Нравственное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Файлы: 1 файл

НРАВСТВЕННРЕ РАЗВИТИЕ.docx

— 37.23 Кб (Скачать)

Введение.

Нравственное  развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления  личности, освоение индивидом моральных  ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться  на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения  и представления о должном  воплощаются в реальных поступках  и поведении.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы развития личности ребенка, и к поступлению  в школу он уже более чем  наполовину сформировался как личность.

Нравственность - самая хрупкая, легко уязвимая сторона  личности. И при ее развитии от взрослых требуется особый такт, деликатность, умение тщательно взвешивать каждое слово. Не случайно лучшим воспитателем считают того, кто владеет собой  настолько, что незаметно, ненавязчиво  направляет мысли и действия детей  по желаемому руслу. Каждый новый  день расширяет представления ребенка  о мире, о людях, углубляет его  нравственные отношения и оценки.

Овладевая этим новым знанием, ребенок опирается  на мнения родителей, на их авторитет. Однако настоящим помощником детей  в нравственном освоении ими действительности может считать себя тот родитель, который обладает способностью чутко  улавливать, как дети реагируют на каждое событие и что побуждает  их избирать из множества возможных  вариантов поступка тот, который  соответствует нормам морали.

В семье  ребенок осваивает социальные навыки, познает нормы поведения, именно в семье он психологически защищен  и находит убежище от стрессов, перегрузок, получаемых извне. Но каждая семья индивидуальна; в ней свой стиль детско-родительских отношений, который положительно или отрицательно влияет на нравственное развитие ребенка. 
 
 
 

Понятие «нравственное развитие»  в психолого-педагогической литературе.

Термин  «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны  и нормы, которыми руководствуются  люди в своем поведении, в своих  повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся  силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений».

Вместе  с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование  в виде представлений о том, как  надо человеку жить, вести себя в  обществе и т.д.

Мораль  исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических  формаций менялись представления о  нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как  доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как  неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении  к Родине, обществу, коллективу, отдельным  людям, к самому себе, труду и т.д.».

В кратком  словаре по философии понятие  нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное  ученье, правила для воли, совести  человека». Он считал: «Нравственный -- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт  человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного  быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним  духовное начало, к умственному относится  истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого  сердцем гражданина. Это человек  нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

Мыслители разных веков трактовали понятие  нравственности по-разному.

Еще в  древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства…. Ведь о  нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

В психологической  энциклопедии в наиболее общем смысле термин «нравственное развитие»  обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравственного  развития склоняются либо к «моральному  релятивизму» (понятия о правильном и неправильном зависят от изучаемой  культуры, универсальных стандартов не существует), либо к «моральному  универсализму» (определенные ценности, такие как сохранение человеческой жизни любой ценой, имеют универсальное  значение для любой культуры и  каждого человека).

Как и  во многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного  развития:

1. Теория  социального обучения рассматривает  нравственное развитие в терминах  выработки у ребенка морально  приемлемых видов поведения, которые  усваиваются в результате прямого  подкрепления и наблюдения за  поступками взрослых людей. Ожидание  награды или наказания направляет  ребенка к такому поведению,  которое считается приемлемым в обществе ( это позиция морального релятивизма).

2. Теория  психоанализа: в результате Эдипова  комплекса и комплекса Электры  дети идентифицируются с родителями  того же пола и интернализируют  их жизненные ценности в своем  Супер-Эго. Супер-Эго одновременно  играет роль проводника и «голоса  совести», направляя личность к  социально приемлемому поведению  и удерживая ее от конфликтов  с людьми, олицетворяющими власть  и возможность наказания.

3. Теории  когнитивного развития (например, теория  Л. Кольберга) рассматривают нравственное  развитие как отражение способа  детских рассуждений о моральных дилемах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития. Согласно Л. Кольбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения; следовательно, его теория является примером морального универсализма.

Наибольшую  известность Л. Кольбергу принесла его теория нравственного развития, предполагающая существование универсальных  этапов нравственного становления, и неразрывно связывающая понимание  нравственности с когнитивным развитием  человека. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилем, Л. Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилемы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.

