Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 13:36, реферат
Цель работы - раскрыть сущность понятий нормы и патологии в психологии, изучить значение дефектов в аномальном развитии человека.
Задачи работы:
- Изучить учебную и специальную литературу по теме;
- Раскрыть понятия нормы и патологии и их взаимосвязи;
- Раскрыть значение дефектов в аномальном развитии человека.
Введение 3
1. Общий подход к понятию нормы, аномалии и патологии с методологических позиций 5
2. Дефект и аномальное развитие 9
Заключение 15
Список литературы 17
Содержание
Введение 3
1. Общий
подход к понятию нормы,
2. Дефект и аномальное развитие 9
Заключение 15
Список
литературы 17
Введение
Понятие “психическая норма” активно используется и психологами, и психотерапевтами, не говоря уже о психиатрах, которых можно считать своеобразными “хранителями” этого понятия. Однако если попросить всех этих специалистов ответить на вопрос о том, что такое психическая норма и каковы ее критерии, то мы можем встретить определенные затруднения Трунов Д.Г.
В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма - патология».
Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми порграничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.
Важным
импульсом к развитию понятия
«норма» послужили социально-
Проблема
взаимосвязи наличия дефектов и
аномального развития изучается
в отдельной науке
Определенно
можно сказать, что наличие дефекта
какой-либо функции еще не означает,
что человек будет иметь
Цель
работы - раскрыть сущность понятий
нормы и патологии в
Задачи работы:
- Изучить
учебную и специальную
- Раскрыть понятия нормы и патологии и их взаимосвязи;
- Раскрыть
значение дефектов в
1. Общий
подход к понятию нормы,
В литературе
справедливо отмечается, что понятие
“норма”, особенно “психическая норма”,
является проблемой, трудной для
определения Признаки, долженствующие
сформировать понятие “норма”, трудноуловимы
и изменчивы, что имеет отношение
в особенности к социальным нормам.
В литературе
под нормой принято понимать нечто
среднее, устоявшееся Братусь Б. С. Аномалии
личности. - М., 1988. С. 7..
Понятие
«аномалия» в переводе с греческого
означает отклонение от нормы, от общей
закономерности, неправильность в развитии.
Вопрос об аномалиях в развитии психических
процессов, в поведении человека может
рассматриваться только в контексте знаний
о нормальных параметрах этих процессов
и поведения.
Проблема
нормы и ее вариантов - одна из самых
сложных в современной
Одно
из основных значений термина «норма»
(лат norma) - установленная мера, средняя
величина чего-либо. Понятие нормы относительно
постоянно. Его содержание зависит от
культуры и существенно меняется со временем.
Проблема
критериев нормы, нормального развития
человека приобретает особую актуальность,
в контексте коррекционно-
Если
подвергнуть анализу
Известно,
что психический баланс возможен
лишь при равновесии между специфическими
и неспецифическими путями передачи
информации, между возбуждением и
торможением как двумя
Рассуждая
о патологии в психологии воли
С.Л. Рубинштейн пишет: “Нормальный волевой
акт предполагает некоторую оптимальную
- не слишком слабую и не слишком сильную
- импульсивность” Рубинштейн С.Л. С. 200..
В свою очередь, В.Я. Семке отмечает: “Гармоничные
в психическом смысле люди проявляют вовне
достаточную сбалансированность основных
нервных процессов (возбудительного и
тормозного), адекватную уравновешенность
корковой и подкорковой деятельности,
одинаковое соотношение в работе первой
и второй сигнальной системы. По своему
типологическому складу они принадлежат
к среднему типу высшей нервной деятельности,
способному весьма эффективно противостоять
как физическим, так и социально-психологическим
воздействиям” Семке В.Я. Учитесь властвовать
собой, или беседы о здоровой и больной
личности. - Новосибирск, 1991. С. 94.. Такую
психологическую гармонию, воплощающую
в себе баланс между возбуждением и торможением
и являющуюся в силу этого средним параметром,
автор называет нормой.
Вот еще
одно определение, данное Н.Е. Бачериковым
с соавт.: «Психическая норма представляет
собой индивидуальную динамическую совокупность
психических свойств конкретного человека,
позволяющая ему адекватно своему возрасту,
полу и социальному положению познавать
окружающую действительность, адаптироваться
к ней и выполнять свои биологические
и социальные функции в соответствии с
возникающими личными и общественными
потребностями. С понятием психической
нормы тесно связано понятие психического
здоровья, поскольку по внутренней логике
психическая норма предполагает и наличие
психического здоровья, т. е. отсутствие
чётко определимого психического расстройства,
наличие определённого функционального
резерва организма, позволяющего человеку
преодолевать психо-социальные стрессы
и экстремальные ситуации» Эмоциональный
стресс в этиологии и патогенезе психических
и психосоматических заболеваний / Н.Е.
