Нервно-психическая устойчивость сотрудников сферы торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема повышения эффективности деятельности является одной из основных задач психологии труда. Наше время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции. В существующих условиях основной задачей торговой деятельности является повышение ее эффективности и усиление конкурентоспособности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические особенности нервно-психической устойчивости у работников сферы торговли…………………………………………………….5
1.1. Професиограмма, как метод исследования специфики деятельности в сфере торговли………………………………………………………………5
1.2. Нервно - психическая устойчивость в характеристиках работников сферы торговли……………………………………………………………..11
Глава 2 . Исследования характеристики нервно - психической устойчивости работников сферы торговли …………………………………17
2.2. Постановка и проведение исследования……………………………...17
2.1. Описание результатов исследования…………………………………18
Выводы…………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список литературы……………………………………………………………28
Приложение……………………………………………………………..………32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

 

Митина Л. М., в своих работах утверждала, что сотрудники сферы торговли обладают множеством видов доминирующих действий, которые характерны для его профессии, это не только  предложение товара и обслуживание покупателей, но и: подготовка товара к продаже (расположение, оформление продукции, расположение ценников), подготовка в подсобном помещении тележек и контейнеров с товаром для предотвращения перебоя в торговле, ознакомление покупателя с ассортиментом и помощь в выборе покупки; информирование покупателей о назначении, свойствах и качестве товара, предоставление покупателю кратких сведений о технологии производства товара; информирование покупателей о ценах, выписка чеков и подсчет стоимости товара; выдача товаров по оплаченным чекам или непосредственный прием денег за товар, обмен товара (при предъявлении чека); поддержание чистоты и порядка на витрине, рабочем месте в течение рабочего дня и оформление оконных и внутри магазинных витрин; изучение спроса покупателей и получение товара со склада, базы. [30, с - 54].

По мнению Линчевский Э.Э. , если сотрудник торговой сферы или продавец делает акцент на работу в области непродовольственных товаров, то еще с основным видам деятельности прибавляются: проверка и демонстрация действия товара (электроприборов, музыкальных инструментов, часов, игрушек и т.д.); информирование покупателей о моде текущего сезона; оформление гарантийных паспортов на товар; подбор, примерка, отрез, комплектация товара и помощь в определении размера изделий. У продавца продовольственных товаров доминируют следующие виды деятельности: взвешивание, упаковка и отпуск товара; информирование покупателей об особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности продаваемых изделий [27, c – 142].

Левитов Н. Д. считал, что качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: грамотная, краткая, выразительная, понятная речь; оперативность, хорошая память; развитое обоняние,  тактильная и зрительная чувствительность, хороший глазомер, развитое воображение, большой объем, концентрация, распределение и переключение внимания, а так же выдержка, артистичность, общительность, самоконтроль, терпение, выдержка, снисходительность,  ровное и спокойное отношение к людям, эмоциональная устойчивость, расторопность, внимательность, ответственность, честность, доброжелательность, наблюдательность и умение убеждать. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: плохая память: нечеткая речь, медлительность, нерасторопность и грубость [26, c - 220].

 

 

1.2. Нервно - психическая устойчивость в характеристиках работников сферы торговли

 

 

Исключительно важная роль в практической работе специалистов по профессиональному психологическому отбору отводится оценке уровня нервно-психической устойчивости,  это понятие предложил Л. И. Спивак в 1978 году. Под нервно-психологической устойчивостью понимается интегральная совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды [23; с-  24].

Работа в торговой сфере неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Необходимость подчиняться, невозможность уединиться, утверждал Линчевский Э.Э., ответственность, – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья работников сферы торговли [28, c - 87].

