Трактовка и понимание явления суицида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:29, реферат

Краткое описание

Традиционно суицид относят к одному из четырех видов причин смерти, вместе с естественной смертью, несчастным случаем и убийством. Эти 4 вида называют сокращенно (по первым буквам) NASH-категориями смерти. Шнейдман предложил дополнительную классификацию, в которой все смерти (какой бы ни была их NASH-категория или их причина) относятся к одному из трех видов: преднамеренная, полупреднамеренная (в которой индивидуум сыграл частичную, скрытую, завуалированную или неосознанную роль в ускорении кончины) или непреднамеренная.

Оглавление

Содержание.
1. Вступление.
2. Факторы, влияющие на самоубийства и виды подходов к изучению суицида.

1. Теологический подход.
2. Философский подход.
3. Демографический подход.
4. Социологический подход.
5. Психодинамический подход.
6. Психологический подход.
7. Юридический подход.
8. Профилактический подход.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.04 Кб (Скачать)

Содержание. 
 
 
 

  1. Вступление.
 
  1. Факторы, влияющие на самоубийства и виды подходов к изучению суицида.
 
 
  1. Теологический подход.
  2. Философский подход.
  3. Демографический подход.
  4. Социологический подход.
  5. Психодинамический подход.
  6. Психологический подход.
  7. Юридический подход.
  8. Профилактический подход.
 
  1. Заключение.
  2. Список литературы.

 

  Традиционно суицид относят к одному из четырех  видов причин смерти, вместе с  естественной смертью, несчастным случаем и убийством. Эти 4 вида называют сокращенно (по первым буквам) NASH-категориями смерти. Шнейдман предложил дополнительную классификацию, в которой все смерти (какой  бы ни была их NASH-категория или их причина) относятся к одному из трех видов: преднамеренная, полупреднамеренная (в которой индивидуум сыграл частичную, скрытую, завуалированную или неосознанную роль в ускорении кончины) или  непреднамеренная.

  По  определению Бэйчлера «Суицидальным  называется любое поведение, которое  ищет и находит разрешение какой-либо экзистенциальной проблемы посредством  попытки покушения на жизнь субъекта».

  Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к  суицидальным попыткам. Среди них  и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей  Земли, и загрязненность окружающей среды, по некоторым гипотезам, приводящая к массовому самоубийству даже китов, и накопление определенных морских  воздушных масс, циклонов и антициклонов, способствующих, по мнению венгерских специалистов увеличению числа самоубийств в Будапеште.

  Но  наиболее важными для понимания самоубийства являются социальные, социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность человека, его "я". Исторически сложившиеся политические, экономические и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные исследования, в существенной мере влияют на кривую роста самоубийств.

  Непосредственные  причины, толкнувшие человека на отказ  от жизни, как правило, тесно связаны  с его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И наконец, главным  звеном в решении вопроса "быть или не быть" является сам человек, от силы его личности зависит, как  поведет он себя в кризисном психическом  состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациям, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств.

  Другой  важный момент, связанный с проблемой  самоубийства, - это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.

  "Общество  множит ряды самоубийств" - этот  тезис с особой силой зазвучал  в 19 веке, когда связь общественно-исторических сил с личной трагедией индивида стала очевидной для многих. На самом деле эту связь в большей или меньшей степени можно проследить во всей истории общественного развития человека. Есть, по крайней мере, два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами. В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные ожидания заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Все это находит свое отражение и в системе воспитания, и в многочисленных произведениях искусства.

  Добровольное  принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в  древности существовало практически  у всех народов. В голодные годы старики  и дети ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий.

  Определенную  долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти "повелителя" - жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны  были разделить участь господина  и отправиться следом в загробный  мир.

  Самоубийства  вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством  их верности. Решительность и бесстрашие многих из них поражает воображение - Порция, жена небезызвестного в  римской истории Брута, узнав  о смерти мужа, не замедлила проглотить горсть горящих углей. В Индии  обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до 19 века являлся не просто образцом для подражания, но и обязательным ритуалом.

  Самоубийство  в истории общества было также  одним из способов выражения гнева, протеста против оскорбления, средством  восстановления своей чести. До сих  пор в некоторых африканских  племенах сохранилась такая странная, на наш взгляд, форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю племени  взобраться на высокое дерево и, публично излив свой гнев на обидчика, броситься  вниз головой.

  В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы.

  Существует  несколько подходов к трактовке  и пониманию явлений суицида.

  1. Теологический подход.

  Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно  связывающих прошлое и настоящее  в жизни общества, является религия. Недаром в конце прошлого века В.Джеймс в своем знаменитом эссе "Стоит ли жизнь того, чтобы  жить?" пришел к выводу, что одной  из основ в борьбе за жизнь в  истории общества являлась религиозная  кара. Ислам строго осуждал самовольное  лишение себя жизни, и до сих пор  это явление практически не встречается  в странах, исповедующих мусульманскую  религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным  евреям разрешалось преступать все  религиозные законы, за исключением  отказа от бога, убийства и кровосмешения.

  Христианство  после волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким  образом как можно быстрее  предстать перед лицом всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. Прямого запрета на самоубийство в Библии нет. И хотя слова Экклезиаста "и возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа" могут соперничать по пессимизму с книгой Иова ("человек рождается на страдания"), тем не менее попытки избежать страданий, ниспосланных богом, объявлялись теоретиками христианства, в частности св. Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как нарушается заповедь "не убий"), который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни. Представление о суициде как о грехе приобрело характер стойкого убеждения и на протяжении сотен лет играло (и продолжает играть) важную роль в западной точке зрения на самоубийство. Фома Аквинский подчеркивал, что самоубийство является смертным грехом, поскольку оно посягает на власть Бога над человеческой жизнью и смертью. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.

