Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:44, курсовая работа
Мышление создает идеальный образ действительности. В мышлении выявляются причинно-следственные связи, сущность предметов и явлений. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, накопленных в памяти знаний, умений ими оперировать. Мышление является основным средством логического познания окружающего мира. Оно носит нравственно-исторический характер, поскольку в любом индивидуальном процессе осмысливания сущности каких-либо предметов и явлений человек невольно опирается на опыт накопленный другими людьми и выражаемый соответствующими знаниями, умениями и навыками, полученными при обучении и при общении с другими людьми
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие и характеристика общего недоразвития речи 6
1.2 Наглядно-образное мышление у детей с общим недоразвитием речи 11
1.3 Теоретические и методологические подходы к проведению коррекционно-развивающих мероприятий у детей с ОНР 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у младших школьников с ОНР 24
2.3 Анализ эффективности комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у ОНР 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет. В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны. Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается. К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; не различение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов. Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов [24, C. 13-14].
Четвертый
уровень [19; 20] речевого развития характеризуется
отдельными пробелами в развитии
лексики и грамматического
Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений.
Нередко
причиной общего недоразвития речи является
слабость акустико-гностических процессов.
В этих случаях при сохранном
слухе наблюдается пониженная способность
к восприятию речевых звуков. Прямой
результат нарушения слухового
восприятия — недостаточное различение
акустических признаков, характерных
для каждой фонемы, вторично при
этом страдает произношение звуков и
воспроизведение структуры
Общее недоразвитие речи часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы.
Общее недоразвитие речи может быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязычие, воспитание ребенка глухими взрослыми), а также физической ослабленностью ребенка, частыми заболеваниями, недоношенностью. В таких случаях говорится о задержке речевого развития. Во всех остальных случаях общее недоразвитие речи является признаком органического поражения центральной нервной системы.
По данным Е. М. Мастюковой (1991), дети с общим недоразвитием речи могут быть условно разделены на три основные группы:
- с моторной алалией;
-
с недоразвитием речи
- с неосложненным вариантом OHP [цит. по 22, c. 15].
При не осложненном варианте ОНР сохранны первичные зоны речедвигательного анализатора; патогенетической основой общего недоразвития речи у этих детей является задержанное созревание третичных полей анализаторов.
При
отсутствии выраженных неврологических
нарушений у детей отмечаются
слабая регуляция произвольной деятельности,
эмоционально-волевой сферы и
трудности в овладении
Для
всех детей с общим недоразвитием
речи характерны общая моторная неловкость,
нарушения оптико-
Клинический
подход к проблеме общего недоразвития
речи предусматривает необходимость
постановки медицинского диагноза, вскрывающего
структуру речевой
Основные направления логопедической работы:
ü В работе с первым уровнем речевого развития главные задачи: развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памяти;
ü Детей на втором уровне развития обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Предложения, составленные детьми по вопросам, объединяются в короткие рассказы и заучиваются.
ü Для детей третьего уровня: дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Общее
речевое недоразвитие сказывается
на формировании у детей интеллектуальной,
сенсорной и волевой сфер. Связь
между речевыми нарушениями и
другими сторонами психического
развития обусловливает наличие
вторичных дефектов. Так, обладая
полноценными предпосылками для
овладения мыслительными
Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:
- у младших школьников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
-
имеющиеся трудности связаны
с комплексом речевых и
- преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4 — 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Наличие общего недоразвития у детей приводит с стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. [28]. Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие. [26, с. 282.]. Мышление дает понятие о вещах и сообщает, что есть такое данная вещь. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятия (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованным способом или посредством мышления.
Мышление
— это высшая форма человеческого
познания, представляющего собой
процесс обобщенного и
В
качестве рабочего определения было
выбрано следующее: мышление – сложный
психологический процесс
Выделяются 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое, в рамках которого иногда рассматривают теоретическое, логическое (абстрактное) интуитивное и аутистическое мышление, связанное с уходом от действительности во внутренние переживания, и др. [16]
Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Отличительная
особенность следующего вида мышления
— наглядно-образного —
Вербально-логическое мышление отражает такие факты, закономерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному наглядно-действенному и образному познанию. Это понятийное мышление. Оно осуществляется на материале слов, обобщающих как конкретные (реальных предметов, событий, явлений), так и отвлеченные понятия, оперирование символами. Оно позволяет абстрагироваться, решать различные мыслительные задачи.
В зависимости от того, чем оперирует субъект, выделают собственно вербально-логическое (слова-понятия) и абстрактное (оперирование отвлеченными символами) мышление.
В
зависимости от степени осознанности
и временных характеристик
Логическое мышление осознанно, развернуто во времени, в нем реализуемся ряд операций мыслительной деятельности. Логическое мышление осуществляется индуктивным или дедуктивным способом.
Индукция (индуктивный способ) - процесс перехода от единичных суждений к общему суждению.
Дедукция (дедуктивный способ) – процесс перехода от суждения, выражающего какое-либо общее положение, к суждению, выражающему менее полное положение или частный случай.
Интуитивное мышление реализуется субъектом как сознательно, так и на бессознательном уровне. «Интуиция - сестра информации», - писал К.К. Платонов [16]. Интуитивное мышление начинается с постановки задачи, осмысления имеющейся и получаемой информации, осуществления ее переработки сознанием, в ходе которой ряд близких автоматизированных сенсорных, перцептивных, мнемических и мыслительных навыков, осуществляя взаимный положительный перенос, обобщаются, в интуицию, обеспечивая решение поставленной задачи, при наличии у субъекта достаточного опыта мыслительной деятельности и знаний, которыми он может оперировать. Все перечисленные виды вербально-логического мышления относят к теоретическому типу мышления.
Творческое мышление противопоставляется обычно репродуктивному, оно характеризуется высокой продуктивностью, новизной получаемого продукта и своеобразием процесса его получения. Обычно его относят к теоретическому типу мышления, хотя оно может быть и наглядно-образным
Большинство исследователей, имея в виду прежде всего общее недоразвитие речи, склоняются к тому, что в целом дети с этим дефектом интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи (Трауготт Н.Н., 1940, 1965; Левина Р. Е., 1951; Хватцев М.Е., 1959; Белогруд Л.А., Бурова B.C., Жукова B.C., Мастюкова Е.М., 1971; Гуровец Г.В., 1974; Усанова О.Н., Синякова Т.Н., 1982; Завгородняя А.С, Никулина Е.А., 1985; Царгуш Л.Э., 1987; Фотекова Т.А., 1994). Отмечается сохранность у таких детей познавательного интереса, достаточная развитость предметно-практической и трудовой деятельности и вместе с тем своеобразие отдельных сторон мышления (несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и др.) (Голубева Л. П., 1952; Зееман М., 1963;, Ковшиков В.А., Элькин Ю.А., 1979; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1985, 1993). Отмечается необходимость учета сопутствующих расстройств (Соботович Е.Ф., 1982, 1984) вплоть до олигофрении.