Новообразование младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы подробно рассмотреть младенческий возраст. Из поставленной задачи можно выявить задачи:

- рассмотреть психическое развитие младенца;

- изучить врожденные формы психики и поведение;

- выявить особенности грудного вскармливания;

- рассмотреть отношения младенца к окружающим;

- подробно описать развитие моторики, памяти, речи, мышления у детей младенческого возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………………..5

1 Психологическое развитие младенца ………………………………………………..5

1.1 Врожденные формы психики и поведения ………………………………………..5

1.2 Психическое развитие ребенка младенческого возраста ………………………..7

1.3 Особенности грудного вскармливания …………………………………………....9

1.4 Отношения младенца с окружающими …………………………………………..14

2 Развитие моторики, памяти, речи, мышления у детей младенческого возраста ..17

2.1 Двигательная активность ребенка ………………………………………………..17

2.2 Восприятие и память младенца …………………………………………………...19

2.3 Речь и мышление младенца …………………………………………………….....25

Заключение ……………………………………………………………………………..28

Глоссарий ………………………………………………………………………………30

Список использованных источников …………………………………………………32

Файлы: 1 файл

новообразование младенчества.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

      В соответствии со своей позицией по формированию эго и психосексуальному  развитию Кляйн постулирует раннее становление взаимоотношений ребенка с окружением. Она утверждает:“Гипотеза о том, что начало кормления младенца и присутствие матери инициирует объект-отношение к ней, — основополагающая концепция этой книги. Вначале орально-ли-бидные и орально-деструктивные влечения направлены на часть объекта, в особенности на материнскую грудь...Есть основания предполагать, что, как только младенец переключает свои интересы от материнской груди к другим объектам, таким, как части ее тела, предметы вокруг него, части его собственного тела и т.д., начинается фундаментальный процесс сублимации и объект-отношений. Любовь, желания (агрессивные и либидные), тревоги переносятся от первого и уникального объекта — матери, к другим объектам; Развиваются новые интересы, замещающие отношение к первинному объекту. Этот первичный объект, однако, является не только внешним, но также представляет интернализован-ную “хорошую” грудь. Обращение эмоций и чувств к внешнему миру связано с проекцией. Во всех указанных процессах функция формирования символов и активность фантазии имеют огромное значение. Когда наступает тревожно-депрессивное состояние, у эго возникает побуждение к проекции, т.е. перенесению желаний, эмоций, вины на новые объекты и интересы. Эти процессы, на мой взгляд, являются основой для сублимации на всю последующую жизнь. Существует, однако предпосылка для успешного развития сублимации (как и для объект-отношений и либидной организации), которая заключается в сохранении любви к первичному объекту во время изменения направленности желаний и тревог. Если преобладают обида и ненависть к первым объектам, подвергаются опасности сублимация и отношение к замещающим объектам” “Значимый другой” — это понятие, которое Салливан использует для обозначения наиболее влиятельной личности в мире ребенка, обычно матери. В разделе, посвященном формированию эго, мы уже описали процесс возникновения у младенца зачатков материнского образа и постепенную дифференциацию впечатлений на “Хорошую Мать” и “Плохую Мать”. Межличностные отношения младенца Салливан трактует с помощью понятия “эмпатия”.

      Под эмпатией подразумевается “особая  эмоциональная связь” между младенцем и значимыми другими. “Эмоциональная общность” существует задолго до того, как младенец способен понять происходящее. Примером эмпатии служит ситуация кормления, когда испуг матери имеет следствием беспокойство со стороны ребенка. Устанавливается порочный круг: тревога матери уменьшает чувство эйфории у младенца, что в свою очередь заставляет мать еше больше тревожиться.

Думается, этот не вполне ясный способ эмоциональной  коммуникации имеет биологическую  основу, так как и животных наблюдается подобный феномен. Создается впечатление большой важности данного процесса в понимании аккультурации . 

 

       2 Развитие моторики, пямяти, речи, мышления у детей младенческого возраста 

      2.1 Двигательная активность ребёнка 

      Моторика  младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

      Развитие  движений ребенка в течение первого  года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.

      В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях рук и ног учатся видеть по-человечески глаза. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного  возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности  кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа.Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

      Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором - третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их движение.Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.

      Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся  под рукой предметы, которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желаемый результат.В этот период происходит начало формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.

      На втором полугодии  дети начинают подражать движениям  взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания. Ранее сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных движ. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы “обучает” руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

      К концу младенческого возраста у  ребенка возникает особая форма  движения, служащая средством направления  внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлетворения актуальных потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого. 

      2.2 Восприятие и память  младенца 

      Из  всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

      Младенцы  первых двух месяцев жизни большую  часть времени бодрствования  занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они  накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако вплоть до 2 - 4 - месячного возраста их зрение является относительно слабым.

      Достаточно  хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка  примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить “не своим” голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг “заговаривает” голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

      Наблюдая  за развитием детей первого года жизни, психологи Н. Л. Фигурин и  М. П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи, побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца “комплексом оживления”.

      На  втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя  и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2 - 3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери.

      Улыбка  на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

      Установлено, что интенсивное эмоциональное  общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное  препятствует развитию комплекса оживления  и может привести к общей задержке психического развития ребенка.

      Дальнейшие  наблюдения и работы  исследователей (Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной и других) показали, что комплекс оживления  есть не что иное, как выражение  потребности ребенка в общении  со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать взрослого человека, общаться с ним8.

      Первые  элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают  как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым.  На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

Информация о работе Новообразование младенчества