Новообразование младенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы подробно рассмотреть младенческий возраст. Из поставленной задачи можно выявить задачи:

- рассмотреть психическое развитие младенца;

- изучить врожденные формы психики и поведение;

- выявить особенности грудного вскармливания;

- рассмотреть отношения младенца к окружающим;

- подробно описать развитие моторики, памяти, речи, мышления у детей младенческого возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………………………..5

1 Психологическое развитие младенца ………………………………………………..5

1.1 Врожденные формы психики и поведения ………………………………………..5

1.2 Психическое развитие ребенка младенческого возраста ………………………..7

1.3 Особенности грудного вскармливания …………………………………………....9

1.4 Отношения младенца с окружающими …………………………………………..14

2 Развитие моторики, памяти, речи, мышления у детей младенческого возраста ..17

2.1 Двигательная активность ребенка ………………………………………………..17

2.2 Восприятие и память младенца …………………………………………………...19

2.3 Речь и мышление младенца …………………………………………………….....25

Заключение ……………………………………………………………………………..28

Глоссарий ………………………………………………………………………………30

Список использованных источников …………………………………………………32

Файлы: 1 файл

новообразование младенчества.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

 
Версия  шаблона 1.1
Филиал Нижегородский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Психология
Тема Новообразование младенчества
Фамилия студента Мезенцев 
Имя студента Геннадий
Отчество  студента Григорьевич
№ контракта 09200070702002

 

Содержание  

Введение…………………………………………………………………………………3

Основная  часть…………………………………………………………………………..5

1 Психологическое  развитие младенца ………………………………………………..5

1.1 Врожденные  формы психики и поведения ………………………………………..5

1.2  Психическое развитие ребенка младенческого возраста ………………………..7

1.3 Особенности  грудного вскармливания …………………………………………....9

1.4 Отношения  младенца с окружающими …………………………………………..14

2 Развитие  моторики, памяти, речи, мышления у детей младенческого возраста ..17

2.1 Двигательная активность ребенка ………………………………………………..17

2.2 Восприятие  и память младенца …………………………………………………...19

2.3 Речь  и мышление младенца …………………………………………………….....25

Заключение  ……………………………………………………………………………..28

Глоссарий ………………………………………………………………………………30                 

Список  использованных источников …………………………………………………32

Приложения …………………………………………………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      В последнее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. И это не случайно, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

      В период младенчества ребенка также  очень важно своевременно создавать  условия для формирования тех  или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

      В отдельные периоды детства возникают  повышенные, иногда чрезвычайные возможности  развития психики в тех или  иных направлениях, а затем такие  возможности постепенно или резко  ослабевают.

      Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

      Многие  психологи исследователи  отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Л. С. Выготский  считал, что отношение ребенка  к миру - зависимая и производная  величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

      У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона).Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы: дыхательный рефлекс, рефлекс сосания и некоторые другие.

      Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы  подробно рассмотреть младенческий возраст. Из поставленной задачи можно выявить задачи:

      - рассмотреть психическое развитие  младенца;

      - изучить врожденные формы психики  и поведение;

      - выявить особенности грудного вскармливания;

      - рассмотреть отношения младенца  к окружающим;

      - подробно описать развитие моторики, памяти, речи, мышления у детей  младенческого возраста.

      Объектом  курсовой работы является младенческий возраст, а предметом психологическое  и физическое развития младенца.

      Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух1.

      В первые два месяца жизни ребенок  демонстрирует способность к  рефлекторному повороту головы в  ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает  ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

      Младенец  способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие  жидкости другим и даже способен определить степень сладости.  
 
 
 
 

        Основная часть

      1 Психическое развитие младенца 

          1.1 Врождённые формы психики и поведения 

        Без точного знания того, с  чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов  его естественного развития по  биогенетическим законам трудно  воссоздать полную и достаточно  сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

      Люди, окружающие младенца, помогают ему  с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования

Вместе  с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически  готовых к употреблению, сложных  сенсорных и двигательных способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии2. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений.

        При рождении у младенца имеются  ощущения всех элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в пространстве, сохранения в памяти, обработки следов их воздействий.

      Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух3.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует  способность к рефлекторному  повороту головы в ответ на прикосновение  какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец  способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие  жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

      Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность  к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг. Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды. Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы4.

Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение в первые месяцы жизни имеет развитие движений . 

      1.2 Психическое развитие ребёнка младенческого возраста 

      Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок  обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал Л.С. Выгодский, развиваются высшие психические функции человека.

      Уже с первых дней рождения ребенок является не просто “реагирующим аппаратом”, но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка.

      Признание указанных потребностей требует  признания у младенца и соответствующих  аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее.

      Следовательно, содержание психической жизни детей  первого года жизни характеризуются  сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации. Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.

Информация о работе Новообразование младенчества