Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:54, контрольная работа
Сны занимают треть нашей жизни, но люди чаще всего не обращают на них внимание, если это не кошмары. Некоторые даже утверждают, что не видят снов, хотя по результатам исследований выясняется, что на самом деле они их не помнят. Происходит это в основном из-за непонимания языка снов, неумения ориентироваться в образах и чаще всего - из-за неприятия правды о себе самом. Естественная защита Эго от непонятного - забыть его, или отнестись небрежно и свысока. Так оно избегает неприятных для себя известий, проводя "страусиную политику", потому что очень ревниво относится к своей целостности и исключительности.
1. Общая методика анализа снов
2. Важность анализа снов
3. Практический метод анализа снов
4. Теория сновидений З. Фрейда
5. Теория сновидений К. Г. Юнга
6. Практическое задание
Список используемой литературы
3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.
4. Не бывает сна только с одним значением.
5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.
Сны следует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным как важный шаг их интеграции.
Выводы и обобщения по теории К. Г. Юнга:
1. Открыта зависимость между психическим заболеванием и символичностью сновидений. Сновидения становятся более замаскированные и символические по мере улучшения психического здоровья.
2. Способ существования человека, выраженный в сновидении, часто дублирует модусы существования в бодрствовании, но сны часто высвечивают те реальности человеческого мира, о которых сновидец не знает в бодрствовании.
3. Экзистенциальная психология отвергает принцип причинности и обращает основное внимание лишь на поведенческие события, вводит свой - феноменологический - метод.
4. Для феноменолога реально то, что может быть увидено или прожито. Истина раскрывается в самих феноменах.
5. Изучать - значит видеть без каких-либо гипотез или предвзятостей.
6. Ассоциации (Фрейд) или амплификации (Юнг) заменяются вопросами аналитика, которые позволяют, в результате инсайтов пациента, определить значение сна в соответствии с бодрствующей жизнью, и построить более здоровое бытие в мире.
7. Сны - откровение экзистенции, феномены сна - всего лишь то, чем они являются, они раскрывают психическое содержание.
6. Практическое задание
6.1. Существует ли психика у червей, моллюсков, пчел? Испытывают ли они боль? Обоснуйте свой ответ.
У дождевого червя, как и у моллюска и у пчел есть психика, это можно установить, проведя наблюдения. Например, у дождевого червя можно выработать способность различать по качеству поверхности опасные и безопасные отсеки помещения. Во время эксперимента червя поместить в чашку Петри, дно которой разделено на четыре сектора: покрытый песком, камнями, глиной и гладкий (стекло). Рано или поздно червь заползёт в глиняный отсек и там останется.
У моллюсков психика проявляется, например, в том, что если поблизости нет пригодного естественного материала для постройки дома, животные используют шины, бутылки и т.п. Осьминоги могут приручаться. В природе они узнают аквалангистов и ныряльщиков, которые их подкармливают; от остальных - прячутся или пытаются поймать и удерживать под водой, пока человек не задохнется. В одном из экспериментов осьминог разжимал пальцы человека, если в зажатой руке была пища, вместо того чтобы утопить и съесть эту пищу вместе с рукой. Также осьминоги могут обходить преграду: если перед голодным осьминогом положить краба и прикрыть пластинкой под током, то осьминог бьется 1-2 (максимум) раза и обползает пластинку.
Танцы пчел также доказывают наличие психики: через движения на поверхности сот пчелы сообщают о том, насколько далеко богатое пищей место. Все это - врожденное инстинктивное поведение, но это большой шаг в развитии психики. Насекомые могут учиться новому. Помнят местоположение корма в течение 2-3 недель.
Люди воспринимают боль, прежде всего, как неприятное эмоциональное переживание. Вот в этом виде, на мой взгляд, говорить о боли применительно к нашему случаю абсурдно. Мы, скорее всего, никогда не узнаем, что конкретно чувствуют они при восприятии, проведении и центральной обработке сигналов о вредоносных процессах или воздействиях. Может быть лишь установлен физиологический механизм. Мы знаем, что есть ощущения, что их обрабатывает мозг, и что некоторые он определяет как положительные, некоторые - как отрицательные. Если под болью мы имеем в виду просто сенсорный сигнал о вредоносных процессах или воздействиях, тогда следует однозначно сказать, что такой физиологический процесс у червей, моллюсков и пчел, как и любых других живых организмов, имеется. Но я отвергаю наличие у червей, моллюсков и пчёл каких-либо эмоций, а, следовательно, и боли в человеческом понимании.
