Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:30, реферат
В современной жизни очень часто в ходу понятия «психолог», «психология», «психологический». Мы их слышим на работе, в транспорте, по телевизору и т.д. Однако не всегда под этими словами подразумевается то, что должно. Так, к примеру: обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом, однако психолог чаще всего имеет дело с людьми здоровыми и в полной мере врачом не является. Если же имеется ввиду, именно лечение – то здесь уместнее применять слово «психиатр».
введение
В современной жизни очень часто в ходу понятия «психолог», «психология», «психологический». Мы их слышим на работе, в транспорте, по телевизору и т.д. Однако не всегда под этими словами подразумевается то, что должно. Так, к примеру: обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом, однако психолог чаще всего имеет дело с людьми здоровыми и в полной мере врачом не является. Если же имеется ввиду, именно лечение – то здесь уместнее применять слово «психиатр».
Так же
«психологами» часто называют людей,
которые имеют лишь поверхностное
отношение к этой науке. Можно
услышать к примеру: Этот менеджер –
хороший психолог, он может продать
все, что угодно, хоть теплые одеяла
в Африку. Казалось бы - какая
связь? Как можно практически
«продавца» назвать «психологом»? Однако
можно, только это будет скорее всего
не «психолог-профессионал», а «психолог-любитель».
Получается, что психология – это не только
область научных знаний и теорий, а еще
и личный опыт, наблюдения, жизненные знания
каждого конкретного человека – жизненная
психология. Поэтому основная цель данной
работы обозначить отличия между жизненной
психологией и научной психологией, а
так же понять чем отличается «психолог-профессионал»
от «психолога-любителя».
Соотношение
научной и житейской психологии.
Любая
наука имеет в качестве своей
основы некоторый житейский, эмпирический
опыт людей. Но иначе обстоит дело
с психологией.
Как известно, многие люди считают себя «неплохими психологами»: они умеют выслушивать, оказывать моральную поддержку, помогать в ответах на те или иные вопросы. У каждого из нас есть свой запас житейских психологических знаний.
Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности и т. п.
Существуют так же два значения слова «психолог»:
1) Представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей.
2) Человек, «понимающий
душу», разбирающийся в людях,
их поступках, переживаниях. Подлинные
знатоки человеческих
Основателем
научной психологии принято считать В
Вундта, открывшего в 1879г. первую экспериментальную
психологическую лабораторию. Житейская
психологическое знание всегда было включено
в различные виды человеческой практики
(различие и учет особенностей психического
склада). В этом уже и есть отличие житейской
психологии от научной. Но оно далеко не
единственное.
Ниже приведены ответы на вопрос: чем же отличаются житейские психологические знания от научных?
Можно примерно
выделить пять таких отличий.
Первое:
Житейские
знания конкретны, связаны с конкретными
жизненными ситуациями, в то время
как, научная психология стремится
к обобщенному знанию, основанному
на выявлении общих
Говорят, менеджеры по продажам, официанты, водители такси, - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно банальных (получить больше чаевых, привлечь клиентов, больше продать и т.д.). Также конкретные задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих людей. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Можно
очень долго описывать
Второе:
Житейские
знания больше носят интуитивный
характер (это связано с тем, что
они приобретаются путем «проб и ошибок»
или «испытательным» путем), а в психологической
науке стремятся к рациональному объяснению
психических явлений, то есть к лучшему
их пониманию и даже прогнозированию.
Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Путем ежедневных испытаний, которым они подвергают взрослых, дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.
Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая положительные и отрицательные результаты, т. е. в определенном смысле "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
В отличие
от этого научные психологические
знания рациональны и вполне осознанны.
Обычный путь состоит в выдвижении словесно
формулируемых гипотез и проверке логически
вытекающих из них следствий.
Третье:
Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т. п.), а научные знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах и т. п.). Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.
Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом, в незначительной степени и с большой потерей знаний. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.
В
то же время в науке знания аккумулируются
и передаются с большой эффективностью.
Накопление и передача научных знаний
возможна благодаря тому, что эти знания
кристаллизуются в понятиях и законах. Они
фиксируются в научной литературе и передаются
с помощью вербальных средств.
