Общение детей дошкольников со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Проблема общения детей дошкольного возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Файлы: 1 файл

моя курсоваяя.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Объективные методики - измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности:

1.1. Методики для диагностики собственно личностных особенностей - тесты личности:

1.1.1. Тесты действия;

1.1.2. Тесты ситуационные;

1.2. Тесты интеллекта:

1.2.1. Тесты способностей;

1.2.2. Тесты достижений;

1.2.3. Критериально-ориентировочные  тесты. 

Субъективный  подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Субъективные  методики - измерение на основе информации, данной испытуемом о самом себе. Субъективный подход представлен многочисленными опросниками:

2.1. Личностные и  специальные опросники.

2.1.1. Характерологические  опросники.

2.1.2. Мотивационные  опросники.

2.1.3. Эмоционально - волевые  опросники (опросники состояния  и настроения).

2.1.4. Коммуникативные  опросники.

2.1.5. Опросники мнений.

2.2.Опросники-анкеты.

2.3.Актуальные и  ретроспективные интервью.

2.4.Биографические  методики.

2.5.Описание собственного поведения.

2.6.Герменевтические  методики - включают такие методы  как беседа и наблюдение. 

Проективные методики - измерение при помощи слабоструктурированного стимульного материала, который дополняет испытуемый, проецируя свою личность, порождает процессы фантазии, воображения, в них раскрываются характеристики субъекта.

Проективные техники  часто строятся на интуиции и теоретической  подготовке психодиагноста.

Методики, созданные  в рамках проективного подхода делят (С.Розенцвейг, 1964) на:

  • моторно-экспрессивные,
  • перцептивно-структурные,
  • апперцептивно-динамические.

Проективные методики также бывают:

1. Конститутивные (структурирование, оформление стимулов, придание смысла).

2. Конструктивные (создание  из оформленных деталей осмысленного  целого).

3. Интерпретационные (истолкование какого-либо события, ситуации).

4. Катартические (игровая  деятельность в организованных  условиях).

5. Экспрессивные (рисование  на свободную или заданную  тему).

6. Импрессивные (предпочтение  одних стимулов другим).

7. Аддитивные (завершение предложение, рассказа, истории).

8. Семантические (эмоциональное  отношение как выражение личностного  смысла).

Другие  классификации тестов (А.А.Бодалёв, В.В.Столин):

1. по особенностям используемых тестовых заданий:

тесты вербальные - опосредованы речевой активностью обследуемых; апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме;

тесты практические - включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности — перцептивные, моторные.

2. по форме процедуры обследования:

  • групповые тесты;
  • индивидуальные тесты.

3. по направленности  — тесты способностей, тесты личности  и тесты отдельных психических  функций,

4. по наличию или  отсутствию временных ограничений — тесты скорости и тесты результативности.

5. по принципам  их конструирования.

методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ - многие тесты интеллекта, тесты  специальных способностей, некоторых  личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.),

методы, основанные на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует - задания, которые  характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью - большинство личностных опросников (например, тест 16 PF Р.Кэттелла). 

Основание классификации  психодиагностических инструментов —  характеристика основного методического принципа, который положен в основу данного приёма.

По базовому методическому  принципу:

1. стандартизованные  самоотчеты:

  • тесты-опросники,
  • открытые опросники с последующим контент-анализом,
  • шкальные техники (семантический дифференциал),
  • методики классификации,
  • индивидуально-ориентированные (ролевые репертуарные решетки);

2. объективные тесты;

3. проективные техники;

4. диалогические (интерактивные)  техники (беседы, интервью, диагностические  игры).

Стандартизованный самоотчет - использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники - набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Открытые  опросники - не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные  техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый — холодный», «сильный — слабый») - трех-, пяти- и семиточечные шкалы.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники (репертуарные решетки) могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого.

Отличие этих методов  от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, соответствующих диагностической задаче.

Диалогические техники  могут быть:

  1. вербальными (интервью, беседы),
  2. невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Основание классификации - мера вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики:

1. Наименьшая вовлеченность  психодиагноста:

аппаратурные методики и объективные психологические  тесты - минимальное влияние на результаты диагностического обследования личности психодиагноста, его опытности как психолога,

многие опросники  и шкальные техники.

2. Максимальная степень  вовлеченности психодиагноста

диалогические техники - максимальное влияние его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты психодиагностического обследования.

различные виды бесед, интервью, диагностических игр.

Все остальные психодиагностические методы занимают промежуточное положение  между двумя полюсами, образованными  объективными тестами и диалогическими методами 

  Классификация 
методов психологического 
и психодиагностического исследования
  1. Классификация методов психологического исследования как отражение состояния развития психологической науки. Особенности классификации Б.Г.Ананьева.
  2. Важность организационных методов для практики психологической диагностики.
  3. Современные классификации психодиагностических средств.

1.Одна из первых  классификаций психологических  методов в нашей стране была  предложена С.Л.Рубинштейном и  соответствовала развитию отечественной психологической науке начала ХХ века. Он пытался построить систему методов, рассматривая преимущественно наблюдение и эксперимент в качестве основных. 
             Позднее более полную классификацию предложил болгарский психолог Г.Пирьов. Его классификация соответствовала более совершенному состоянию научного аппарата психологии. 
            В 1977 году в монографии Б.Г.Ананьева "О проблемах современного человекознания" была опубликована еще одна классификация. В основу классификации, отражавшей состояние психологии 50-70-х годов, была положена структурная организация психологического исследования. Классификация включает в себя методы, необходимые для организации, проведения исследования, обработки экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре большие группы методов:

  1. Организационные.
  2. Эмпирические.
  3. Приемы обработки экспериментальных данных.
  4. Интерпретационные.

В группу организационных  методов входят: сравнительный, лонгитюдный  и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат. 
            Эмпирический блок служит для сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов:

  1. обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения);
  2. экспериментальные (естественный, лабораторный, полевой, формирующий или психолого-педагогический);
  3. психодиагностические (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью, беседа);
  4. праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, профессиография, качественная оценка изделий и выполненных работ);
  5. моделирование (математическое, кибернетическое и т.п.);
  6. биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т.п.).

Приемы обработки  экспериментальных данных были разделены  Б.Г.Ананьевым на: количественные и  качественные. К первым относятся  математико-статистические приемы обработки психологической информации. Ко вторым - описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений, но и являющихся исключением или нарушением общих правил. 
            Интерпретационные методы - синтетические и включают в себя генетические (филогенетический, онтогенетический, социогенетический и т.п.) и структурные (психография, типологическия классификация). Отражают связи как между фазами и уровнями развития, так и между изучаемыми характеристиками личности. Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований, свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материала в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу.

2. Для практики  психологической диагностики большое  значение имеют организационные  методы, определяющие весь ход  и объем исследования, а также  выбор конкретных диагностических средств. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть их основные особенности. 
            Известно, что сравнительный организационный метод закрепился в психологии раньше других. Первоначально он применялся для изучения филогенеза поведения и психической деятельности. Широкое применение он нашел, прежде всего, в сравнительной психологии, изучавшей предысторию становления и развития психики человека, предысторию речи, мышления, предысторию общественных форм поведения, взаимодействия между членами группы и т.п. Пионерами отечественной сравнительной психологии были В.А.Вагнер, Н.Ю.Вайтонис, Н.Н.Ладыгина-Котс, Н.А.Тих и многие другие. 
            В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступает как специальный метод возрастных или поперечных срезов. Сравнительно-возрастные исследования охватывают:

Информация о работе Общение детей дошкольников со взрослыми