Нравственное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Файлы: 1 файл

НРАВСТВЕННРЕ РАЗВИТИЕ.docx

— 37.23 Кб (Скачать)

Таким образом, нравственное развитие - это  усвоение знаний (формирование нравственного  сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного  поведения) и нравственных чувств.

Нравственное  развитие следует усматривать и  в последовательности развития тех  или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. Дети дошкольного возраста и  младшие школьники еще не способны осмыслить этические принципы, понять обоснование нравственных норм поведения. Здесь целесообразно идти по пути накопления детьми опыта нравственного  поведения в различных видах  деятельности; осознание сущности тех  или иных моральных основ наступит несколько позже: ведь привычки в  поведении детей возникают гораздо  раньше, чем у них формируется  мировоззрение.

Накопленный опыт нравственного поведения позволит детям глубоко осмыслить существующие нравственные понятия и образовать затем действенные этические  убеждения. Поэтому особенно важно  в раннем детстве настойчиво воспитывать  такие нравственные черты личности, как правдивость, чувство долга, забота об общественной собственности.

Особенности нравственного развития младших школьников.

Большая часть детей приходит в 1 класс  из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют  широкий круг представлений о  хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками  является хорошим стимулом для нравственного  воспитания. С приходом детей в  школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей, как уже было сказано, становится учеба. Кроме того в школе они  должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем. Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также  повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения  детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

На пороге школьной жизни возникает новый  уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием  «внутренняя позиция». Факт становления  такой позиции внутренне проявляется  в том, что в сознании ребенка  выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается  следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

Ж. Пиаже  установлено, что в период 5-12 лет  представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже, - это  твердое, непоколебимое и однозначное  понимание добра и зла, разделяющее  все существующее только на две категории - хорошее и плохое - и не усматривающее  никаких полутеней в нравственных оценках.

Нравственный  релятивизм, проявляющийся у детей  приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет  право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть  нравственно оправданное и осуждаемое. Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют  исключений, что их нельзя менять. В  период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для  них любой поступок, приведший  к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намерено, из плохих или  хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Важную  роль в нравственном развитии ребенка  играет эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания  другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных  форм поведения.

Сочувствие - устойчивое свойство, оно побуждает  человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит  нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется  представление о ценности другого.

С возрастом  способность ребенка переживать за другого развивается и переключается  с реакции на физический ущерб  человека на реакцию на его чувства  и далее - на реакцию на жизненную  ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся  чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать  интересы других, их потребности, представленные переживаниях. Для развития эмпатии  очень важно учитывать, что в  этом возрасте ребенок особенно восприимчив  к воздействиям взрослого. Но для  этого нужно, чтобы сам воспитатель  был эмоционально отзывчив на переживания  ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь .

Через эмпатию при перевоспитании ребенка  возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок  совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет  стремиться удовлетворить потребности  других людей ради их благополучия.

Нравственное  развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном  сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые  указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует  в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они  замечают малейшие отклонения от установленных  норм поведения и немедленно стремятся  доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро  реагируя на недочеты в поведении  своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и  самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Известная «повернутость» морального сознания вовне  и недостаточный уровень самосознания имеют своим следствием то, что  нравственная роль в поведении младших  школьников оказывается слабой. Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызывается импульсивными  возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят  и обогащать их яркими нравственными  представлениями по различным вопросам поведения .

В нравственном развитии младших школьников следует  учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных  жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто  носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.

Нравственное  развитие ребенка достаточно тесно  связано с интеллектуальным. В  самом деле, для того, чтобы ребенок  мог выносить какие-либо моральные  суждения, он должен достичь определенного  интеллектуального уровня.

В соответствии с прогрессивным развитием умственных способностей ребенок все лучше  начинает понимать, что хорошо, а  что плохо. Дошкольник, как правило, повинуется непосредственным специфическим  инструкциям, прерывая свою деятельность, когда его шлепают или требуют, чтобы он ее прекратил. Контроль поведения  зависит от прямых последствий. Через  некоторое время ребенок узнает, что какие-то вещи делать не разрешается, и поэтому удерживается от соответствующих  поступков, даже если ему по этому  поводу никто ничего специально не сказал. Еще через некоторое время  он становится способным к обобщению  запретов в форме правила, применяемого к классу поступков (например, «не  брать игрушки других детей» или  «не кричать во время еды»). Вначале  эти правила устанавливаются  в соответствии с одобрениями  родителей или учителей, но в конце  концов возникает мораль более высокого порядка, основанная на собственных  представлениях ребенка о том, что  хорошо, а что плохо. Как только это происходит, ригидное и негибкое представление о хорошем и  плохом поведении, опирающееся на авторитет  взрослых, превращается в набор стандартных  правил, основанных на нравственных принципах, которые применяются с учетом контекста и мотивации поступков. 
 

