Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 13:36, реферат
Цель работы - раскрыть сущность понятий нормы и патологии в психологии, изучить значение дефектов в аномальном развитии человека.
Задачи работы:
- Изучить учебную и специальную литературу по теме;
- Раскрыть понятия нормы и патологии и их взаимосвязи;
- Раскрыть значение дефектов в аномальном развитии человека.
Введение 3
1. Общий подход к понятию нормы, аномалии и патологии с методологических позиций 5
2. Дефект и аномальное развитие 9
Заключение 15
Список литературы 17
Дефект
у взрослого человека, достигшего
определенного уровня общего развития,
не может привести к отклонениям,
так как его психическое
Л.С. Выготский
ввел понятие о первичном и вторичном
дефектах. Первичные дефекты возникают
в результате органического повреждения
или недоразвития какой-либо биологической
системы (анализаторов, высших отделов
головного мозга и др.) вследствие воздействия
патогенных факторов. Вторичные -- имеют
характер психического недоразвития и
нарушений социального поведения, непосредственно
не вытекающих из первичного дефекта,
но обусловленных им (нарушение речи у
глухих, нарушения восприятия и пространственной
ориентировки у слепых и др.). Чем дальше
имеющееся нарушение отстоит от биологической
основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической
коррекции. «Наиболее воспитуемыми оказываются
высшие функции по сравнению с элементарными»
Основы коррекционной педагогики. Учебно
- методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев
Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - С.
35..
В основе
аномального развития всегда лежат
органические, либо функциональные нарушения
нервной системы или
Причины,
приводящие к возникновению детских
аномалий, подразделяются на врожденные
и приобретенные (подробно они будут рассмотрены
ниже). Подчиняясь в целом общим закономерностям
психического развития ребенка, развитие
аномального имеет и ряд собственных закономерностей,
в определении которых важную роль сыграли
исследования отечественных дефектологов,
особенно Л.С. Выготского. Им была выдвинута
идея о сложной структуре аномального
развития ребенка, согласно которой наличие
дефекта какого-то одного анализатора
или интеллектуального дефекта не вызывает
выпадения одной функции, а приводит к
целому ряду отклонений, в результате
чего возникает целостная картина своеобразного
атипичного развития. Сложность структуры
аномального развития заключается в наличии
первичного дефекта, вызванного биологическим
фактором, и вторичных нарушений, возникающих
под влиянием первичного дефекта в ходе
последующего аномального развития Астапов
В.М. Введение в дефектологию с основами
нейро- и патопсихологии. - М.: Международная
педагогическая академия, 1994. - С.4..
Так, при
нарушении слухового
Интеллектуальная
недостаточность, возникшая в результате
первичного дефекта -- органического поражения
головного мозга, порождает вторичное
нарушение высших познавательных процессов,
проявляющихся в ходе социального развития
ребенка. Вторичное недоразвитие психических
свойств личности умственно отсталого
ребенка проявляется в примитивных реакциях,
завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии
воли.
Следует
обратить внимание на взаимодействие
первичных и вторичных
Важной
закономерностью аномального
В дефектологии
выделяются основные категории аномальных
детей:
-- с
выраженными и стойкими
-- с
глубокими нарушениями зрения (слепые,
слабовидящие);
-- с
нарушениями интеллектуального
развития на основе
-- с
тяжелыми речевыми нарушениями
(дети-логопаты);
-- с
комплексными нарушениями
-- с
нарушениями опорно-
-- с
выраженными психопатическими
Процесс
обучения аномальных детей опирается
не только на сформировавшиеся функции,
но и на формирующиеся. Задача обучения
-- постепенно и последовательно переводить
зону ближайшего развития в зону актуального
развития. Коррекция и компенсация аномального
развития ребенка возможны только при
постоянном расширении зоны ближайшего
развития, помня, что «принцип и психологический
механизм воспитания здесь те же, что и
у нормального ребенка Астапов В.М. Введение
в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.
- М.: Международная педагогическая академия,
1994. - С.7..
В зависимости
от характера нарушения одни дефекты
могут полностью преодолеваться
в процессе развития, обучения и
воспитания ребенка (например, у детей
третьей и шестой групп), другие лишь
сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Сложность и характер нарушения нормального
развития ребенка определяют особенности
формирования у него необходимых знаний,
умений и навыков, а также различные формы
педагогической работы с ним. Один ребенок
с отклонениями в развитии может овладеть
лишь элементарными общеобразовательными
знаниями (читать по слогам и писать простыми
предложениями), другой - относительно
не ограничен в своих возможностях (например,
ребенок с задержкой психического развития
или слабослышащий). Структура дефекта
влияет и на практическую деятельность
детей. Одни нетипичные дети в будущем
имеют возможность стать высококвалифицированными
специалистами, другие всю жизнь будут
выполнять низкоквалифицированную работу
Основы коррекционной педагогики. Учебно
- методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев
Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - С.26..
Заключение
Самостоятельная работа над темой контрольной работы позволила решит следующие задачи:
- Изучить
учебную и специальную
- Раскрыть понятия нормы и патологии и их взаимосвязи;
- Раскрыть
значение дефектов в
Изучение закономерностей аномалий развития психики сосредоточено в сфере детской патопсихологии, дефектологии (коррекционной психологии и коррекционной педагогики) и детской психиатрии.
Проблема
нормы и патологии - одна из самых
сложных в современной
При этом
многие ученые рассматривают понятие
нормы только во взаимосвязи с
понятием патологии, некоторые из них
добавляют - «… между условными полюсами
«нормы» и «патологии»
Дефект рассматривается в психологии и психиатрии как форма изменения личности, характеризующаяся обеднением, упрощением преимущественно высших ее свойств и утратой прежних возможностей, наблюдающаяся при различных болезнях и травмах головного мозга. При этом, дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.
Л.С. Выготский ввел понятие о первичном и вторичном дефектах. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.). Вторичные -- имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных.
В дефектологии выделяются основные категории аномальных детей:
- с выраженными
и стойкими нарушениями
- с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- с нарушениями
интеллектуального развития на
основе органического
- с тяжелыми
речевыми нарушениями (дети-
- с комплексными
нарушениями психофизического
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с выраженными
психопатическими формами
Список литературы
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
3. Специальная
психология. Учебно-методические
4. Неплох Я.М. Человек, познай себя. Записки психиатра. - С.-Пб, 1991.
5. Рубинштейн
С.Я. Психология умственно
6. Семке В.Я. Учитесь властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. - Новосибирск, 1991. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний. / Н.Е. Бачериков, М.П. Воронцов, П.Т. Петрюк, А.Я. Цыганенко. -- Харьков: Основа, 1995.
7. Первомайский В.Б., Карагодина Е.Г., Илейко В.Р., Козерацкая Е.А. Категории болезни, здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения // Первомайский В.Б., Илейко В.Р. Судебно-психиатрическая экспертиза: от теории к практике. -- Киев: КИТ, 2006.
8. Трунов Д.Г. Об основаниях понятия психическая норма. // Будущее клинической психологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27 марта 2008 г.): Перм. гос. ун-т. Пермь, 2008. Вып. 2. С. 3-8.
9. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.