Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:17, контрольная работа
Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Таким образом, нравственное развитие - это усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного поведения) и нравственных чувств.
Нравственное
развитие следует усматривать и
в последовательности развития тех
или иных качеств личности по мере
роста и умственного созревания
детей. Дети дошкольного возраста и
младшие школьники еще не способны
осмыслить этические принципы, понять
обоснование нравственных норм поведения.
Здесь целесообразно идти по пути
накопления детьми опыта нравственного
поведения в различных видах
деятельности; осознание сущности тех
или иных моральных основ наступит
несколько позже: ведь привычки в
поведении детей возникают
Накопленный
опыт нравственного поведения
Особенности нравственного развития младших школьников.
Большая
часть детей приходит в 1 класс
из детского сада, где ребята получают
достаточный запас нравственных
представлений и привычек. Дети имеют
широкий круг представлений о
хороших и плохих поступках, навыки
вежливого отношения к
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
На пороге
школьной жизни возникает новый
уровень самосознания детей, наиболее
точно выражаемый словосочетанием
«внутренняя позиция». Факт становления
такой позиции внутренне
Ж. Пиаже
установлено, что в период 5-12 лет
представления ребенка о
Нравственный
релятивизм, проявляющийся у детей
приблизительно с 11 лет, основан на
убеждении, что каждый человек имеет
право на справедливое и уважительное
отношение к себе и в каждом
его поступке можно усмотреть
нравственно оправданное и
Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.
Сочувствие - устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого.
С возрастом
способность ребенка переживать
за другого развивается и
Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия.
Нравственное
развитие младших школьников отличается
заметным своеобразием. В их моральном
сознании преобладают императивные
(повелительные) элементы, обусловливаемые
указаниями, советами и требованиями
учителя. Оно фактически функционирует
в форме этих требований, причем
при оценке поведения дети исходят,
главным образом, из того, что не
надо делать. Именно поэтому они
замечают малейшие отклонения от установленных
норм поведения и немедленно стремятся
доложить о них учителю. С этим
же связана и другая черта. Остро
реагируя на недочеты в поведении
своих товарищей, дети зачастую не замечают
собственных недочетов и
Известная
«повернутость» морального сознания вовне
и недостаточный уровень
В нравственном развитии младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.
Нравственное развитие ребенка достаточно тесно связано с интеллектуальным. В самом деле, для того, чтобы ребенок мог выносить какие-либо моральные суждения, он должен достичь определенного интеллектуального уровня.
В соответствии
с прогрессивным развитием
В течение
ранних школьных лет все больше увеличивается
дифференциация поведения, связанная
с усвоением роли, определяемой принадлежностью
к соответствующему полу. Речь идет
о различных для мальчиков
и девочек стилях поведения, играх,
увлечениях и т.д. У мальчиков
очень остро развивается
В этом
возрасте дружеские отношения становятся
более интенсивными, хотя вместе с
этим многие из них оказываются весьма
непрочными. Дети узнают, что групповые
формы активности могут быть очень
интересными и занятными, и новички,
попадающие в группу, стараются присоединиться
к ее членам и вести себя так
же, как все остальные. Вначале
это нелегко, и одна из важных целей
развития на этом возрастном этапе
состоит в приобретении умений заводить
друзей и находить общий язык с
неоднородной группой детей. Хорошие
социальные отношения требуют определенных
социальных навыков, которые, подобно
любым другим навыкам, должны быть приобретены.
Легкость, с которой в раннем детстве
меняются дружеские отношения, обусловлена
потребностью испытания новых социальных
навыков, а частично колебанием и
изменением детских интересов и
активности. Интересы старших детей
становятся более постоянными, а
дружеские отношения более
В нравственном
развитии большое место занимает
разъяснение детям принятых в
обществе норм и правил общественного
поведения, причем воспитатели (учителя,
родители, пионервожатые) стараются меньше
сообщать школьникам нравственных понятий
в «готовом виде», а побуждать их размышлять
над этическими вопросами и самим приходить
к соответствующим выводам. С этой целью
наряду с рассмотрением тех или иных нравственных
принципов в процессе учебных занятий
(в логике проводимых уроков по литературе,
истории, обществоведению и другим предметам)
широко используется детская художественная
литература для внеклассного чтения, проводятся
беседы на этические темы, а в более старшем
возрасте -- диспуты, читательские конференции,
обсуждение коллективно просмотренных
кинофильмов и другие виды внеклассной
работы.
Нравственное развитие в семье.
Нравственное
развитие личности начинается в семье.
Так же в ней впервые рождается
и крепнет в ребенке понимание
того, что он неслучаен в этом
мире, что его существование
Очевидно,
что развитие нравственности требует
определенных умственных способностей
и в силу этого протекает в
тесной связи с умственным развитием.
Однако, как уже отмечалось, принятие
личных стандартов поведения и интериоризация
его правил частично основываются на
процессе идентификации. Поэтому от
природы семейных взаимоотношений
и семейного взаимодействия в
значительной степени зависят особенности
развивающейся нравственности. Прежде
всего, вероятность того, что ребенок
будет принимать моральные