Четверное:
В житейской
психологии получение знаний осуществляется
через наблюдения, рассуждения или
через непосредственное переживание
человеком тех или иных событий.
В научной психологии новые знания
получаются также в специальных
исследованиях и экспериментах,
а также в особых формах научного
мышления и воображения (то, что называют
«воображаемым экспериментом»).
Суть
экспериментального метода состоит
в том, что исследователь не ждет
стечения обстоятельств, в результате
которого возникает интересующее его
явление, а вызывает это явление
сам, создавая соответствующие условия.
Затем он целенаправленно варьирует
эти условия, чтобы выявить закономерности,
которым данное явление подчиняется.
С введением в психологию экспериментального
метода психология, оформилась в самостоятельную
науку.
Пятое:
Научная психология
располагает обширным, разнообразным
и уникальным фактическим материалом,
недоступном ни одному носителю житейской
психологии.
Материал
этот накапливается и осмысливается,
в том числе в специальных
отраслях психологической науки, таких,
как возрастная психология, педагогическая
психология, пато- и нейропсихология, психология
труда и инженерная психология, социальная
психология, зоопсихология и др. В этих
областях, имея дело с различными стадиями
и уровнями психического развития животных
и человека, с дефектами и болезнями психики,
с необычными условиями труда - условиями
стресса, информационных перегрузок или,
наоборот, монотонии и информационного
голода и т. п., - психолог не только расширяет
круг своих исследовательских задач, но
и сталкивается с новыми неожиданными
явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо
механизма в условиях развития, поломки
или функциональной перегрузки с разных
сторон высвечивает его структуру и организацию.
Системность
и упорядоченность научного знания, позволяет
каждому психологу–профессионалу ориентироваться
во всем многообразии этого знания.
Итак, можно
сказать, что разработка специальных
отраслей психологии является самым главным
методом общей психологии. Такого метода
лишена, конечно, житейская психология.
Позиция
научной психологии
по отношению к
житейской психологии
Рассмотрев
основные отличия научной психологии
от житейской, уместно задаться следующими
вопросами: какую же тогда позицию научные
психологи должны занять по отношению
к носителям житейской психологии? Считать
ли житейскую психологию «ересью и самовнушением»
или стоит прислушиваться к ней и идти
«рука об руку»?
История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое, главное и жизненное. Когда И. В. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в "курьезных" действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением. Это говорит о том, что зачастую внимание к житейскому опыту позволяет нам открывать новое и полезное для науки в целом, и для научной психологии в частности.
Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание предостерегут еще от одной опасности – работы «вхолостую». В науке существовали и существуют, целые направления, которые заходили в тупик. Однако, прежде чем окончательно прекратить свое существование, психологи некоторое (а часто и довольно долгое) время работали над ними.
Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. И только тесный контакт с жизнью позволяет развить, как часто говорят, «хорошую интуицию» для того, что бы это движение продолжалось и продолжалось без лишних поворотов и тупиков.
В конечном счете: научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом.
Психолог-профессионал
и психолог-любитель
Как было сказано выше, существуют несколько разных представлений о психологе, как о профессии или как о «жизненном пути». Условно можно обобщить их назвать их «психолог-профессионал» и «психолог-любитель».
Здесь
можно поставить следующий
Условно можно выделить следующие принципиальные отличия:
1. Наличие
теоретической базы у
Например,
он накупил себе множество книг и
даже прочитал их, но он часто не имеет
общей картины, хотя может «красоваться»
в каких–нибудь компаниях познаниями,
своей «эрудицией». А то время как, специалист–психолог
просто вынужден иметь обобщенную ориентировку
в многообразном и проблемном психологическом
знании (а не просто знать отдельные «случаи»
и явления, забавные «истории» и «факты»,
а также правильно произносить некоторые
«экзотические» фамилии известных авторов).
2. Опора
специалиста на метод научного
познания, позволяющий ему не
только ориентироваться в
Информация о работе Соотношение научной и житейской психологии