Наглядно-образное мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Мышление создает идеальный образ действительности. В мышлении выявляются причинно-следственные связи, сущность предметов и явлений. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, накопленных в памяти знаний, умений ими оперировать. Мышление является основным средством логического познания окружающего мира. Оно носит нравственно-исторический характер, поскольку в любом индивидуальном процессе осмысливания сущности каких-либо предметов и явлений человек невольно опирается на опыт накопленный другими людьми и выражаемый соответствующими знаниями, умениями и навыками, полученными при обучении и при общении с другими людьми

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6

1.1 Понятие и характеристика общего недоразвития речи 6

1.2 Наглядно-образное мышление у детей с общим недоразвитием речи 11

1.3 Теоретические и методологические подходы к проведению коррекционно-развивающих мероприятий у детей с ОНР 17

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21

2.1 Организация и методика исследования 21

2.2 Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у младших школьников с ОНР 24

2.3 Анализ эффективности комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у ОНР 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Файлы: 1 файл

наглядно-образное мышление у онр минск 2011.docx

— 125.75 Кб (Скачать)

     Возможность решения задач в уме возникает  благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а  только те, которые существенны для  решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают  схемы, модели.

     Согласно  данным описательной статистики параметрические  данные распределены нормально (см Приложение Б)

     У младших школьников с общим недоразвитием речи низкий уровень соотнесения понятий, оперирование образами и навыки классификации на низком уровне развития представлены у 30%, остальные 70% благодаря целенаправленному и систематическому коррекционно-развивающему обучению набрали баллы для среднего уровня, высокий уровень отмечен не был (см диаграмма 1).

     Согласно  данным повторного обследования умение оперирования образами предметов, соотнесения понятий и классификации на высоком уровне представлено у 45 % старших младших школьников, низкий уровень не был зафиксирован, средний уровень был отмечен у 55% (см диаграмма 2). 

     

 

     Диаграмма 1. Данные диагностики по методике «4 лишний» младших школьников с общим уровнем речевого недоразвития 

     

     Диаграмма 2. Данные диагностики по методике «4 лишний» младших школьников после проведения комплекса коррекционно-развивающих мероприятий 

     На  основании данных сравнительного анализа  также можно утверждать о статистически  значимом повышении умения оперирования образами предметов, соотнесения понятий и классификации, t = |9.41|, df = 17 при р стремящимся к 0. (см Приложение А).

     Диаграмма 3. Процентное соотношение уровней  оперирования образами у младших  школьников до и после проведения коррекции 

     У 20% младших школьников с общим  недоразвитием речи отмечен высокий  уровень развития комбинаторных  способностей, что скорее всего связано с научением, т.к. многие испытуемые по виду отдельных фрагментов сразу определяли рисунок (называли его), но при составлении изображения соединяли части изображения «подгонкой» отдельных элементов. Низкий уровень комбинаторных способностей отмечен у 20%, средний характерен для 60% младших школьников с общим недоразвитием речи (см диаграмма 4).

     Согласно  результатам диагностики младших  школьников по методике «Разрезные картинки»  среди младших школьников при  повторной диагностике высокий  уровень отмечен у 50% испытуемых, низкий у 5%. Для 45% испытуемых характерен средний уровень развития комбинаторных  способностей (см диаграмма 5). 
 

     

     Диаграмма 4. Данные диагностики по методике «Разрезные картинки» у младших школьников с общим недоразвитием речи 

       

     Диаграмма 5. Данные диагностики по методике «Разрезные картинки» у младших школьников, повторная диагностика 

     Проведенный сравнительный анализ подтверждается статистическую значимость выявленных различий: t = |2,17|, df = 17 при р = 0,44. (см Приложение А). 