Л. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через  эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два  главных фактора, влияющие на переход  от одного этапа к другому:

1. Неравновесное  состояние: ребенок сталкивается  с моральной проблемой и замечает  недостатки в своем подходе  к ней. В этом ему часто  помогает мнение взрослых, особенно  родителей.

2. Расширение  перспективы: взрослея, дети приобретают  способность рассматривать проблемы  из перспективы других людей.  Ребенок, который находится на  доконвенционном уровне развития  рассматривает проблему из перспективы  ее последствий лично для себя, в то время как ребенок, достигший  конвенционного уровня, способен  рассматривать проблему из перспективы других людей.

Л. Кольберг выделяет следующие уровни нравственного  развития:

1. Преднравственный  уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает  поступок как плохой или хороший  в соответствии с правилами,  усвоенными им от взрослых, склонен  судить о поступках по важности  их последствий, а не по намерениям  человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости  от того вознаграждения или  наказания, которое может повлечь  за собой этот поступок. На  второй стадии суждение о поступке  выносится в соответствии с  той пользой, которую из него  можно извлечь, и ребенок начинает  судить о поступках по обусловившим  их намерениям, понимая, что намерения  важнее результатов совершенного  поступка (“автономная мораль”). Вначале  ребенок совершает нравственные  поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает  положительных переживаний. Но  постепенно нравственный поступок  сам по себе начинает радовать  ребенка. В этом случае требования  взрослых, усвоенные ребенком правила  и нормы начинают выступать  в форме обобщенной категории  “надо”. При этом “надо” выступает  для ребенка не просто как  знание, что надо так поступать,  а как непосредственное эмоциональное  переживание необходимости поступить  так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга. Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека. По данным исследований , зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так ему не надо думать, уступить ли место человеку, нуждающемуся в этом. Для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный  уровень (с 10 до 13 лет) - ориентация  на принципы других людей и  на законы. На третьей стадии  суждение основывается на том,  получит ли поступок одобрение  других людей или нет. На  четвертой стадии суждение выносится  в соответствии с установленным  порядком и официальными законами общества .

3. Постконвекциональный  уровень (с 13 лет) - человек судит  о поведении, исходя из собственных  критериев. На пятой стадии  оправдание поступка основывается  на уважении прав человека  или признания демократического  принятого решения. На шестой  стадии поступок квалифицируется  как правильный, если он продиктован  совестью - независимо от его законности  или мнения других людей. Кольберг  отмечает, что многие люди так  никогда и не переходят четвертую  стадию, а шестой стадии достигает  меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

Нравственное  развитие человека протекает в течение  всей его жизни. Основы морального облика закладываются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, затем нравственные черты личности интенсивно развиваются  и формируются в школьные годы. За это время дети и подростки  в своем нравственном развитии проходят сложный путь, от простейших умений поведения и элементарных нравственных представлений до нравственных убеждений и прочных привычек нравственного поведения, основанных на глубоко осознанных этических понятиях и освещаемых высокими нравственными чувствами.Нравственное развитие ребенка и подростка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывая огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Собственно, здесь имеет место сложнейшее взаимопроникновение влияний всех развивающихся сторон личности. «Человек не воспитывается по частям. - писал А.С. Макаренко, - он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается».

В процессе овладения знаниями у учащихся развивается  сознание, формируются основы научного мировоззрения, школьники осмысливают  нравственные понятия. В то же время  нравственное развитие детей оказывает  большое влияние на формирование у них правильного отношения  к учебе и к труду; воспитание дисциплинированности, организованности, чувства долга и ответственности  и других моральных качеств в  большой степени определяет успешное овладение знаниями, активное участие  в общественной жизни, в трудовой деятельности. В свою очередь, участие  в общественно полезном труде  способствует формированию важнейших  нравственных качеств личности: коммунистического  отношения к труду, дисциплинированности, заботы об общественной собственности, принципиальности.

Информация о работе Нравственное развитие