Кроме нервно-психической устойчивости широко распространено и другое понятие, противоположное по смыслу, но характеризующее также адаптационные способности личности к деятельности в неблагоприятных условиях профессиональной среды – “нервно-психическая неустойчивость”. Оба эти феномена наиболее ярко проявляются в нестандартных ситуациях или деятельности в непривычных для индивида условиях. Соотношение между ними можно упрощенно представить как обратно противоположные, по формуле НПУ = 1/НПН, и наоборот. Так как нервно – психические устойчивость и неустойчивость разные стороны одного и того же явления, обусловливающего степень адаптации индивида в профессиональной деятельности, изучать и диагностировать в отдельности их можно только с определенной долей условности. Учитывая, что девиантные (отклоняющиеся) признаки значительно легче выявляются и больше поддаются контролю и коррекции, чем “признаки нормы”, в практике целесообразней строить психодиагностическую работу с выявления возможных признаков нервно-психической неустойчивости, т. е. с поиска негативных критериев, и лишь затем оценивать уровень нервно-психической устойчивости.

Первый этап, обеспечивающий квалифицированную и успешную работу работников сферы торговли заключатся качественном изучении кадров. По мнению Левитова Н. Д. психически здоровым работником сферы торговли считается умственно развитый, достаточно внутренне уравновешенный, способный овладеть своей специальностью, находиться в организованном рабочем коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья. Состояние психического здоровья непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально - экономических, экологических, физических, психотравмирующих и др. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу [26, с - 218]. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организм приводит к срыву психической деятельности.

Для выявления нервно-психической неустойчивости Спивак Л. И. в 1978 г. предложил определение, в котором нервно-психической неустойчивости рассматривают как ''склонность к срывам в деятельности нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении''. Понятие ''нервно-психической неустойчивости'' объединяет явные или скрытые нарушения эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции [38, c– 193].

Под понятием “профессиональная среда” подразумевается вся совокупность внешних условий, воздействующих на индивида в процессе его профессиональной деятельности, в том числе и характер его взаимоотношений с окружающим микросоциумом.

В методических разработках по профотбору встречаются и другие модификации этого определения:

1)     склонность индивида к срывам в деятельности нервной системы при значительных психических и физических напряжениях [34, c - 187.];

2)     ряд особенностей личности, которые предрасполагают к срывам психической деятельности даже при незначительных психических и физических нагрузках [5, c - 96.];

3)     такие состояния психической деятельности, которые характеризуются склонностью к срывам оптимального функционирования и адекватного (правильного) реагирования в условиях эмоционального напряжения и др. [36, c - 134.].

Исходя из указанных определений, следует особо подчеркнуть, что нервно-психической неустойчивости – понятие собирательное. Оно отражает наличие только донозологических форм девиантного поведения, невыраженных, компенсированных нарушений психической деятельности, неоднородных как по симптоматике, так и по динамике, не является клиническим психиатрическим диагнозом и предопределяет потенциальные возможности развития у индивида дезадаптивных нарушений в процессе профессиональной деятельности. [32,с - 86].

В основе биологической обусловленности стабильного компонента личности лежат основные свойства нервной системы (сила, динамичность, подвижность, лабильность) и их производные: темперамент, внимание, интеллект, характер и его акцентуации, как результат развития крайних черт характера, а, следовательно, возможен анализ этого ядра с использованием методов психофизиологического, психологического и психиатрического обследования.

Проявление нервно-психической устойчивости у сотрудников сферы торговли, по мнению Александровского Ю. А., характеризуется:

            спокойствием  и предсказуемостью действий;

            стабильностью во взаимоотношениях с людьми;

            адекватной самооценкой;

            аффективной стабильностью, уравновешенностью в настроении;

переносимостью одиночества, возможностью быть одному [3, с- 75.].

Бодров В. А., считал, что, как правило, данные проявления нервно-психической устойчивости выявляются у работников сферы торговли при благоприятных условиях профессиональной деятельности. Такие факторы, как степень тяжести поставленной задачи и время отведенное на ее выполнение, длительность стрессогенного воздействия и ряд других определяют уровень нервно-психической устойчивости [8, с - 63].

