Метод
научного познания может быть использован
специалистом применительно и к
самому себе, и к своей научно–практической
деятельности, что составляет основу
для его профессиональной рефлексии,
то есть «видения себя со стороны» (основу
методологической базы психолога).
3. Использование
специалистом специальных разработанных
в психологии средств — методик,
то есть научно обоснованных
и подтвердивших себя на практике
конкретных способов деятельности,
направленных на достижение определенной
цели — научной, диагностической,
формирующей. Суть методики в
том, что она расширяет возможности
исследователя (эмпирика и даже
теоретика) и практика. Если любитель
в основном опирается на свои
имеющиеся таланты (обаяние, опыт
и т. п.), то специалист в случае
необходимости как бы компенсирует возможное
отсутствие у себя некоторых талантов
удачно выбранной методикой.
Конечно,
и «любитель» может использовать
различные методики, взятые из доступных
книг, но часто эти методики используются
«любителем» необоснованно — это скорее
«игра в настоящую психологию». А вот для
специалиста важно выбирать методики,
адекватные поставленным задачам, но для
этого он должен ориентироваться во всем
многообразии имеющихся средств работы
с разными группами клиентов.
4. Особая
ответственность психолога–профессионала.
Если «любитель», помогая своим
знакомым, обычно берет всю ответственность
«на себя» (и многим людям
это нравится, так как снимает
ответственность с них самих),
то задача профессионала более
сложная — постепенно формировать
чувство ответственности у консультируемых
клиентов (и не всем это нравится,
что значительно затрудняет работу
настоящего психолога).
5. Психолог–профессионал
поддерживает связь со своими
коллегами, а также — с бывшими
сокурсниками, преподавателями, со
смежными специалистами и т.
п. Все это позволяет специалисту
постоянно быть в курсе событий, обмениваться
опытом благодаря деятельности психологических
профессиональных сообществ и через неформальные
контакты, наконец, просто получать морально–эмоциональную
и содержательную профессиональную поддержку
и помощь в случае каких–то неудач и трудностей.
Естественно, всего этого лишен психолог
— «любитель».
6. Наличие
у психолога–профессионала документа
о психологическом образовании.
В большинстве случаев получение диплома
все–таки предполагает определенные
усилия от студента и совсем уж «даром»
редко кому достается, то есть диплом служит
знаком профессионализма.
7. Особый
профессиональный такт и следование
профессионально–этическим нормам
у психолога–профессионала.
«Любитель»
часто бывает невоспитан, в разговоре
перебивает другого человека и, главное,
лишает его права самостоятельно
решать свои проблемы (главный лозунг
«эффективного» «любителя» — «Будь
спокоен! Положись на меня!»… «Но и
не мешай, не перечь мне!»…). Задача же
хорошего психолога — создать
условия для самостоятельного решения
клиентом своих жизненных сложностей,
а в идеале — научить его
вообще обходиться без психолога, как
бы парадоксально это ни казалось…
Именно в этом проявляется настоящее
уважение к личности клиента, основанное
на вере в его собственные возможности
быть субъектом решения своих
проблем.
8. Способность
к профессиональному развитию
и саморазвитию психолога–профессионала.
Конечно, и «любитель» может
ходить по книжным магазинам,
покупать и читать книги о психологии
и т. п., но, как уже отмечалось, его саморазвитие
часто носит бессистемный характер, хотя
усердия и желания может быть достаточно
много. А вот психолог–профессионал должен
уметь не просто мобилизовываться для
самостоятельного освоения какого–то
знания или новой методики, но делать это
осмысленно и, главное, систематизированно.
Опыт показывает, что лучшим условием
подлинного профессионального саморазвития
является увлеченность какой–то идеей.
И тогда обнаруживаются настоящие «чудеса»:
книга, которую раньше не мог прочитать
в течение двух–трех месяцев, «вдруг»
осваивается буквально за один–два вечера.
Читать же «умные книги вообще» часто
бывает неэффективно — это, скорее всего,
та же самая «игра в психологию».
9. Развитая
профессиональная психогигиена
труда у психолога–специалиста.
Перед «любителем» обычно не
стоит проблема сохранения своего
здоровья при оказании другим
людям психологической помощи, ведь
это не является основным делом
«любителя», и он просто не
успевает истощиться эмоционально
и психически (хотя и у «любителей»
бывают исключения). А психолог
иногда за одну полуторачасовую
консультацию может истощиться
так, что на восстановление
сил потребуются несколько часов.
Поэтому сам психолог–профессионал просто
вынужден быть психотерапевтом для самого
себя, иначе есть риск самому оказаться
«пациентом» соответствующих учреждений.
10. Важная
характеристика психолога–профессионала
— осторожное и критичное отношение
к существующим и нарождающимся
в немалых количествах новым
методам (астрология, хиромантия и т.д.),
претендующим зачастую на то, чтобы считаться
психологическими, но при этом базирующихся
на системах представлений, таковыми исторически
не являющихся и чаще всего в той или иной
мере популистских в своих приложениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав
основные отличие как житейской
психологии от научной, так и отличия психолога-профессионала
от любителя, можно сделать следующие
выводы:
- «житейская»
психология может и должна существовать
- научная
психология не должна полностью
закрываться от «житейской»
- «психологи-любители»
не могут в полной мере называться
«психологами», так как не имеют
фундаментальной теоретической
и методической базы, ему не
знакома (или малознакома) психогигиена
и профессиональный такт психолога.
Однако, по моему мнению, если
хороший «психолог-любитель» получит
профессиональное образование, систематизирует
свои знания и получит недостающие,
тогда из него получится не
менее хороший «психолог-профессионал».
И самый
главный вывод из вышесказанного: психология
как наука, не должна «черстветь» и отрицать
житейскую, так как только в содружестве
они составляют достаточно молодую, интересную
и развивающуюся науку.
Список
литературы
- И.В.Бачков,
И.Б. Гриншпун, С.Н.Пряжников "Введение
в профессию "психолог"
- Ю.Б. Гиппенрейтер
«Введение в общую психологию», г.Москва,
«Омега» – Л, 2005г.