Научное и житейское понимание психологических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:36, контрольная работа

Краткое описание

Многие затрудняются точно сказать, кто такой психолог, что он делает и какую пользу он может принести, но проявляют заинтересованность, видимо, находясь под магическим действием слова «психолог».

Оглавление

Введение 3
1. Понятие ощущений 4
2. Восприятие 6
3. Мышление 9
4. Память 11
5. Эмоции 13
Заключение 15
Список литературы

Файлы: 1 файл

контр. раб._общая психология.docx

— 34.66 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                     3

  1. Понятие ощущений                  4
  2. Восприятие                   6
  3. Мышление                   9
  4. Память                  11
  5. Эмоции                  13

Заключение                  15

Список  литературы                 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Психология  в последние годы стала отраслью знаний, популярной в нашем обществе. В то же время слово «психология» все еще окутано завесой тайны  для людей, которые не читали книг по психологии и не соприкасались  с психологами на практике. Их ценят, уважают, но побаиваются, пологая, что  психолог «насквозь видит человека». Многие затрудняются точно сказать, кто такой психолог, что он делает и какую пользу он может принести, но проявляют заинтересованность, видимо, находясь под магическим действием  слова «психолог».

     В обыденных разговорах психолога  чаще всего путают или с врачом (психиатром), и поэтому, как правило, стесняются обратиться к специалисту  подобного рода, или с педагогом. Однако в основном психология имеет  дело с нормальными, здоровыми людьми.

     Правильному пониманию мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые  не редко называют себя психологами.

     Тема, которую я выбрала, является, безусловно, не самой простой. И дело отнюдь не только в том, что, увы, нет литературы по житейскому пониманию многих явлений (не только психических). Скорее, проблема при написании работы в том, что эти явления одновременно весьма сложно объясняются с научных позиций, причем для некоторых даже нет однозначного объяснения, и в то же время на протяжении многих веков человек считает их, как ничто более, естественными и самими собой разумеющимися. Реферат построен на основе обзора пяти общеизвестных явлений: ощущения и восприятие, память, мышление и эмоции. В обзорах явления я стараюсь осветить как научные, так и повседневные взгляды на то или иное явление. Итак, начнем с ощущений. 
 

  1. ПОНЯТИЕ ОЩУЩЕНИЙ

      Ощущения  считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской  точки зрения трудно представить  себе что-то более естественное, чем  видеть, слышать, чувствовать прикосновение  предмета... Скорее, утрату одного из них  мы способны воспринять как нечто  непоправимое. Явления ощущений настолько  примитивны, что, пожалуй, в житейской  практике для них нет конкретного  определения. Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С  ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно  представленный в голове человека или  неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки  центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность  к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной  системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых  существ, имеющих головной мозг и  кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной  нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических  препаратов человек утрачивает состояние  сознания и вместе с ним способность  иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно  воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

     Виды  ощущений отражают своеобразие тех  стимулов, которые их порождают. Эти  стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие  ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия.

     Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные  с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие  с определенной частотой и характеризующиеся  периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости.

     Обоняние - вид чувствительности, порождающий  специфические ощущения запаха.

     Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная  чувствительность, или осязание, - это  наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении  какого-либо предмета к поверхности  кожи, не представляет собой элементарного  осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых  видов ощущений: давления, боли, тепла  и холода, причем для каждого из них существует специфический вид  рецепторов, неравномерно расположенных  в различных участках кожной поверхности.

     Далеко  не все ощущения являются осознаваемыми. Например, в нашем языке нет  слов, ассоциируемых с ощущением  равновесия. Тем не менее такие  ощущения все же существуют, обеспечивая  управление движениями, оценку направления  и скорости движения, величину расстояния.

Иногда  под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные  для другого. Данное явление называется синестезией.

  1. ВОСПРИЯТИЕ

      Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым  существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в  виде образов наделены только человек  и высшие животные, она у них  складывается и совершенствуется в  жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании  этих двух важнейших психических  явлений он практически не делает разницы между ощущением и  восприятием.

      Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа.

     Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу  нескольких анализаторов. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего  выступают как ведущие в процессе восприятия.

      Восприятие, таким образом, выступает как  осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который  складывается в ходе активного их отражения.

      Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность  и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В житейском понимании этих явлений описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.

      Чаще  и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения - ведущего органа чувств у человека. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. В повседневной практике, и это установлено абсолютно точно, при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых, мы судим о психологии человека и его состоянии.

      В восприятии величины предметов принимают  участие мышцы глаз и руки (в  том случае, когда с ее помощью  человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается  или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или  поверхности, тем большим кажется  человеку и сам предмет.

Направленность  движения может оцениваться по направлению  перемещения отражаемого объекта  на поверхности сетчатки, а также  отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

Скорость  движения, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях. Более короткой по времени  кажется нам интересная и осмысленная  деятельность. Гораздо дольше для  нашего восприятия продолжается та, которая  заполнена бессмысленными и неинтересными  занятиями. Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МЫШЛЕНИЕ

     Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. В житейской практике мышление может  ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно  не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой  способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой  порождение нового знания, активную форму  творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

     На  практике мышление как отдельный  психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в  восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов  обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды мышления:

     Теоретическое понятийное мышление - это такое  мышление, пользуясь которым человек  в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в  уме, непосредственно не имея дела с  опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в  том, что мыслительный процесс в  нем непосредственно связан с  восприятием мыслящим человеком  окружающей действительности и без  него совершаться не может.

Информация о работе Научное и житейское понимание психологических явлений