Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:05, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие нравственных ценностей и их роль в современном обществе.
Введение…………………………………………………………......2-3
Современное общество и нравственность………………..3-7
1.1 Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности……………………………………………....7-9
Отличительные особенности современной эпохи……...9-20
Причины прогресса нравственности. …………………..20-22
Заключение.
Список литературы.
Иногда высказывается мнение, что ничего исключительного в сокращении рождаемости в России нет, так как подобные явления и сопутствующее им повышение среднего возраста граждан в той или иной мере наблюдаются и в ряде стран Запада. Это утверждение демагогично, поскольку там это порождается совсем другими причинами. В этих странах материальный уровень жизни населения значительно выше, заработная плата выплачивается вовремя и полностью, а безработным выдается пособие, существенно превышающее, как правило, зарплату наших так называемых бюджетников. Ни о каком голодании или даже о недоедании значительных слоев населения или страданиях людей от холода в неотапливаемых квартирах там не идет речи. В этих странах действуют другие факторы, в частности, старение населения там объясняется, в основном, увеличением продолжительности жизни.
Еще одна проблема состоит в физическом вырождении населения России, т.е. его этнической деградации. В частности, увеличивается процент детей с недостатками в их развитии и здоровье. По данным 1994 г. из родильных домов России выписывается здоровыми менее 30% детей, и по прогнозам их доля к 2015 г. может сократиться до 15%-20%. Уже сейчас 40%-45% учеников начальной школы страдают от тех или иных психоневрологических заболеваний (Г.Ф. Морозова "Деградация нации - миф или реальность?"), а в ряде мест, например, в окрестностях Семипалатинского полигона, на котором испытывалось ядерное оружие, уже наблюдаются многочисленные рождения детей-уродов, генетических мутантов.
Во
многом прогрессирующая убыль
К этому следует добавить стремительное распространение в стране пьянства и алкоголизма, что является нашим национальным бедствием. По данным прессы, Россия по потреблению алкоголя на душу населения вышла на первое место в мире, опередив признанного лидера - Францию, которая, начиная с середины 60-х годов, медленно, но непрерывно снижает потребление спиртного. Это наше количественное превосходство над Францией усугубляется низким качеством употребляемых алкогольных напитков, значительным преобладанием низкопробной водки над вином (качество которого также заставляет желать много лучшего) и манерой пить "ударными дозами". Рост алкоголизма и пьянства в России отрицательно влияет на многие стороны жизни: наряду с общим ростом смертности населения увеличивается процент смертности от отравления алкогольными напитками. К 1996 году от отравления поддельной водкой гибло ежегодно в два раз больше людей, чем за девять лет афганской войны. При общем сокращении рождаемости в стране в результате алкоголизма родителей чаще рождаются физически и умственно неполноценные дети; ухудшается криминальная обстановка. В качестве примера отметим, что в 1994 г. в Подмосковье 14% всех смертей связано с употреблением спиртных напитков, "по пьянке" было совершено 3/4 всех умышленных убийств, а пьяные водители — виновники 17% всех дорожно-транспортных происшествий ("МК", 1995, 18 февраля).
К сожалению, нередко распространяются демагогические утверждения о том, что нет никаких причин для особой озабоченности по поводу роста пьянства в России, так как якобы на Руси всегда много пили. Это неверно. В русских деревнях особого пьянства не было. Крестьяне выпивали 5—6 раз в год по праздникам. Несложно проследить, что пьяницы стали литературными персонажами только в XVIII-XIX вв., сначала это были чиновники, офицеры, служивые люди, а затем появившиеся пролетарии.
В
XX в. весь мир поразило новое бедствие
- наркомания. Ныне и в России стремительно
увеличивается число
В последние десятилетия вновь стали распространяться, казалось бы, уже полностью побежденные инфекционные болезни такие, как дифтерия, дизентерия, туберкулез, холера, сифилис и другие. Над страной нависла угроза начала эпидемии СПИДа (а в Калининграде она уже началась).
Нравственной опорой человека в критических и кризисных ситуациях всегда была вера в Бога, как в некий нравственный императив. Но вследствие настойчивой 75-летней атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, многие в нашей стране не только потеряли веру в Бога, но и не знакомы даже с основами религии.
Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает серьезное беспокойство за судьбу нации.
К сожалению, приходится констатировать, что все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.
Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья - опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше - на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу. Это приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь. К этому добавим, что дошедшая до нас мода на примитивные и беспорядочные сексуальные отношения приобретает опасный массовый характер в среде подростков. Как показал опрос среди московских школьников, многие девочки не видят ничего предосудительного в зарабатывании денег проституцией и готовы заняться ею. В результате так называемой сексуальной революции растет число людей, которым на всю жизнь останется неизвестным чувство настоящей любви, которые занимаются безлюбовным сексом, т.е. сексом ради секса. Случайные сексуальные связи являются причинами существенного увеличения числа больных венерическими заболеваниями, и особенно среди подростков. Например, среди них число больных сифилисом за последние 4 года увеличилось в 25 раз, а за один лишь 1994 год у подростков 15-17 лет заболеваемость сифилисом возросла в 76 раз. (А. Калмыкова. "Не соблазни малых сих").
Крайне развращающе действует на молодежь засилье теле-, кино-и видеофильмов, смакующих животный секс, насилие и убийства. Большой вред нравственности общества, и в особенности молодому поколению, наносит безудержная пропаганда секса ради секса, развернувшаяся в последнее время по всероссийскому телевидению в телефильмах и специальных ток-шоу. Такой пропагандой могут заниматься либо те, кто сознательно стремится развратить и тем самым разложить наше общество, либо духовно бедные люди, не имеющие никакого представления о том, чем являются интимные отношения между любящими друг друга людьми.