     Диаграмма 6. Данные сравнения уровней развития комбинаторных способностей у младших  школьников до и после проведения комплекса коррекционно-развивающих мероприятий 

    Вывод по второй главе

     Таким образом, при использовании приемов  развития мыслительной деятельности необходимо учитывать следующие параметры: гибкость, динамичность, мотивация  и актуальный уровень сформированности мыслительных операций. Также необходимо учитывать дефект ребенка, уровень его речевого развития и возрастные особенности.

     Согласно  данным сравнительного анализа, разработанный  комплекс коррекционно-развивающих  мероприятий является эффективным  средством развития показателей  наглядно-образного мышления, т.к. уровни развития показателей наглядно–образного мышления повысились.

 

      заключение

     Наглядно-образное мышление – один из видов мышления, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений, связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, т.к. в образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Выступая следующим этапом развития интеллекта после мышления наглядно-действенного, этот вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе коих возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. В представлениях, которыми оперирует мышление наглядно-образное, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но и более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации.

     Основой функционирования наглядно-образного  мышления выступает перевод перцептивной структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.

     При нарушениях речи, в первую очередь, страдает мышление, продуктивность мыслительной деятельности снижается. На основании данных констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что для большинства испытуемых характерен низкий уровень развития способностей к обобщению, абстрагированию и выделению существенных признаков. По выборке отмечены низкий и средние уровни развития комбинаторных способностей у младших школьников с общим недоразвитием речи.

     Коррекционная деятельность строится индивидуально  на основании результатов диагностики  ребенка и состоит из планомерной  реализации приемов развития. При  выборе приемов развития мыслительной деятельности необходимо учитывать  следующие параметры: гибкость, динамичность, мотивацию, актуальный уровень сформированности мыслительных операций возрастные и индивидуально-типологические особенности ребенка. Содержание коррекционно-педагогической работы определялось с учетом возможности реализации всех выше названных направлений. Констатирующий эксперимент показал эффективность разработанного комплекса коррекционно-развивающего материала.

 

     Библиографический список

     1. Бьюзен, Т. Простые методы повышения ваших интеллектуальных и творческих способностей / Т. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2001. – 188 с.

     2. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976. – с. 222

     3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. С. 253.

     4. Гуревич К.М. Проблемы современной психологической диагностики // Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.,1981. С. 14.

     5. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. М., 1998. С. 49.

     6. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. М., 2000. С. 190.

     7. Ермолаев-Томин О.Ю. Прикладная статистика для психологов: Программа спецкурса. М., 1998. С. 3.

     8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989. – 127 с

     9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

     10. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. С. 215.

     11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах : кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. - М. : ВЛАДОС, 1998. – 220 с.

     12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, 4-е изд., М.: Изд. Москов. ун-та,1981.- 584с.

     13. Лалаева Р.И. Теория речевой деятельности : хрестоматия / Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Т.А. Титов ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2000. - 413 с.

     14. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. - 160 с.

     15. Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с.

     16. Марищук, Л.В. Психология : пособие / Л.В. Марищук, С.Г. Ивашко, Т.В. Кузнецова ; под науч. ред. Л.В. Марищук ; БГУФ. - Мн.: БГУФК, 2008. - 347 с

     17. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой - М.,1984.- с.65- 73

     18. Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и др., с.9- 53)- М.: Просвещение,1969.- 659с.

     19. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 448 с.

     20. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с.

     21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. С. 5.

     22. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.

     23. Радчикова, Н.П. Компьютерная обработка психологической ин-формации: учеб.-метод. пособие: В 3 ч. Ч. 1/ Н.П. Радчикова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 86 с.

     24. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

     25. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В.В. Зеленский, А.М. Рудкевич - М: Мартис,1995. – 320 с.

     26. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с. 
 
 
 

     СЛОВАРИ 

     27. Большой психологический словарь  / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.  Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. – 666 с.

     28. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983 с. 200-201.

     29. Психология. Словарь /Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990. С.340.

     30. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001.

     31. Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, 2005. – 808 с.

Информация о работе Наглядно-образное мышление