Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:44, курсовая работа
Мышление создает идеальный образ действительности. В мышлении выявляются причинно-следственные связи, сущность предметов и явлений. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, накопленных в памяти знаний, умений ими оперировать. Мышление является основным средством логического познания окружающего мира. Оно носит нравственно-исторический характер, поскольку в любом индивидуальном процессе осмысливания сущности каких-либо предметов и явлений человек невольно опирается на опыт накопленный другими людьми и выражаемый соответствующими знаниями, умениями и навыками, полученными при обучении и при общении с другими людьми
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие и характеристика общего недоразвития речи 6
1.2 Наглядно-образное мышление у детей с общим недоразвитием речи 11
1.3 Теоретические и методологические подходы к проведению коррекционно-развивающих мероприятий у детей с ОНР 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у младших школьников с ОНР 24
2.3 Анализ эффективности комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у ОНР 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели.
Согласно данным описательной статистики параметрические данные распределены нормально (см Приложение Б)
У младших школьников с общим недоразвитием речи низкий уровень соотнесения понятий, оперирование образами и навыки классификации на низком уровне развития представлены у 30%, остальные 70% благодаря целенаправленному и систематическому коррекционно-развивающему обучению набрали баллы для среднего уровня, высокий уровень отмечен не был (см диаграмма 1).
Согласно
данным повторного обследования умение
оперирования образами предметов, соотнесения
понятий и классификации на высоком уровне
представлено у 45 % старших младших школьников,
низкий уровень не был зафиксирован, средний
уровень был отмечен у 55% (см диаграмма
2).
Диаграмма
1. Данные диагностики по методике «4
лишний» младших школьников с общим уровнем
речевого недоразвития
Диаграмма
2. Данные диагностики по методике «4 лишний»
младших школьников после проведения
комплекса коррекционно-развивающих мероприятий
На основании данных сравнительного анализа также можно утверждать о статистически значимом повышении умения оперирования образами предметов, соотнесения понятий и классификации, t = |9.41|, df = 17 при р стремящимся к 0. (см Приложение А).
Диаграмма
3. Процентное соотношение уровней
оперирования образами у младших
школьников до и после проведения коррекции
У 20% младших школьников с общим недоразвитием речи отмечен высокий уровень развития комбинаторных способностей, что скорее всего связано с научением, т.к. многие испытуемые по виду отдельных фрагментов сразу определяли рисунок (называли его), но при составлении изображения соединяли части изображения «подгонкой» отдельных элементов. Низкий уровень комбинаторных способностей отмечен у 20%, средний характерен для 60% младших школьников с общим недоразвитием речи (см диаграмма 4).
Согласно
результатам диагностики
Диаграмма
4. Данные диагностики по методике «Разрезные
картинки» у младших школьников с общим
недоразвитием речи
Диаграмма
5. Данные диагностики по методике «Разрезные
картинки» у младших школьников, повторная
диагностика
Проведенный
сравнительный анализ подтверждается
статистическую значимость выявленных
различий: t = |2,17|, df = 17 при р = 0,44. (см Приложение
А).
Диаграмма
6. Данные сравнения уровней развития
комбинаторных способностей у младших
школьников до и после проведения комплекса
коррекционно-развивающих мероприятий
Вывод по второй главе
Таким образом, при использовании приемов развития мыслительной деятельности необходимо учитывать следующие параметры: гибкость, динамичность, мотивация и актуальный уровень сформированности мыслительных операций. Также необходимо учитывать дефект ребенка, уровень его речевого развития и возрастные особенности.
Согласно данным сравнительного анализа, разработанный комплекс коррекционно-развивающих мероприятий является эффективным средством развития показателей наглядно-образного мышления, т.к. уровни развития показателей наглядно–образного мышления повысились.
заключение
Наглядно-образное мышление – один из видов мышления, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений, связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, т.к. в образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Выступая следующим этапом развития интеллекта после мышления наглядно-действенного, этот вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе коих возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. В представлениях, которыми оперирует мышление наглядно-образное, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но и более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации.
Основой функционирования наглядно-образного мышления выступает перевод перцептивной структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.
При нарушениях речи, в первую очередь, страдает мышление, продуктивность мыслительной деятельности снижается. На основании данных констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что для большинства испытуемых характерен низкий уровень развития способностей к обобщению, абстрагированию и выделению существенных признаков. По выборке отмечены низкий и средние уровни развития комбинаторных способностей у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Коррекционная
деятельность строится индивидуально
на основании результатов
Библиографический список
1. Бьюзен, Т. Простые методы повышения ваших интеллектуальных и творческих способностей / Т. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2001. – 188 с.
2. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976. – с. 222
3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. С. 253.
4. Гуревич К.М. Проблемы современной психологической диагностики // Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.,1981. С. 14.
5. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. М., 1998. С. 49.
6. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. М., 2000. С. 190.
7. Ермолаев-Томин О.Ю. Прикладная статистика для психологов: Программа спецкурса. М., 1998. С. 3.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989. – 127 с
9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
10. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. С. 215.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах : кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. - М. : ВЛАДОС, 1998. – 220 с.
12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, 4-е изд., М.: Изд. Москов. ун-та,1981.- 584с.
13. Лалаева Р.И. Теория речевой деятельности : хрестоматия / Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Т.А. Титов ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2000. - 413 с.
14. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. - 160 с.
15. Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
16. Марищук, Л.В. Психология : пособие / Л.В. Марищук, С.Г. Ивашко, Т.В. Кузнецова ; под науч. ред. Л.В. Марищук ; БГУФ. - Мн.: БГУФК, 2008. - 347 с
17. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой - М.,1984.- с.65- 73
18. Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и др., с.9- 53)- М.: Просвещение,1969.- 659с.
19. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 448 с.
20. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с.
21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. С. 5.
22. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
23. Радчикова, Н.П. Компьютерная обработка психологической ин-формации: учеб.-метод. пособие: В 3 ч. Ч. 1/ Н.П. Радчикова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 86 с.
24. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
25. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В.В. Зеленский, А.М. Рудкевич - М: Мартис,1995. – 320 с.
26. Ястребова
А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы. – М.: Просвещение,
1984. – 158 с.
СЛОВАРИ
27.
Большой психологический
28. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983 с. 200-201.
29. Психология. Словарь /Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990. С.340.
30. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001.
31. Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, 2005. – 808 с.