Новообразование младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы подробно рассмотреть младенческий возраст. Из поставленной задачи можно выявить задачи:

- рассмотреть психическое развитие младенца;

- изучить врожденные формы психики и поведение;

- выявить особенности грудного вскармливания;

- рассмотреть отношения младенца к окружающим;

- подробно описать развитие моторики, памяти, речи, мышления у детей младенческого возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………………..5

1 Психологическое развитие младенца ………………………………………………..5

1.1 Врожденные формы психики и поведения ………………………………………..5

1.2 Психическое развитие ребенка младенческого возраста ………………………..7

1.3 Особенности грудного вскармливания …………………………………………....9

1.4 Отношения младенца с окружающими …………………………………………..14

2 Развитие моторики, памяти, речи, мышления у детей младенческого возраста ..17

2.1 Двигательная активность ребенка ………………………………………………..17

2.2 Восприятие и память младенца …………………………………………………...19

2.3 Речь и мышление младенца …………………………………………………….....25

Заключение ……………………………………………………………………………..28

Глоссарий ………………………………………………………………………………30

Список использованных источников …………………………………………………32

Файлы: 1 файл

новообразование младенчества.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

      К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 - 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы9.

      Рассмотрим  некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного возраста ребенок, по - видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3 - 4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи ,существующие между предметами.

      Специфика ассоциативной памяти, которая уже  есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

      Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно - исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

      Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

      Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно - исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Существует  гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что  у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности  упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

      Если  на первом полугодии жизни ребенок  обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.

      Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию  когнитивной схемы.

      Схема - это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд.

      Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается  выделять информативные признаки воспринимаемого  объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов. К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов.  Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи. 

      2.3 Речь и мышление младенца 

      Хотя  развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам.

Речь  преимущественно развивается как  средство общения на базе данной ребенку  от рождения способности к пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координации, о которой писал Ж. Пиаже. Он выделяет это  как период сенсомоторного интеллекта (0-2 года)10.

  Младенец переходит от рефлекторного уровня новорожденного, на котором его Я и окружающий мир не дифференцируются, к относительно связной организации сенсомоторных действий, независимой от его непосредственного окружения. Эту организацию представляют акты приспособления к вещам в виде перцептивных и двигательных действий, основанных на реальных вещах. Символических преобразований еще нет, конкретные успехи интеллекта этого периода можно представить следующим образом: появляются циркулярные реакции (повторяющиеся действия разной степени сложности), возникает координация схем при установлении отношений между целями и средствами, путем проб и ошибок изобретаются новые средства, новые средства появляются и благодаря мгновенному озарению (“инсайду”). Кроме того, ребенок приобретает множество частных сведений об объектах и их свойствах в пространстве, времени, причинности. Он, занимаясь подражанием и игрой, узнает и свои свойства (своего Я) и свойства объектов как различные. Внутри общей системы сенсомоторных действий обособляется восприятие как особая система Я-действий, именно в этот период константность восприятия достигает высокого уровня развития.

      Значительный  вклад в дальнейшее развитие этой формы мышления вносит совершенствование  ориентировочно-исследовательской  деятельности младенцев.

Успешность  усвоения речи и понимания ее значительно  возрастает, если наряду с собственно речевым общением ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами, называемыми взрослым, самостоятельно изучать, исследовать их.

      Активные  действия детей с предметами возникают  между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года в деятельности исследовать предметы не только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемых им в качестве орудий. Например, взяв в руки палочку, ребенок может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на них (толкать, двигать, переворачивать и тому подобное).

Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить следующим  образом. Уже на втором месяце жизни  у самих детей различаются  звуки голоса, свидетельствующие  об особенностях их внутренних состояний, например звуки удовольствия или неудовольствия. Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер11.

      С семи месяцев жизни в голосе ребенка  выделяется интонация, связанная с  обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости. Интонационное структурирование речи происходит в течение первого года жизни и является доминирующим направлением в ее развитии. На основе интонационного структурирования возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок практически начинает овладевать человеческой речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.

Рассмотрим  теперь, как идет развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.

      Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они только общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают  при помощи органов чувств свое ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, то есть  вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач.

По мнению Дж. Брунера, ребенок младенческого  возраста познает окружающий мир  главным образом благодаря привычным  действиям, с помощью которых  он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило, уже за пределами младенческого возраста, мир оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях.

      Вплоть  до конца первого года жизни узнавание  объектов ребенком зависит не столько  от характера самих этих объектов, сколько от того, какие действия они вызвали. В этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ предмета и реакцию на него.

      Во втором полугодии  жизни ребенка возникает тесная связь между восприятием и  действием.

      Первоначально действие ребенка совершается только при помощи рефлекторных движений органов чувств, например принимает форму “устремленного взгляда”, обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации головы.

      Позднее появляются схватывание рукой, захватывание ртом, удерживание в руке и тому подобное.

 

          Заключение 

      Социальная  ситуация психического развития ребенка  младенческого возраста, ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта крайне важны для  нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. Основной ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок может сам стать человеком.

“Первое, что мы должны воспитать у наших  детей, и что развивается на протяжении всего детства - это потребность детей в человеке - в другом человеке; сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и наконец в коллективе, в обществе.” -- Д.Б. Эльконин

      Обеспечение матерью психологического комфорта ребенка, всяческая поддержка ребенка, поощрение его создают условия для его ускоренного гармоничного развития. Общение с близким взрослым, его психологическая поддержка лишает малыша страха перед неизведанным миром, обеспечивает чувство безопасности, подкрепляет веру в себя, ребенок спокойно начинает вести исследовательскую деятельность, приобретает опыт человеческих отношений.

Таким образом, обеспечение ребенку психологической  поддержки со стороны взрослого, в первую очередь матери, приводит к более гармоничному психическому и физическому развитию ребенка. Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще до рождения ребенка.

Информация о работе Новообразование младенчества