Наглядно-образное мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Мышление создает идеальный образ действительности. В мышлении выявляются причинно-следственные связи, сущность предметов и явлений. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, накопленных в памяти знаний, умений ими оперировать. Мышление является основным средством логического познания окружающего мира. Оно носит нравственно-исторический характер, поскольку в любом индивидуальном процессе осмысливания сущности каких-либо предметов и явлений человек невольно опирается на опыт накопленный другими людьми и выражаемый соответствующими знаниями, умениями и навыками, полученными при обучении и при общении с другими людьми

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6

1.1 Понятие и характеристика общего недоразвития речи 6

1.2 Наглядно-образное мышление у детей с общим недоразвитием речи 11

1.3 Теоретические и методологические подходы к проведению коррекционно-развивающих мероприятий у детей с ОНР 17

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21

2.1 Организация и методика исследования 21

2.2 Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у младших школьников с ОНР 24

2.3 Анализ эффективности комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у ОНР 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Файлы: 1 файл

наглядно-образное мышление у онр минск 2011.docx

— 125.75 Кб (Скачать)

     • в основе наглядно-образного мышления лежит ориентировочно-исследовательская  деятельность (Г.И. Минская);

     • универсальными инструментами мышления являются: действия моделирования, схематизации, замещения и символизации, «искусственных»  замещающих систем (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин);

     • образные и словесные обобщения  у ребенка развиваются параллельно (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер);

     • педагогическая работа с детьми с  нарушениями речи имеет коррекционную  направленность (Р.Е. Левина);

     • концепция амплификации детского развития предусматривает создание определенных условий для обогащения всех сторон развития ребенка и их взаимосвязь (А.В. Запорожец).

    Выводы  по первой главе

     При анализе психолого-педагогической литературы было показано, что наглядно-образное мышление представляет собой сложный  механизм, особенно сложную форму  психической деятельности, возникающую  в тех случаях, когда задача требует  предварительного анализа и синтеза  ситуации и нахождения специальных  вспомогательных операций, с помощью  которых она может быть решена. При этом поиск решения наглядно-образной проблемной задачи обеспечивается взаимосвязанным функционированием многих структурных компонентов и осуществляется за счет оперирования образами-представлениями в умственном плане.

     Коррекционно-развивающая  работа должна строиться на принципах  наглядности, повторяемости, доступности  и индивидуализации, развития, всестороннего  воздействия, комплексности. Коррекционная работа должна осуществляться последовательно и систематически.

     В ходе коррекционного обучения детей  с ОНР учитываются также принципы коррекционной педагогики и логопедии: учет закономерных возрастных психологических  новообразований и типичных видов  детской деятельности; учет сензитивных периодов в развитии; учет актуального и потенциального уровня развития каждого ребенка; игровой характер обучения; коррекционная направленность обучения; повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений на различные задания и в различные виды детской деятельности; учет структуры нарушений, развивающий характер обучения.

 

      глава 2

     Эмпирическое  исследование наглядно-образного  мышления дошкольников

     2.1 Организация и методика исследования

     Исследование  с целью изучения особенностей наглядно-образного  мышления старших младших школьников было проведено в октябре-ноябре 2011 года года. В эмпирическом исследовании приняли участие 18 младших школьников 6-7 лет, учащихся СШ №66 г. Минска. Таким образом, в исследовании используется интра-индивидуальная экспериментальная схема (сравнение группы до и после констатирующего эксперимента).

     Независимая переменная – тип диагностики: первоначальная или повторная, зависимые переменные – показатели наглядно-образного  мышления. Таким образом, фактически проводится сравнение зависимых  переменных.

     Методика  «Четвертый лишний» позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов  и способность отнесения их к  определенному классу понятий.

     Испытуемому предлагается 5 карточек, на каждой из которых изображено по 4 разных предмета. Инструкция: «Рассмотри таблицу. На ней 4 предмета. 3 из похожи, а 4 к ним не подходит. Назови лишний предмет и объясни почему. Как можно одним словом назвать остальные 3 предмета?»

     Учитывается время и точность. На примере дополнительной карты экспериментатор проверяет, правильно ли понята инструкция.

     Исследование  проводится индивидуально. В протоколе  фиксируются эмоциональные реакции  ребенка, а также его объяснения.

     Результаты  проведенного обследования были оценены  в баллах:

  1. ребенок не понимает и не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения;
  2. ребенок принимает задание, но при исключении лишнего объекта основывается на незначимых критериях, не пользуется помощью;
  3. выполняет задание с помощью экспериментатора после наводящих вопросов;
  4. исключает правильный объект, но не может объяснить либо критерий выбран неверно;
  5. исключает правильный объект, с помощью экспериментатора может дать классификацию объектам;
  6. исключает правильный объект, объяснения аргументированы, самостоятельно классифицирует объекты.

     Методика  «Разрезные картинки» направлена на изучение уровня развития комбинаторных  способностей ребенка, умения оперировать  образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов, волевого усилия и стойкости  интереса. Инструкция: «Посмотри внимательно на детали мозаики. Тебе нужно сложить из них картинку».