Безусловно, с нравственной точки зрения вредны и те компьютерные игры, которые позволяют разрешать игровые ситуации с помощью насилия или даже убийств и тем самым развивают у детей агрессию и жестокость.
Все перечисленное выше наносит особенно большой вред в период формирования личности, когда у подростка еще не укрепились моральные устои, еще не сложилось собственное мировосприятие.
Возвращаясь к вопросу сокращения населения России, отметим, что в последние годы быстрее всего растет число неестественных смертей: от травматизма и отравлений, убийств (вплоть до убийств новорожденных), самоубийств, однако, по абсолютным показателям люди чаще всего умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. Причины этого имеют не только экономический, "материальный" характер. Так, уровень смертности населения в нашей стране, снизившийся в послевоенный период, затем стал расти в 60-х гг. и его рост продолжался до 1986 г. Но в 1986-87 гг. смертность уменьшилась на 10,3%. Эти годы были удивительным временем духовного подъема, временем надежд, когда многим казалось, что в уже недалеком будущем наступит вполне достойная жизнь. (Кстати, послевоенные годы также характеризовались духовным подъемом общества: прекращением войны, радостью возвращения близких, необходимостью налаживания нормальной жизни в быту и т.п.) Но уже в 1988 г. в обществе наступило разочарование, радужная перспектива исчезла и у большинства людей заменилась неуверенностью в завтрашнем дне. В силу этого кажется вполне правдоподобной гипотеза, объясняющая колебания уровня смертности в России эмоциональным состоянием общества: чем выше эмоциональный уровень, тем ниже смертность. Вот что говорит по этому поводу доктор медицинских и кандидат философских наук И. Гундаров (см.: статью Г. Брынцевой "Почему умирают в России"): "Фактор, который решающе влияет на "историю с российской демократией", носит нематериальный, неэкономический характер. Это духовное здоровье, или, напротив, нездоровье общества, населения в целом. Его определяющее значение объективно подтверждается самыми разными данными и социологии, и статистики. Например, в те же 1986-87 годы эмоционального подъема и общественной активности количество грабежей в Российской федерации снизилось по сравнению с 1985-м годом на 24 процента, число убийств и покушений на убийства - на 30 процентов, самоубийств - на 40 процентов. Но как только общественные надежды стали сменяться разочарованием, и к началу 90-х годов доля неудовлетворенных различными аспектами жизни достигла 50-60 процентов среди взрослого населения, — статистика незамедлительно фиксирует резкий подъем не только смертности, но и всех социаль¬ных аномалий!".
Наша история убеждает в том, что никакие экономические и социальные реформы не приводят к длительному успеху, желаемому результату и прогрессу, к созданию прочного и благополучного в социальном отношении государства, если они не опираются на прочную нравственную основу. Без такой основы в стране немыслим стабильный и устойчивый порядок, который только и дает людям настоящую уверенность в их завтрашнем дне, являющуюся непременным условием хорошего эмоционального состояния общества.
К
сожалению, официальная оценка успеха
проводимых в нашей стране реформ
и прогноз на будущее производятся
преимущественно с помощью
Вне всякого сомнения, на продолжительность жизни людей весьма существенно влияет рост алкоголизма в стране, как непосредственно (об этом уже говорилось выше), так и посредством ухудшения духовного здоровья нации. Антиалкогольная кампания второй половины 80-х годов положительно повлияла на эмоциональное состояние общества и тем самым существенно способствовала снижению смертности населения в 1986-87 гг. Нельзя не отметить также, что в результате этой кампании уменьшилось число смертных случаев как от непосредственного отравления алкоголем, так и от многих заболеваний, вызванных потреблением алкоголя, в частности, сердечно-сосудистых.
Вместе
с тем, когда в 1992 г. значительно
увеличилось потребление
Нельзя надеяться на то, что все постепенно образуется само собой: выправится экономика, люди станут жить лучше и подобреют, духовное, нравственное и эмоциональное состояния народа придут в норму. Запаса времени ждать, когда это случится, у нас нет.
Существует несколько гипотез объясняющих прогресс нравственности.
1) В терпимых обществах энергия людей направлена на сотрудничество, а не на борьбу между собой. Поэтому более нравственные общества экономически более эффективны, располагают большими ресурсами, а значит преимуществом в естественном отборе. В результате относительно терпимые общества распространялись на всё большие территории, т.е. прогресс нравственности поощрялся естественным отбором.
2) Технический
прогресс позволил
Экономист Бенджамин Фридман опубликовал книгу «Моральные последствия экономического роста» (The Moral Consequences of Economic Growth, изд-во Knoph, 2005г.), в которой он на обширном фактическом материале доказывает, что экономическое процветание отнюдь не приводит к моральному и этическому упадку. В книге показано, что именно экономический рост и увеличение богатства населения было причиной того, что в обществах воцарялись терпимость, общественная активность, крепло стремление к демократии и снижался уровень насилия.
3) Гипотеза
техно-гуманитарного баланса.
К примеру, нравственный переворот Осевого времени (см. «Нравственность в историческую эпоху»), согласно этой гипотезе, объясняется следующим образом:
Осевому
времени предшествовало вытеснение
дорогостоящего, тяжелого (подвластного
лишь физически очень сильному мужчине)
и хрупкого бронзового оружия стальным,
более дешевым, легким и прочным, что позволило
заменить профессиональные армии своего
рода народными ополчениями. В результате
войны сделались чрезвычайно кровопролитными,
а это при сохранении прежних ценностей
и норм грозило крахом наиболее развитых
обществ. Таким образом, духовная революция
Осевого времени стала ответом культуры
на опасный разрыв между новообретенной
технологической мощью и качеством выработанных
предыдущим историческим опытом механизмов
сдерживания