Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:36, контрольная работа
Многие затрудняются точно сказать, кто такой психолог, что он делает и какую пользу он может принести, но проявляют заинтересованность, видимо, находясь под магическим действием слова «психолог».
Введение 3
1. Понятие ощущений 4
2. Восприятие 6
3. Мышление 9
4. Память 11
5. Эмоции 13
Заключение 15
Список литературы
Последний из видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. В житейской практике отмечалось, что, например, наглядно-действенное мышление встречается у людей, занятых реальным производственным трудом, а наглядно-образное – у людей, которым приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
Теоретическое понятийное мышление – это мышление ученого.
Доминирующее свойство мышления, безусловно, оставляет свой отпечаток на личности, поэтому задолго до выделения этих свойств психологической наукой они были отмечены в житейской практике.
Более глубокое проникновение в суть выполняется при помощи операций мышления - анализа и синтеза. Анализ-это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.
Абстрагирование
выполняется для более
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
На
основе сказанного можно сделать
вывод, что мышление – это процесс
производства умозаключений с логическими
операциями над ними.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память
есть у всех живых существ, но наиболее
высокого уровня своего развития она
достигает у человека. У дочеловеческих
организмов есть только два вида памяти:
генетическая и механическая. Первая
проявляется в передаче генетическим
путем из поколения в поколение
жизненно необходимых, биологических,
психологических и
У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Существует
несколько оснований для
В
случаях болезненных нарушений
долговременная и кратковременная
память могут существовать и функционировать
как относительно независимые. К
примеру, при таком болезненном
нарушении памяти, которое именуется
ретроградной амнезией, страдает в
основном память на недавно произошедшие
события, но обычно сохраняются воспоминания
о тех событиях, которые имели
место в далеком прошлом. При
другом виде заболевания, также связанном
с нарушениями памяти, - антероградной
амнезии - сохранной остается и кратковременная,
и долговременная память. Однако при
этом страдает способность ввода
новой информации в долговременную
память.
Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Необходимо развить максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ. Физиологическая активность животного переключается на "аварийный режим". В таком переключении и состоит первая приспособительная функция эмоций.
Другая
функция эмоций-сигнальная. Голод
заставляет животное искать пищу задолго
до того, как истощатся запасы питательных
веществ в организме; жажда гонит
на поиски воды, когда запасы жидкости
еще не исчерпаны, но уже оскудели;
боль - сигнал того, что ткани повреждены
и находятся под угрозой
Наконец, третья приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и определять такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность быстро отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.
Аффекты
- это особо выраженные эмоциональные
состояния, сопровождаемые видимыми изменениями
в поведении человека, который
их испытывает. Это реакция, которая
возникает в результате уже совершенного
действия или поступка и выражает
собой его субъективную эмоциональную
окраску с точки зрения того, в
какой степени в итоге
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
научная психология является системой
теоретических (понятийных), методических
и экспериментальных средств
познания и исследования психических
явлений (донаучных), она представляет
собой переход от неограниченного
и разнородного описания этих явлений
и их точному предметному
Житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии... И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Более того, ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.
Распространившиеся
в последние годы популярные издания
и пособия по психологии, к сожалению,
ведут к сильному упрощению и
искажению взглядов человека на самого
себя, на свое переживание и поведение,
на людское общество, что не допустимо.
Но в то же время это говорит
и о том настоятельном интересе
к психологии, который испытывает
современное общество. И здесь, житейская
психология, как более доступная
в изложении и более наглядная,
как более практичная и применимая
в повседневной жизни, выступает
на первый план, в то время как
научная психология, в силу специфического
терминологического языка и сложных
абстрактных теорий не может удовлетворить
потребность людей в
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
2. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.
3. Немов Р.С. Психолгоия. В 3 т. Т.1. М., 1995.
4. Веккер Л. М. Психические процессы. Т.1, 2. ЛГУ, 1974, 1976.
5. Краткий психологический словарь. М., 1980.
Информация о работе Научное и житейское понимание психологических явлений