     Результаты  проведенного обследования были оценены  в баллах:

  1. ребенок не понимает и не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения;
  2. ребенок принимает задание, но при самостоятельном выполнении примеряет части картинки без учета целостного изображения предмета, в условиях обучения накладывает части картинки на целое;
  3. ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно пытается соединить части в целое, однако, когда видит изображение предмета пытается зрительно соотнести части и целое;
  4. ребенок самостоятельно выполняет задание, зрительно соотнося части и целое.

     Сравнение результатов диагностики и количественного  анализа проходило с помощью  методов математической обработки  данных. В статистическом анализе  были использованы методы описательной статистики.

     Описательная  статистика нужна, как правило, для  понимания характера совокупности, сырых данных. Описательная статистика – это методы и способы, используемые для «суммирования», организации  и «уменьшения» большого количества наблюдений (статистических опытов).

     Вычисление  и анализ показателей центра распределения 

     • Мода

     • Медиана

     • Среднее

     Оценка  разброса данных в совокупности

     • Стандартное отклонение

     • Дисперсия

     • Коэффициенты вариации

     Мода  – значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. Иногда в совокупности встречается  более чем одна мода (например: 2, 6, 6, 6, 8, 9, 9, 9, 10; мода = 6 и 9). В этом случае можно сказать, что совокупность мультимодальна. Из структурных средних величин только мода обладает таким уникальным свойством. Как правило мультимодальность указывает на то, что набор данных не подчиняется нормальному распределению.

     Мода, как средняя величина, употребляется  чаще для данных, имеющих нечисловую природу.

     Медиана – возможное значение признака, которое делит ранжированную  совокупность (вариационный ряд выборки) на две равные части: 50 % «нижних» единиц ряда данных будут иметь значение признака не больше, чем медиана, а  «верхние» 50 % – значения признака не меньше, чем медиана.

     Медиана используется в случае, когда

      1) распределение асимметрично

     2) есть опасность перекоса из-за  экстремальных значений. Медиана  не чувствительна к экстремальным  значениям, в то время как  среднее очень чувствительно. 

     3) медиану можно вычислять для  данных шкалы порядка и выше.

     Среднее значение – числовая характеристика множества чисел или функций; – некоторое число, заключённое  между наименьшим и наибольшим из их значений. Доверительный интервал (95%) для среднего представляет интервал значений вокруг оценки, где с данным уровнем доверия находится «истинное» (неизвестное) среднее генеральной совокупности.

     Стандартная ошибка среднего значения – это  стандартное отклонение, деленное на квадратный корень из объема выборки. В диапазоне удвоенной стандартной  ошибки по обе стороны от среднего значения с вероятностью примерно 95% находится среднее значение генеральной  совокупности.

     Дисперсия случайной величины — мера разброса данной случайной величины, т.е. её отклонения от математического ожидания. Квадратный корень из дисперсии называется среднеквадратичным отклонением, стандартным отклонением  или стандартным разбросом.

     Сравнительный анализ был проведен средствами парного t-критерия Стьюдента, т.к. проверка на нормальность (критерий Колмагорова-Смирнова показала гауссово распределение, см. Приложение Б). t-критерий Стьюдента - общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках. Для применения данного критерия необходимо, чтобы исходные данные имели нормальное распределение. В случае применения двухвыборочного критерия для независимых выборок также необходимо соблюдение условия равенства дисперсий.

     Статистическая  обработка данных была проведена  с помощью программы Stat 6.0.

    2.2 Комплекс коррекционно-развивающих  мероприятий по  развитию наглядно-образного  мышления у младших  школьников с ОНР

     Исходя  из указанных выше положений и  принципов, анализа литературы по рассматриваемой  проблеме, а также данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, в обучающем эксперименте были поставлены следующие задачи:

     1. определить и создать педагогические  условия, необходимые для организации  и проведения целенаправленного  коррекционного обучения по формированию наглядно-образного мышления младших школьников с ОНР;

     2. определить основные направления,  этапы и задачи коррекционно-педагогической  работы, направленной на формирование  наглядно-образного мышления младших  школьников с ОНР с учетом  закономерностей развития наглядно-образного  мышления, имеющихся у детей с  ОНР особенностей наглядно-образного  мышления и специфики их речевого  развития;

     3. разработать содержание, систематизировать  методы и приемы поэтапной  коррекционно-педагогической работы  по формированию наглядно-образного  мышления младших школьников  изучаемой категории;

     4. проверить эффективность предложенного  содержания работы по формированию  наглядно-образного мышления младших  школьников с ОНР.

     В обучающем эксперименте использовались в сочетании различные методы:

  • наглядные (показ, образец, наблюдение, зрительно-перцептивное обследование предметов, зрительное соотнесение);
  • практические (практическое примеривание, наложение, прикладывание, дидактические игры и упражнения, продуктивные виды детской деятельности, сюжетно-ролевые игры);
  • словесные (инструкция, беседа, стихи, сказки, рассказы, загадки, сообщения, объяснения и др.).

     Соотношение указанных методов на каждом этапе  обучения определялось дифференцированно  в соответствии с задачами обучения и возможностями детей.

     Исходя  из указанных выше принципов, а также  теоретического анализа литературы, были определены основные условия проведения коррекционно-педагогической работы с  младшими школьниками с ОНР в  логопедической группе.

Информация о работе Наглядно-образное мышление