6.2. Опишите и проанализируйте два случая поведения (вашего или других людей), в которых проявилось действие защитных механизмов личности.
Один из защитных механизмов личности является подавление. Это избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов. Мой ребенок летом ходил в спортивный лагерь. Вместе с ним в эту же смену мы отдали моего племянника, который проживает в другом городе, а на лето приехал к бабушке. Мой сын знал всех ребят, которые были в лагере, а племянник не знал и у него начались конфликты с другими ребятами. Сын знал, что ему следует защитить своего брата, которого дразнили. Но если он станет это делать, то у него тоже испортятся отношения с ребятами. Они будут говорить плохо и о сыне. Мой ребенок не смог защитить своего брата. Мы забрали племянника из спортивного лагеря. Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться.
Еще одна разновидность защитных механизмов личности является вымещение. Это защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Например, людей, на которых направлено действие механизма вымещения, в народе называют "козлами отпущения". Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите. Директор пришел в плохом настроении на работу и как следствие этого "сорвал" его, отругав заместителя, заместитель – секретаря, секретарь – водителя, водитель, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса директора. Этот механизм создает как бы "замкнутый круг" взаимовлияния людей друг на друга.
6.3. Опишите два случая проявления в ваших сновидениях нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как сновидения помогали решению личных проблем).
Еще когда я училась в школе, нам задали на дом какое-то задание по алгебре, в котором я наткнулась на непреодолимое препятствие: ни как не могла решить одну задачу. В результате оставила его и легла спать. Мне приснился сон, в котором я якобы решила эту задачу, чем была довольна во сне.На утро, проснувшись, я вспомнила этот сон: вспомнила, как решала задачу, как была довольна решением потом, но вот само решение (побуквенное) я не помнила. Так всегда бывает с людьми во сне, как будто ты смотришь фильм, а тетрадь с решением оказалась не в фокусе у оператора. Тогда, открыв тетрадь, я попробовала решить задачу методом из сна. И о чудо, задача была решена, после недолгих вычислений.
Как этот феномен можно интерпретировать? По всей видимости метод решения этой задачи отложился с уроков в классе и был в моей голове. Но я не связала его с решением дома. Во сне моё бессознательное связало метод решения и задачи воедино, дав понять выход из сложившейся проблемы. Выходит З. Фрейд в этом случае прав: "Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела". В моём случае желанием было довести задачу до логического завершения.
В одной семье произошел разлад между родителями и дочерью с мужем. Какое-то время они даже не общались, не приходили в гости к друг другу (живут родители в одной из деревень). Дочь очень сильно переживала о сложившейся ситуации. На протяжении всего этого времени дочери снился сон о том, что она идет к родителям, по той дороге, которой ходила еще в детстве в школу, но всегда просыпалась, не доходя до дома. Чем больше времени проходило, тем ближе она подходила к дому в своих снах. Иногда она останавливалась около калитки во двор, но просыпала. Дочь понимала, что сновидение высвобождает неосуществленное желание посредством его сознания без пробуждения физического тела. Через определённое время семья помирилась. Дочь осуществила своё желание – вошла в свой дом. Эти сны перестали ей сниться. Дневные переживания больше не трансформировались в сновидение.
6.4. Заполните пропуски в утверждениях:
Деятельность тех, кто обучает - преподавание, деятельность тех, кто учится – учение.
Целенаправленное, заранее запроектированное общение - в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания называется обучение.
Практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний – умения.
Умения, доведенные до автоматизма, т.е. производимые без особого контроля со стороны сознания – навыки.
Формирование личности или отдельных ее качеств в соответствии с тем идеалом, который задает общество – социализация личности.
Список используемой литературы
1. Общая методика анализа снов: http://www.jungland.ru/
2. Становление и основы теории сновидений Карла Густава Юнга http://dreams.nnov.ru/site.
3. Фрейдистская концепция сновидений и современная наука http://www.erudition.ru/
4. Методика преподавания психологии (Учебное пособие). Автор: Якубовская Л.П., редактор: В авторской редакции: http://nazgul.z83.ru/index.
5. Связь методики преподавания психологии с педагогикой: http://abc.vvsu.ru/Books/
6. Сравнительная психология и зоология: http://www.psychological.ru/
Информация о работе Общая методика анализа снов, теория Фрейда