Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:24, курсовая работа
Актуальность. Проблема повышения эффективности деятельности является одной из основных задач психологии труда. Наше время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции. В существующих условиях основной задачей торговой деятельности является повышение ее эффективности и усиление конкурентоспособности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические особенности нервно-психической устойчивости у работников сферы торговли…………………………………………………….5
1.1. Професиограмма, как метод исследования специфики деятельности в сфере торговли………………………………………………………………5
1.2. Нервно - психическая устойчивость в характеристиках работников сферы торговли……………………………………………………………..11
Глава 2 . Исследования характеристики нервно - психической устойчивости работников сферы торговли …………………………………17
2.2. Постановка и проведение исследования……………………………...17
2.1. Описание результатов исследования…………………………………18
Выводы…………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список литературы……………………………………………………………28
Приложение……………………………………………………………..………32
2
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»
Зеленодольский филиал
Кафедра психологии
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ
курсовая работа
Выполнила: студентка 381/о
Балялина А. С.
Проверила: Челнакова Т. А.
Зеленодольск - 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические особенности нервно-психической устойчивости у работников сферы торговли…………………………………………………….5
1.1. Професиограмма, как метод исследования специфики деятельности в сфере торговли…………………………………………………………
1.2. Нервно - психическая устойчивость в характеристиках работников сферы торговли…………………………………………………………
Глава 2 . Исследования характеристики нервно - психической устойчивости работников сферы торговли …………………………………17
2.2. Постановка и проведение исследования……………………………...17
2.1. Описание результатов исследования…………………………………18
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность. Проблема повышения эффективности деятельности является одной из основных задач психологии труда. Наше время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции. В существующих условиях основной задачей торговой деятельности является повышение ее эффективности и усиление конкурентоспособности.
Для торговли основным конкурентным преимуществом сегодня становится высокий уровень сервиса. Ушли в прошлое времена всеобщего дефицита, когда акцент во взаимоотношениях между продавцом и покупателем делался на предмет купли-продажи, а не на качество обслуживания. Сегодня в обществе возникла потребность в «новом» продавце, и модель профессии торгового представителя требует основательной разработки. Таким образом, человеческий фактор является ресурсом, скрывающим наибольшие возможности для повышения эффективности современного торговой деятельности. Трудовую активность работника и эффективность его деятельности можно повысить, используя, прежде всего психологические резервы.
Цель работы – изучить нервно – психическую устойчивость сотрудников сферы торговли.
Для реализации цели, нами были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ литературы по теме нервно-психическая устойчивость у работников сферы торговли;
2. раскрыть сущность понятия професиограммы, как метода исследования;
3. изучить проблемы нервно-психической устойчивости в характеристиках работников сферы торговли;
4. проанализировать методики по данной теме и описать результаты исследования.
Объект исследования – представители торговых комплексов и центров города Зеленодольска.
Предметом исследования является нервно-психическая устойчивость работников сферы торговли.
Гипотеза: предположим, что имеются существенные различия в уровне нервно-психической устойчивости работников сферы торговли у представителей мужского и женского пола.
Методологической базой исследования являются:
1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин.) [33, c – 36].;
2. Анкета оценки нервно-психической устойчивости [ 33, c – 128].
Теоретической основой исследования составили основные труды: С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Е.А. Климова, Е. С. Романова, В. С. Новикова и Ю. А. Баранова [21, 25,37, 34, 40].
Курсовая состоит из:
введения;
двух глав
выводов;
заключения
списка литературы (44 источника);
приложения.
Объем курсовой работы составил 34 страницы. В первой главе показаны основные теоретические аспекты нервно-психической устойчивости в характеристиках сотрудников сферы торговли. Во второй главе описаны постановка, проведение исследования нервно – психической устойчивости сотрудников сферы торговли. Полученные теоретические, эмпирические данные и выработанные создают возможность оптимизировать деятельность менеджеров по персоналу в торговой сфере, направляя ее на создание условий для повышения эффективности труда сотрудников.
Глава 1. Теоретические особенности нервно-психической устойчивости у работников сферы торговли
1.1. Професиограмма, как метод исследования специфики деятельности в сфере торговли
Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как труд. Представления о труде и его роли в развитии личности были описаны в трудах А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. В. Шелгунова, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, И. М. Сеченого и другими представителями отечественного и зарубежного естествознания [21, c - 43].
