребенка зависит от содержания обучения и той формы, в которой это содержание ему преподносится. Поэтому, возникает второй вопрос: как взрослые должны общаться с ребенком, чтобы обеспечить наиболее благоприятное развитие?
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности / по некоторым данным в 2 месяца /. Он начинает улыбаться мама и бурно радоваться при ее появлении. Мама / или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком / должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно - эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если
потребность в общении не удовлетворяется
или удовлетворяется
Фигура взрослого имеет решающее значение в психичес-ком развитии ребенка. Только взрослый для маленького ре-бенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традици-онным и общепризнанным в отечественной психологии. Про-цесс интериоризации внешних, материальных средств, кото-рые становятся внутренними средствами ребенка, многократно исследовался российскими психологами на материале различных психических процессов - мышления, восприятия, памяти, внимания и прочее. Во всех этих исследованиях культурный опыт передается ребенку в процессе общения и взаимодействия со взрослым. В то же время сам процесс общения и отношения ребенка со взрослым оставались за рамками этих исследований. Как нечто вторичное и не имеющее прямого отношения к усвоению культурных образцов.
Этот пробел был восполнен в работах М. И. Лисиной и ее учеников. Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребенка со взрослым и разработала концепцию его развития. В концепции Лисиной общение рассматривается как особый вид деятельности, имеющий свои специфические структурные компонен-ты: потребности, предметы, мотивы и средства. Предметом дея-тельности общения является другой человек -- партнер по об-щению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопоз-нанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в обще-ние. Среди таких качеств выделяются деловые, познавательные и личностные. Средствами общения являются операции, с по-мощью которых осуществляется коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предмет-но-действенными и речевыми.
На разных этапах развития ребенка данные параметры об-разуют устойчивые сочетания, которые представляют собой ка-чественно своеобразные формы общения. Форма общения со взро-слым является важнейшей характеристикой психического раз-вития ребенка, поскольку в процессе общения со взрослым происходит не только усвоение и присвоение культурных образ-цов и средств овладения собой, но и становление новых моти-вов деятельности ребенка.
М. И. Лисина сформулировала положение о том, что об-щение является как бы сквозным механизмом смены деятель-ности ребенка. Взрослый всегда является для ребенка не толь-ко носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетво-рением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым - через общение, совместную дея-тельность и общие переживания. Можно полагать, что моти-вация, как и всякая другая высшая психическая функция, об-наруживает себя дважды: сначала как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми (т. е. как категория интерпси-хическая), а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта (как категория интрапсихическая). Однако способ передачи новой мотивации имеет свою специфику. Здесь не-возможно сообщение новой информации, или усвоение через подражание, или демонстрация образцов действия. В этой сфе-ре действуют другие механизмы (эмоциональное заражение, вовлечение, создание общего смыслового поля и др.), которые предполагают не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого, его субъективную включенность в общение с ребенком. Это предъявляет к педагогам и воспитателям особые требования. Нужно не просто соблюдать нормы и правила поведения, не просто владеть нужными способами действий, но уметь от-крыть все это для ребенка, придать этому значимость и при-влекательность.
Ведь сами по себе окружающие предметы и стимулы могут и не стать психологическими орудиями. Звуки речи, жребий или узелок на память в своей натуральной, естественной форме не содержат ничего такого, что могло бы организовывать поведе-ние и психику человека. Значение знаков придается им извне окружающими взрослыми, которые превращают нейтральные стимулы в мотивы собственных действий ребенка и в психоло-гические орудия овладения собой. Д. Б. Эльконин высказал очень важную мысль о том, что знак всегда несет в себе печать друго-го человека, его «след». Знак всегда подразумевает действие кон-кретного человека и действие одного человека в отношении другого. Именно поэтому знак социален и может организовы-вать поведение и психику ребенка.
Все сказанное выше
еще раз подчеркивает фундаменталь-ную
роль отношений и общения ребенка
со взрослым в станов-лении психики
ребенка. Систему отношений с другими
людь-ми, которая характерна для конкретного
периода онтогенеза, Л. С. Выготский назвал
социальной ситуацией развития. Соци-альная
ситуация развития является важнейшей
характеристи-кой возрастного периода.
Метод (от греч. methodos) — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим цу-тем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
Каждый метод — безусловно важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности: а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки и т. п. {«методологический негативизм»)', б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия {«методологическая эйфория»). Дело в том, что «...ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования»*.
Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью» в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода — на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.