Норма и паталогия в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 13:36, реферат

Краткое описание

Цель работы - раскрыть сущность понятий нормы и патологии в психологии, изучить значение дефектов в аномальном развитии человека.

Задачи работы:

- Изучить учебную и специальную литературу по теме;

- Раскрыть понятия нормы и патологии и их взаимосвязи;

- Раскрыть значение дефектов в аномальном развитии человека.

Оглавление

Введение 3

1. Общий подход к понятию нормы, аномалии и патологии с методологических позиций 5

2. Дефект и аномальное развитие 9

Заключение 15

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 31.38 Кб (Скачать)

Дефект  у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как его психическое развитие проходило в нормальных условиях Специальная психология. Учебно-методические рекомендации для студентов и  преподавателей педагогического университета. - Тула. - 2001. - С. 5.. 

Л.С. Выготский ввел понятие о первичном и вторичном дефектах. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные -- имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. «Наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции по сравнению с элементарными» Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - С. 35.. 

В основе аномального развития всегда лежат  органические, либо функциональные нарушения  нервной системы или периферические нарушения определенного анализатора. Однако в ряде случаев, отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто средовыми  причинами, не связанными с нарушением анализаторных систем или центральной  нервной системы. Так, неблагоприятные  семейные формы воспитания ребенка  могут привести к «педагогической  запущенности». 

Причины, приводящие к возникновению детских  аномалий, подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития ребенка, развитие аномального имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С.4.. 

Так, при  нарушении слухового восприятия, возникшего в результате повреждения  слухового аппарата и являющегося  первичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпадением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до периода овладения речью, то как следствие наступает немота -- вторичный дефект. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности. 

Интеллектуальная  недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта -- органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли. 

Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может  вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичный  фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной  симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей  слуха не будет использовать его  сохранные функции, если не развивает  устную речь. Только при условии  интенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта  речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха. Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения аномального ребенка, так как  они в значительной степени доступны коррекционному воздействию, поскольку  их возникновение связано с действием  главным образом средовых факторов развития психики. Органический дефект ведет к невозможности или  крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психические функции человека, его  сознание, его личность Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С.6.. 

Важной  закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта  и вторичных нарушений. Недоразвитие высших психологических функций  и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением  при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено». 

В дефектологии выделяются основные категории аномальных детей: 

-- с  выраженными и стойкими нарушениями  слуховой функции (глухие, слабослышащие,  позднооглохшие); 

-- с  глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 

-- с  нарушениями интеллектуального  развития на основе органического  поражения центральной нервной  системы (умственно отсталые); 

-- с  тяжелыми речевыми нарушениями  (дети-логопаты); 

-- с  комплексными нарушениями психофизического  развития (слепоглухонемые, слепые  умственно отсталые, глухие умственно  отсталые и др.); 

-- с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата; 

-- с  выраженными психопатическими формами  поведения. 

Процесс обучения аномальных детей опирается  не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения -- постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, помня, что «принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С.7.. 

В зависимости  от характера нарушения одни дефекты  могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и  воспитания ребенка (например, у детей  третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - С.26.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Самостоятельная работа над темой контрольной  работы позволила решит следующие задачи:

- Изучить  учебную и специальную литературу  по теме;

- Раскрыть  понятия нормы и патологии  и их взаимосвязи;

- Раскрыть  значение дефектов в аномальном  развитии человека.

Изучение  закономерностей аномалий развития психики сосредоточено в сфере  детской патопсихологии, дефектологии (коррекционной психологии и коррекционной  педагогики) и детской психиатрии.

Проблема  нормы и патологии - одна из самых  сложных в современной психологической  науке. Одно из наиболее комплексных  определений психической нормы - это индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного  человека, позволяющая ему адекватно  своему возрасту, полу и социальному  положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к  ней и выполнять свои биологические  и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными  потребностями.

При этом многие ученые рассматривают понятие  нормы только во взаимосвязи с  понятием патологии, некоторые из них  добавляют - «… между условными полюсами «нормы» и «патологии» находится  обширное поле отклонений, аномалий развития». При этом норма есть баланс сил, а  патология - крайняя противоположность  нормы, аномалия - переходное состояние  между двумя антиподами (пограничное  состояние).

Дефект  рассматривается в психологии и  психиатрии как форма изменения  личности, характеризующаяся обеднением, упрощением преимущественно высших ее свойств и утратой прежних  возможностей, наблюдающаяся при  различных болезнях и травмах  головного мозга. При этом, дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.

Л.С. Выготский ввел понятие о первичном и вторичном дефектах. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.). Вторичные -- имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных.

В дефектологии выделяются основные категории аномальных детей:

- с выраженными  и стойкими нарушениями слуховой  функции (глухие, слабослышащие,  позднооглохшие);

- с глубокими  нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

- с нарушениями  интеллектуального развития на  основе органического поражения  центральной нервной системы  (умственно отсталые);

- с тяжелыми  речевыми нарушениями (дети-логопаты);

- с комплексными  нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно  отсталые, глухие умственно отсталые  и др.);

- с нарушениями  опорно-двигательного аппарата;

- с выраженными  психопатическими формами поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Астапов  В.М. Введение в дефектологию  с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.

3. Специальная  психология. Учебно-методические рекомендации  для студентов и преподавателей  педагогического университета. - Тула. - 2001.

4. Неплох  Я.М. Человек, познай себя. Записки  психиатра. - С.-Пб, 1991.

5. Рубинштейн  С.Я. Психология умственно отсталого  ребенка. М., 1979.

6. Семке В.Я. Учитесь властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. - Новосибирск, 1991. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний. / Н.Е. Бачериков, М.П. Воронцов, П.Т. Петрюк, А.Я. Цыганенко. -- Харьков: Основа, 1995.

7. Первомайский  В.Б., Карагодина Е.Г., Илейко В.Р., Козерацкая Е.А. Категории болезни, здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения // Первомайский В.Б., Илейко В.Р. Судебно-психиатрическая экспертиза: от теории к практике. -- Киев: КИТ, 2006.

8. Трунов Д.Г. Об основаниях понятия психическая норма. // Будущее клинической психологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27 марта 2008 г.): Перм. гос. ун-т. Пермь, 2008. Вып. 2. С. 3-8.

9. Основы  коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.

Информация о работе Норма и паталогия в развитии личности