Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:44, курсовая работа
Мышление создает идеальный образ действительности. В мышлении выявляются причинно-следственные связи, сущность предметов и явлений. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, накопленных в памяти знаний, умений ими оперировать. Мышление является основным средством логического познания окружающего мира. Оно носит нравственно-исторический характер, поскольку в любом индивидуальном процессе осмысливания сущности каких-либо предметов и явлений человек невольно опирается на опыт накопленный другими людьми и выражаемый соответствующими знаниями, умениями и навыками, полученными при обучении и при общении с другими людьми
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие и характеристика общего недоразвития речи 6
1.2 Наглядно-образное мышление у детей с общим недоразвитием речи 11
1.3 Теоретические и методологические подходы к проведению коррекционно-развивающих мероприятий у детей с ОНР 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у младших школьников с ОНР 24
2.3 Анализ эффективности комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у ОНР 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
В работе с детьми первоначальным условием явилось установление эмоционально-личностного контакта педагога с каждым ребенком, поддержание полного мотивационного цикла на занятиях, а также выбор педагогических приемов, учитывающих особенности наглядно-образного мышления этих детей, специфику их речевого развития, индивидуальные особенности каждого ребенка в целях активизации у него познавательного интереса к выполнению предложенных заданий.
В
экспериментальной группе были созданы
специальные педагогические условия
проведения коррекционно-педагогической
работы с детьми с ОНР: подготовлены
логопеды и воспитатели к проведению
целенаправленной работы по формированию
наглядно-образного мышления; определена
взаимосвязь в планировании и
содержании занятий логопеда и учителя;
составлена сетка занятий; организована
предметно-развивающая среда (обеспечение
игрушками, предметами обихода, дидактическими
играми и наглядным материалом, необходимые
"зоны" для разностороннего
чувственного познания детьми окружающего
мира). Наряду с этим были систематизированы
последовательные серии игровых
заданий и упражнений, дидактических
игр в соответствии с выделенными
направлениями, этапами и задачами
осуществляемой работы, используемых
как на занятиях, так и в процессе
организации сюжетно-ролевых
Экспериментальная работа по формированию наглядно-образного мышления была включена в систему коррекционного обучения младших школьников в логопедической группе, осуществлялась поэтапно в соответствии с выделенными для каждого этапа задачами. Коррекционная работа проводилась с детьми в соответствии со следующими основными направлениями:
1.
Формирование обобщенных
2.
Формирование взаимосвязи
3.
Формирование структурно-
4.
Совершенствование образов-
В
структуре целенаправленно
На I этапе основное внимание уделялось работе по систематизации образов-восприятия отдельных объектов, явлений окружающего мира, их признаков, соединению воспринятых образов со словом и формированию умений оперировать образами-восприятия с опорой на образец.
На
II этапе коррекционно-
Третий этап работы предусматривал объединение образов отдельных объектов, явлений окружающего мира в событийный контекст и формирование целостного восприятия динамики событий на основе анализа ситуации, установления взаимосвязи между образом-восприятия события и словом, его обозначающим.
Спецификой IV этапа являлось привлечение внимания детей к образам-представлениям о событиях окружающего мира, их динамике, причинно-следственных зависимостях и оперированию ими на основе слова и в мысленном плане.
Рассмотрим подробно содержание работы с детьми экспериментальной группы по всем вышеназванным направлениям четырех этапах коррекционно-педагогического обучения.
Формирование обобщенных представлений об объектах, явлениях, событиях окружающего мира, их качествах, свойствах, назначении, взаимосвязи с другими.
В данном направлении решались следующие задачи:
-
активизировать зрительное и
слуховое внимание и
-
актуализировать имеющиеся у
детей знания и представления
о предметах, явлениях
-
формировать у детей умения
наблюдать за предметами
- закрепить умения узнавать, воспринимать и выделять предметы и явления окружающей действительности, их свойства и качества;
-
формировать соотношение между
предметами окружающего мира
и их различными изображениями,
-
формировать восприятие
-
формировать восприятие
-
систематизировать воспринятые
образы предметов окружающего
мира, их свойств, качеств,
Формирование взаимосвязи между образом и словом. Основными задачами данного направления являлись:
-
активизировать слуховое
-
формировать понимание:
-
стимулировать активную речь
детей, использование
-
формировать умение выделять
названия предметов, действий, признаков
из потока речи и умение
соотносить наглядный образ
- актуализировать имеющийся у младших школьников активный словарь и закреплять использование названий знакомых предметов (картинок) и явлений, их свойств, качеств, признаков, а также предметные и орудийные действия в активной речи;
-
формировать навык
Формирование структурно-процессуальных и операционных компонентов.
В данном направлении работа была направлена на решение следующих задач:
-
формировать понимание
-
формировать умение понимать
словесную инструкцию и
-
формировать умение
-
формировать умение
-
формировать умение
- формировать навык группировки, серии предметов и их изображений по указанному(-ым) признаку(-кам) с опорой на образец;
-
формировать навык решения
-
формировать умения
Совершенствование
образов-представлений в
Задачи, которые решались в данном направлении были следующими:
-
закреплять использование
-
закреплять воспринятые образы
и формировать навык
-
формировать умение
-
формировать умения
-
формировать навык
-
формировать навыки замещения
реальных предметов, явлений,
свойств и качеств знаками-
-
формирование понимания и
Проводимая работа предусматривала тесную взаимосвязь всех специалистов, осуществляющих педагогический процесс в логопедической группе для младших школьников с ОНР.
По
результатам эмпирического
2.3
Анализ эффективности
комплекса коррекционно-
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А. А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Как пишет детский психолог В. С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.