  Поэтому одной из главных причин самого низкого  уровня самоубийств в настоящее  время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах  католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества самоубийств и в Польше (с 1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем не более 12 человек на 100000).

  Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся  к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт  протеста против войн и других варварств  современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных  норм. Впрочем, массовые религиозные  самоубийства предпринимались и  в России, например, при многих государственных  нововведениях и реформах; примером тому - многочисленные самоубийства как  протест против политики, проводимой Петром I.

  Современными  исследователями установлено, что  в целом в государствах, где  влияние религии слабее и религиозные  нормы, в частности, связанные с  самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше. 

  
  1. Философский подход.

  Одним из первых западных философов, обратившихся к рассмотрению суицида вне контекста  понятия греха, был Д. Юм. Но как правило «философы суицида» никогда не вкладывали в свои литературные произведения характера руководства к действию, а использовали их лишь как арену для ведения своих собственных интеллектуальных дискуссий. Экзистенциальные философы двадцатого столетия — Кьеркегор, Ясперс, Камю, Сартр, Хайдеггер — сделали бессмысленность жизни (и место в ней суицида) центральной темой своей философии.

  1. Демографический подход.

  В России отсутствует отлаженная процедура сбора статистических данных по суициду и поэтому нет уверенности в достоверности имеющихся цифр. Впрочем, аналогичные трудности имеются во многих странах мира, и не случайно, что даже в статистике США, чемпионе по массовым обследованиям, имеются существенные противоречия в цифрах (например, по одним данным, самоубийства занимают 9-е место среди причин смертности населения, а по другим - выходят на 5-6-е места). Прежде всего это связано не с попыткой скрыть эти "неблагополучные" данные (хотя в некоторых странах такая тенденция также заметна), но со сложностью квалификации того или иного случая смерти как суицида (самоубийства).

  Ведь  суицид относится к намеренному лишению себя жизни, а при отсутствии предсмертных записок, предварительных соответствующих высказываний или других явных доказательств оно легко может быть интерпретировано как несчастный случай.

  Поскольку в общественном сознании суицид часто  связывается с чьим-либо "позором" или "виной", то родственники или  ближайшее окружение заинтересовано в фальсификации реальных фактов.

  Поэтому почти все международные симпозиумы и встречи по проблемам самодеструктивного поведения начинаются, как правило, с горячих дискуссий по поводу достоверности имеющихся статистических данных. Тем не менее общая мировая статистика показывает явно тревожную картину за последние десятилетия.

  Во  многих развитых странах уровень  самоубийств или повышается, или  остается достаточно высоким. С другой стороны, за последнее время увеличилась  доля самоубийств среди молодежи в возрасте 15-24 лет (в США с 1960 по 1980 г. количество суицидов среди подростков обоего пола увеличилось в 2 раза).

  Демографический подход оперирует различными статистическими  данными по суицидам. В настоящее  время в США показатель количества суицидов равен 12,6 на 100 000 чел., и суицид как причина смерти входит в первый десяток основных причин смерти взрослых. Показатели количества суицидов постепенно растут на всем протяжении отрочества-юности, резко повышаются в ранней взрослости, а затем сохраняются примерно на одном уровне до перехода в возрастную группу от 75 до 84 лет, где этот показатель достигает величины 27,9 самоубийства на 100 000 чел. Показатели количества самоубийств среди мужчин превосходят соответствующие показатели среди женщин в соотношении 2:1, и самоубийства чаще совершаются белыми американцами, чем представителями других расовых и этнических групп. Самоубийства преобладают среди холостых, овдовевших, живущих раздельно или разведенных людей.

  Показатели  количества самоубийств у молодых  людей в возрасте от 15 до 34 лет  резко возросли с 1950-х гг. — с 4,2 на 100 000 в 1954 г. до 10,9 на 100 000 в 1974 г. Эти  показатели значительно увеличились  среди небелого населения. В США большинство самоубийств совершается людьми в возрасте старше 45 лет, однако данные отчета за 1994 г. (Гарланд и Зиглер) свидетельствуют о том, что соотв. показатели у подростков и юношей, особенно белых мужского пола, за последние три десятилетия возросли более чем на 200%.

  1. Социологический подход.

  Капитальный труд Э. Дюркгейма «Самоубийство» (Le suicide) продемонстрировал силу социологического подхода. Опираясь на свой анализ данных по самоубийствам во Франции, Дюркгейм выделил 4 вида самоубийств; все они подчеркивают силу или слабость отношений или связей индивидуума с обществом. Альтруистические самоубийства буквально востребуются обществом. Здесь сами обычаи или нормы социальной группы «требуют» совершения суицида при определенных обстоятельствах: харакири и сати являются наглядными примерами альтруистического самоубийства. Эгоистическое самоубийство происходит, когда индивидуум обладает слишком слабыми связями с обществом и на него не оказывают влияния требования к выживанию. Аномичное самоубийство имеет место, когда внезапно рушатся привычные отношения между индивидуумом и обществом, как в случае потрясения и внезапной потери работы, близкого друга или удачи. Фаталистические самоубийства возникают из-за чрезмерной контролируемости жизни. Примерами здесь могут служить люди, чье будущее представляется им беспросветным, например рабы.

Информация о работе Трактовка и понимание явления суицида