Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:17, контрольная работа
Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Введение.
Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы развития личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Нравственность
- самая хрупкая, легко уязвимая сторона
личности. И при ее развитии от взрослых
требуется особый такт, деликатность,
умение тщательно взвешивать каждое
слово. Не случайно лучшим воспитателем
считают того, кто владеет собой
настолько, что незаметно, ненавязчиво
направляет мысли и действия детей
по желаемому руслу. Каждый новый
день расширяет представления
Овладевая этим новым знанием, ребенок опирается на мнения родителей, на их авторитет. Однако настоящим помощником детей в нравственном освоении ими действительности может считать себя тот родитель, который обладает способностью чутко улавливать, как дети реагируют на каждое событие и что побуждает их избирать из множества возможных вариантов поступка тот, который соответствует нормам морали.
В семье
ребенок осваивает социальные навыки,
познает нормы поведения, именно
в семье он психологически защищен
и находит убежище от стрессов,
перегрузок, получаемых извне. Но каждая
семья индивидуальна; в ней свой
стиль детско-родительских отношений,
который положительно или отрицательно
влияет на нравственное развитие ребенка.
Понятие «нравственное развитие» в психолого-педагогической литературе.
Термин
«нравственность» берет свое начало
от слова нрав. По латыни нравы звучат
как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны
и нормы, которыми руководствуются
люди в своем поведении, в своих
повседневных поступках. Нравы не вечные
и не неизменные категории, они воспроизводятся
силой привычки масс, поддерживаются
авторитетом общественного
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль
исторически конкретна, она изменяется
с развитием общества. Нет морали,
единой для всех времен и народов.
По мере смены общественно-
Л.А. Григорович
дал следующее определение «
И.С. Марьенко
обозначил «нравственность - как
неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую
добровольное соблюдение ею существующих
норм, правил, принципов поведения.
Они находят выражение в
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный -- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства…. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
В психологической энциклопедии в наиболее общем смысле термин «нравственное развитие» обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравственного развития склоняются либо к «моральному релятивизму» (понятия о правильном и неправильном зависят от изучаемой культуры, универсальных стандартов не существует), либо к «моральному универсализму» (определенные ценности, такие как сохранение человеческой жизни любой ценой, имеют универсальное значение для любой культуры и каждого человека).
Как и во многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития:
1. Теория
социального обучения
2. Теория
психоанализа: в результате Эдипова
комплекса и комплекса Электры
дети идентифицируются с
3. Теории
когнитивного развития (например, теория
Л. Кольберга) рассматривают
Наибольшую известность Л. Кольбергу принесла его теория нравственного развития, предполагающая существование универсальных этапов нравственного становления, и неразрывно связывающая понимание нравственности с когнитивным развитием человека. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилем, Л. Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилемы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.
Л. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два главных фактора, влияющие на переход от одного этапа к другому:
1. Неравновесное
состояние: ребенок
2. Расширение
перспективы: взрослея, дети приобретают
способность рассматривать
Л. Кольберг выделяет следующие уровни нравственного развития:
1. Преднравственный
уровень (до 10 лет) включает стадии:
на первой стадии ребенок
2. Конвенциональный
уровень (с 10 до 13 лет) - ориентация
на принципы других людей и
на законы. На третьей стадии
суждение основывается на том,
получит ли поступок одобрение
других людей или нет. На
четвертой стадии суждение
3. Постконвекциональный
уровень (с 13 лет) - человек судит
о поведении, исходя из
Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни. Основы морального облика закладываются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, затем нравственные черты личности интенсивно развиваются и формируются в школьные годы. За это время дети и подростки в своем нравственном развитии проходят сложный путь, от простейших умений поведения и элементарных нравственных представлений до нравственных убеждений и прочных привычек нравственного поведения, основанных на глубоко осознанных этических понятиях и освещаемых высокими нравственными чувствами.Нравственное развитие ребенка и подростка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывая огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Собственно, здесь имеет место сложнейшее взаимопроникновение влияний всех развивающихся сторон личности. «Человек не воспитывается по частям. - писал А.С. Макаренко, - он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается».
В процессе
овладения знаниями у учащихся развивается
сознание, формируются основы научного
мировоззрения, школьники осмысливают
нравственные понятия. В то же время
нравственное развитие детей оказывает
большое влияние на формирование
у них правильного отношения
к учебе и к труду; воспитание
дисциплинированности, организованности,
чувства долга и