В течение  ранних школьных лет все больше увеличивается  дифференциация поведения, связанная  с усвоением роли, определяемой принадлежностью  к соответствующему полу. Речь идет о различных для мальчиков  и девочек стилях поведения, играх, увлечениях и т.д. У мальчиков  очень остро развивается чувство  того, что является «девчачьим», девочки  в несколько меньшей степени  осознают, что приемлемо для поведения  женщины, а что является мальчишеским поведением.

В этом возрасте дружеские отношения становятся более интенсивными, хотя вместе с  этим многие из них оказываются весьма непрочными. Дети узнают, что групповые  формы активности могут быть очень  интересными и занятными, и новички, попадающие в группу, стараются присоединиться к ее членам и вести себя так  же, как все остальные. Вначале  это нелегко, и одна из важных целей  развития на этом возрастном этапе  состоит в приобретении умений заводить друзей и находить общий язык с  неоднородной группой детей. Хорошие  социальные отношения требуют определенных социальных навыков, которые, подобно  любым другим навыкам, должны быть приобретены. Легкость, с которой в раннем детстве  меняются дружеские отношения, обусловлена  потребностью испытания новых социальных навыков, а частично колебанием и  изменением детских интересов и  активности. Интересы старших детей  становятся более постоянными, а  дружеские отношения более стабильными. Однако создается впечатление, что  этот процесс зависит не только от опыта общения ребенка со своими друзьями, но также от тех привязанностей и устойчивых типов взаимоотношений, которые ранее сформировались у  него в семье. Поскольку они возникли раньше, на их основе формируются отношения с другими людьми.

В нравственном развитии большое место занимает разъяснение детям принятых в  обществе норм и правил общественного поведения, причем воспитатели (учителя, родители, пионервожатые) стараются меньше сообщать школьникам нравственных понятий в «готовом виде», а побуждать их размышлять над этическими вопросами и самим приходить к соответствующим выводам. С этой целью наряду с рассмотрением тех или иных нравственных принципов в процессе учебных занятий (в логике проводимых уроков по литературе, истории, обществоведению и другим предметам) широко используется детская художественная литература для внеклассного чтения, проводятся беседы на этические темы, а в более старшем возрасте -- диспуты, читательские конференции, обсуждение коллективно просмотренных кинофильмов и другие виды внеклассной работы. 
 

Нравственное  развитие в семье.

Нравственное  развитие личности начинается в семье. Так же в ней впервые рождается  и крепнет в ребенке понимание  того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны  ему, чтобы стать человеком.

Очевидно, что развитие нравственности требует  определенных умственных способностей и в силу этого протекает в  тесной связи с умственным развитием. Однако, как уже отмечалось, принятие личных стандартов поведения и интериоризация его правил частично основываются на процессе идентификации. Поэтому от природы семейных взаимоотношений  и семейного взаимодействия в  значительной степени зависят особенности  развивающейся нравственности. Прежде всего, вероятность того, что ребенок  будет принимать моральные нормы  своих родителей, зависит от той  степени, в которой он воспринимает существование согласованных принципов, лежащих за их поведением. В этой связи, хотя, конечно, важно и то, и другое, на первый план может выступать  то, что они делают, а не то, что  они говорят. Если поведение родителей  своевольно и непоследовательно, то это и будет моделью, которая  дается ребенку для подражания. В  частных случаях также и то, что они считают или не считают  важным, будет оказывать влияние  на нравственные принципы ребенка. Если родителей не заботят проблемы честности, то маловероятно, что ребенок будет  придавать большое значение этому  качеству. Сходным образом та степень, в которой большее значение придается  тому, что следует, чем тому, чего не следует делать, повлияет на развивающуюся  нравственность ребенка. Не только примеры  поведения родителей, но и то, за что ребенка хвалят или наказывают, формирует его нравственное развитие. Принятие (с модификациями) родительских стандартов наиболее вероятно в тех  случаях, когда между родителями и ребенком устанавливаются хорошие  отношения, а также тогда, когда  используемые методы воспитания дают ребенку возможность почувствовать, что совершаемые им поступки важны  для его родителей потому, что  сам он много значит для них. Подобного  эффекта не достичь, если произвольно  накладывать внешние запреты. Противоречивый и чрезвычайно жесткий набор  моральных норм, способствующий частому  выражению неодобрения и разочарования  в ребенке как в личности, может  быть причиной формирования черт тревожности, неуверенности в себе, а также  чувства вины у ребенка. Это особенно часто происходит в тех случаях, когда он идентифицируется со своими родителями, или, наоборот, в тех  случаях, когда такая идентификация  не происходит. Последнее приводит к полному отвержению норм, которых  придерживаются родители .

Информация о работе Нравственное развитие