Срывы адаптационных механизмов, независимо от характера воздействий, предполагают внешнее отражение в виде неоптимального реагирования, проявляющегося в отсутствии социальной приемлемости результата деятельности, кратковременной или стойкой утрате профессиональных навыков, кратковременной или стойкой утрате здоровья    [23,с – 116].

Внешние проявления низкого уровня нервно-психической устойчивости, по мнению Баранова Ю. А.: непродуктивность деятельности, несоответствие ее физическим и психическим затратам, отказ от деятельности вообще или ее имитация, неоправданно большое количество ошибочных действий, плохая обучаемость при достаточно хороших способностях, повышенная конфликтность, девиантное поведение, суицидальное поведение  и  другие проявления [5,с - 96].

Как утверждали Лазуткин В. И., Зацарнов Н. Н., наиболее типичным для проявлений низкого уровня нервно-психической устойчивости является несоответствие форм проявления реакции на стимул, как по форме, так и по содержанию. Ниже представлены основные формы и характерные признаки  низкого уровня нервно-психической неустойчивости [33, с - 49].

Таблица 2

 

Основные формы и характерные признаки низкого уровня нервно-психической устойчивости

(классификация Лазуткина В. И., Зацарного Н. Н.)

Основные формы

Характерные признаки

Замкнутость

особенность личности, выражающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Вспышки агрессии

жестокость и деструктивность — насилие

Мнительность

видение опасности там, где её нет

Пугливость

Боязливость, нерешительность из-за неуверенности в себе

Эгоизм

Себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других

Конфликтность

вспыльчивость, раздражительность, высокая готовность вступить в конфликт, агрессивно-оборонительный стиль поведения

 

Большинство специалистов, такие как Баранов Ю. А., Крамаренко Г. И., Новиков В. С., занимающихся проблемой диагностики нервно-психической устойчивости, считают, что основными причинами, формирующими нервно-психическая неустойчивость, являются: последствия психогенных травмирующих ситуаций,  легкие степени умственного недоразвития или низкого общеобразовательного уровня, алкоголизм, наркомания и токсикомания, в том числе и у родителей, последствия нейроинфекций и закрытых черепно-мозговых травм, педагогическая запущенность или серьезные ошибки, допущенные в процессе воспитания и формирования личности [5,с - 79].

Существует множество других причин, способствующих развитию низкого уровня нервно-психическая устойчивости и психиатрической патологии. Их можно условно раз делить на две группы. В первую группу входят причины биологического характера, во вторую социально обусловленные причины.

Причины биологического характера связаны, с одной стороны с генетической и конституционной предрасположенностью индивида, с другой с усиливающимся негативным влиянием на организм человека экологически вредных факторов внешней среды.

Вторая группа причин, имеет социальный характер. Изменения условий жизни и воспитания, происходящие в последние годы в обществе, так же способствуют снижению уровня нервно-психической устойчивости.

Согласно мнению Новикова В.С, в настоящее время критерии нервно-психической устойчивости рассматриваются с позиции клинической нормологии, основы которой были заложены в прошлом веке выдающимися исследователями – австрийским врачом и математиком Гансом Кетле и английским психиатром и психологом Френсисом Гальтоном. Предложенный ими популяционный подход, основанный на законах математической статистики, и в частности нормального распределения, позволяет отнести любого индивида к одной из категорий в координатах: ''норма – пограничное состояние патология '' [34, с - 143].

 


Глава 2 . Исследования характеристики нервно-психической устойчивости работников сферы торговли

 

2.2. Постановка и проведение исследования

 

С целью выявления характеристики нервно-психической устойчивости работников сферы торговли на первом этапе исследования мы использовали методику Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработанную А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Эта методика предназначена для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития [33, c - 36]. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности, и включает в себя 165 вопрос, на которые нужно дать ответы: «да» или «нет» (см. Приложение 1). Диагностика проходит индивидуально, опрашиваемому четко и ясно объясняться инструкция.

Информация о работе Нервно-психическая устойчивость сотрудников сферы торговли