Бачериков, М.П. Воронцов, П.Т. Петрюк, А.Я.
Цыганенко. -- Харьков: Основа, 1995. -- С.276.
[46]. Это определение более полное по сравнению
с предыдущим. Авторы вводят ряд дополнительных
квалифицирующих признаков -- динамическая
совокупность свойств, адекватное возрасту,
полу познание действительности, адаптация,
функциональный резерв и др.
Я. Hеплох,
моделируя нормальную личность, также
исходит из оптимума, меры, баланса соответствующих
психофизиологических сил и адаптационных
возможностей. Среднеуровневой нормальной
личностью он считает “образ человека
с адекватным данной среде и обществу
характером жизни, стремлениями, возможностью
самоконтроля поведения и аффекта, человека,
поддерживающего связи с окружающими
или близкими ему людьми и не препятствующего
отправлению ими естественной деятельности”
Неплох Я.М. Человек, познай себя. Записки
психиатра. - С.-Пб, 1991. С. 40.. При этом он
выводит признаки аномалии из понятия
нормы: “Можно сказать, что человек страдает
психическим расстройством, если он не
способен на поведение в соответствии
со средой его обитания и обстоятельствами”
Там же..
С позиции
двузначной системы логики, исходящей
из признания только двух значений
- истина и ложь, предложенная классификация
антиподов (норма, патология) сомнений
не вызывает. Но двузначная логическая
система приемлема лишь для суждений
в рамках классической формальной логики,
фиксирующей предметы метафизически.
Для диалектической логики она не
подходит, поскольку та соотносит
свои построения с объектами, находящимися
в развитии, в переходном состоянии.
“Между условными полюсами “нормы”
и “патологии” находится
Вышеизложенное
позволяет заключить, что под
нормой понимается баланс сил, средняя
величина между “много” и “мало”,
баланс, благодаря которому системы
приходят в равновесие, образуя соразмерность,
или гармонию. Отсюда можно предложить
лапидарное определение нормы, патологии
и аномалии. Итак: норма есть такое состояние
системы, которое характеризует ее как
среднее между избытком и недостатком,
аномалия представляет собой такое отклонение
от этой величины, которое способно нарушить
баланс, но не переходящее границы патологии,
патология - крайняя противоположность
нормы, которая может характеризоваться
как некое вырождение. Предложенная формулировка
требует учета трех методологических
факторов.
Во-первых,
отклонения от нормы должны носить
количественный и качественный характер.
Качественное состояние выражается
в системе количественных характеристик.
Если единицы количества столь объемны,
что не могут находиться в рамках
данного качества, то качественные
характеристики меняются.
Во-вторых,
незначительные отклонения от нормы
допустимы. Например, греческий идеал
- гармония тела, ума и духа -может
выражаться в большей или меньшей рельефности
мышц, большем или меньшем умственно-духовном
потенциале. Но если один из компонентов
искажен, то будет искажено качество, не
соответствующее идеалу. Такое отклонение
следует считать столь существенным, что
можно говорить о патологии в отличие
от отклонения несущественного, способного
привести к аномалии.
В-третьих,
отклонение от нормы не должно переходить
границ патологии. Если это произошло,
то такое положение приобретает
статус качественно противоположного
состояния, т.е. антипода нормы.
2. Дефект
и аномальное развитие
Изучение
закономерностей аномалий развития
психики сосредоточено в сфере
детской патопсихологии, дефектологии
(специальной психологии и специальной
педагогики) и детской психиатрии.
Дефектология как область знания сложилась
в результате развития и интеграции отдельных
ее отраслей: сурдопедагогики (воспитание
и обучение детей с недостатками слуха);
тифлопедагогики (воспитание и обучение
детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики
(воспитание и обучение умственно отсталых
детей); логопедии (изучение и коррекция
недостатков речи), а также выявления общих
закономерностей развития, обучения и
воспитания аномальных детей. Адекватным
в этих условиях является комплексный
подход к изучению аномальных детей различными
специалистами (педагогами, врачами, дефектологами,
психологами, физиологами).
Согласно
определения в медицинском
Дефект
одной из функций нарушает развитие
ребенка только при определенных
обстоятельствах. Наличие того или
иного дефекта еще не предопределяет
аномального развития. Потеря слуха
на одно ухо или поражение зрения
на один глаз не обязательно ведет
к дефекту развития, поскольку
в этих случаях сохраняется