Труд — это целесообразная, формально материальная и нематериальная, орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества [19, с - 56].
Внутренним двигателем деятельности человека, согласно Н. Г. Чернышевскому, являются потребности. В качестве присущей человеку потребности выступает потребность к деятельности. Только в деятельности возникает «феномен приятности или удовольствия» [19, c - 27]. Трудовая деятельность в отличие от других видов жизнедеятельности имеет, по Чернышевскому, признак серьезности, общественной ценности, трудности, которую нельзя не уважать.
Профессиограммное направление в психологии появилось вместе с психотехникой в 1920-е годы. Оно ориентировано на обеспечение профессиональной успешности работников. Акцент здесь делается на сведения об объективном содержании труда и психологических качествах, требуемых от человека [18, c - 23]. Существует несколько методов построения профессиограммы:
1. Трудовой метод - наблюдение (в том числе самонаблюдение) за обстановкой и содержанием труда
2. Анализ литературных источников:
а) метода рекордов - изучение высших достижений в карьере (У. Баффетт, Дж. Сорос); б) биографического метода — изучение условий становления профессионального роста, познавательной активности, мотивационной направленности, коммуникативных способностей, эмоционально волевой готовности к преодолению критических ситуаций (Г. Кэссон, Дж. Ливермор).
3. Метод экспертных оценок – проведение консультации по анализу трудов с профессиональными экспертами (И. О. Закарян, Г. Мишкин, Е. Холоденко).
4. Метод анализа продуктов труда – позволяет осуществить разложение процесса труда на отдельные задачи с целью дальнейшей психологической расшифровки трудовых действий, составляющих основу профессии.
5. Метод анализа ошибок — модификация метода критических инцидентов (Дж. Фланаган).
6. Интервьюирование – позволяет выявить отношение к выполняемой работе и получить некоторые сведения из жизни.[12, с – 113].
При изучении трудовой деятельности нужно учитывать многообразие сотрудников сфер торговли, ведь это не только продавцы, но и кассиры, менеджеры, консультанты, директора по общим вопросам, принимающие заказы, мерчандайзеры, заведующие секциями, которым подчиняются продавцы.
Знакомство с разделами профессиограммы начинается с классификационной карточки профессии Романова Е. С., в которой в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии: наименование профессии; доминирующий способ мышления; область базовых знаний; профессиональная область; межличностное взаимодействие; доминирующий интерес; дополнительный интерес; условия работы. При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда [37, c - 276].
По мнению Романова Е. С, практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи. Для сотрудников сферы торговли характерен способ мышления приложение – процедура. Это значит, что способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть. Люди данной профессии лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи [37, c – 296].
Резников Б.Г., утверждал, что для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний: область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам) и область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).
Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. Для сотрудников сферы торговли, это область обслуживания [39, c - 57].
В профессиональной деятельности, по мнению Платонов К.К., люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. Для продавца и других работников сферы торговли характерен тип взаимоотношений «напротив», это значит, что человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим [35, c - 112].
Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности. Каждый тип личности служит для описания группы людей, писал в своих работах Климов Е. А., обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Для сотрудника сферы торговли характерен предпринимательский тип. Этот тип - находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера [21,с – 58].
Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Для продавца и сотрудников сферы торговли такой вид дополнительного интереса будет социальным.
Условия работы. Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. Для сотрудника сферы торговли характерна работа, как в помещении, так и вне помещения.
Романовым Е. С. в своем труде «99 популярных профессий» была предложена классификационная карточка сотрудников сферы торговли[37, с – 297].
Таблица 1
Классификационная карточка сотрудников сферы торговли
(по Романову Е. С.)
Наименование профессии | Сотрудник сферы торговли (продавец, консультант, кассир) |
Доминирующий способ мышления | приложение — процедура |
Область базовых знаний № 1 и их уровень | товароведение и организация торговли, экономика торговли, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний № 2 и их уровень | техника торговли, психология торговли, эстетика торговли, арифметика, бухгалтерский учет в торговле, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область | сфера обслуживания |
Межличностное взаимодействие | частое по типу «напротив» |
Доминирующий интерес | предпринимательский |
Дополнительный интерес | социальный |
Условия работы | в помещении/на улице, подвижный |
Информация о работе Нервно-психическая устойчивость сотрудников сферы торговли