Наглядно-образное мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Мышление создает идеальный образ действительности. В мышлении выявляются причинно-следственные связи, сущность предметов и явлений. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, накопленных в памяти знаний, умений ими оперировать. Мышление является основным средством логического познания окружающего мира. Оно носит нравственно-исторический характер, поскольку в любом индивидуальном процессе осмысливания сущности каких-либо предметов и явлений человек невольно опирается на опыт накопленный другими людьми и выражаемый соответствующими знаниями, умениями и навыками, полученными при обучении и при общении с другими людьми

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6

1.1 Понятие и характеристика общего недоразвития речи 6

1.2 Наглядно-образное мышление у детей с общим недоразвитием речи 11

1.3 Теоретические и методологические подходы к проведению коррекционно-развивающих мероприятий у детей с ОНР 17

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 21

2.1 Организация и методика исследования 21

2.2 Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у младших школьников с ОНР 24

2.3 Анализ эффективности комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у ОНР 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Файлы: 1 файл

наглядно-образное мышление у онр минск 2011.docx

— 125.75 Кб (Скачать)

     В работе с детьми первоначальным условием явилось установление эмоционально-личностного контакта педагога с каждым ребенком, поддержание полного мотивационного цикла на занятиях, а также выбор педагогических приемов, учитывающих особенности наглядно-образного мышления этих детей, специфику их речевого развития, индивидуальные особенности каждого ребенка в целях активизации у него познавательного интереса к выполнению предложенных заданий.

     В экспериментальной группе были созданы  специальные педагогические условия  проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР: подготовлены логопеды и воспитатели к проведению целенаправленной работы по формированию наглядно-образного мышления; определена взаимосвязь в планировании и  содержании занятий логопеда и учителя; составлена сетка занятий; организована предметно-развивающая среда (обеспечение  игрушками, предметами обихода, дидактическими играми и наглядным материалом, необходимые "зоны" для разностороннего  чувственного познания детьми окружающего  мира). Наряду с этим были систематизированы  последовательные серии игровых  заданий и упражнений, дидактических  игр в соответствии с выделенными  направлениями, этапами и задачами осуществляемой работы, используемых как на занятиях, так и в процессе организации сюжетно-ролевых игр, продуктивных видов деятельности, свободного времени, прогулок, режимных моментов.

     Экспериментальная работа по формированию наглядно-образного  мышления была включена в систему  коррекционного обучения младших школьников в логопедической группе, осуществлялась поэтапно в соответствии с выделенными  для каждого этапа задачами. Коррекционная  работа проводилась с детьми в  соответствии со следующими основными  направлениями:

     1. Формирование обобщенных представлений  об объектах, явлениях, событиях  окружающего мира, их качествах,  свойствах, назначении, взаимосвязи  с другими. Эта работа предусматривала  переход от целостных образов-восприятий  предметов, явлений, их свойств  и признаков, а также событий  окружающего мира к обобщенным  образам-представлениям о них.

     2. Формирование взаимосвязи между  образом и словом. Основной задачей  данного направления служило  своевременное соединение чувственного  и практического опыта ребенка  со словом, установление взаимосвязи  между образными и словесными  обобщениями.

     3. Формирование структурно-процессуальных  и операционных компонентов мыслительной  деятельности. Основная работа в этом направлении предусматривала освоение последовательности мыслительной деятельности: ориентировочного, исполнительского и контрольного этапов, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) наглядными образами-представлениями об окружающей, использования адекватных способов решения мыслительных задач и включения в этот процесс фиксирующей, сопровождающей и планирующей речи.

     4. Совершенствование образов-представлений  в различных видах детской  деятельности. Основной задачей  данного направления являлось  закрепление воспринятых образов  в изобразительной деятельности, конструировании, аппликации, игровой  и др. видов детской деятельности, овладение навыками замещения,  схематизации, символизации, моделирования.

     В структуре целенаправленно организованной коррекционно-педагогической работы нами было определено четыре этапа. Перечисленные  выше направления коррекционной  работы с детьми были включены в  работу на всех этапах, при этом на каждом этапе обучения решались определенные задачи с учетом возрастных потребностей и возможностей детей.

     На I этапе основное внимание уделялось  работе по систематизации образов-восприятия отдельных объектов, явлений окружающего мира, их признаков, соединению воспринятых образов со словом и формированию умений оперировать образами-восприятия с опорой на образец.

     На II этапе коррекционно-педагогическая работа была в основном направлена на перевод воспринятых образов  в план представлений и их закрепления  с целью дальнейшего произвольного  оперирования ими на основе слова  в мысленном плане.

     Третий  этап работы предусматривал объединение  образов отдельных объектов, явлений  окружающего мира в событийный контекст и формирование целостного восприятия динамики событий на основе анализа  ситуации, установления взаимосвязи  между образом-восприятия события и словом, его обозначающим.

     Спецификой IV этапа являлось привлечение внимания детей к образам-представлениям о событиях окружающего мира, их динамике, причинно-следственных зависимостях и оперированию ими на основе слова  и в мысленном плане.

     Рассмотрим  подробно содержание работы с детьми экспериментальной группы по всем вышеназванным  направлениям четырех этапах коррекционно-педагогического  обучения.

     Формирование  обобщенных представлений об объектах, явлениях, событиях окружающего мира, их качествах, свойствах, назначении, взаимосвязи  с другими.

     В данном направлении решались следующие  задачи:

     - активизировать зрительное и  слуховое внимание и сосредоточение;

     - актуализировать имеющиеся у  детей знания и представления  о предметах, явлениях окружающего  мира, их качествах и свойствах,  предметных и орудийных действиях;

     - формировать у детей умения  наблюдать за предметами окружающего  мира, их свойствами, качествами, действиями, происходящих с ними изменениями  и соотносить предмет с его  изображением;

     - закрепить умения узнавать, воспринимать  и выделять предметы и явления  окружающей действительности, их  свойства и качества;

     - формировать соотношение между  предметами окружающего мира  и их различными изображениями,  воссоздавать целостное изображение  предмета из частей по образцу,  выбирая недостающие элементы  из предложенных;

     - формировать восприятие пространственных  и количественных признаков предметов,  пространственных отношений;

     - формировать восприятие предметных  и орудийных действий, изображенных  на картинке;

     - систематизировать воспринятые  образы предметов окружающего  мира, их свойств, качеств, состояний,  действий.

     Формирование  взаимосвязи между образом и  словом. Основными задачами данного  направления являлись:

     - активизировать слуховое внимание  и сосредоточение, умение вслушиваться  в обращенную устную речь;

     - формировать понимание: названий  знакомых предметов, их свойств,  качеств, действий; обобщающих значений  слов, предлогов и слов с пространственными  значениями в сочетании с соответствующими  падежными формами существительных,  обозначающих пространственные  отношения и признаки; глаголов (предикатов), выражающих предметные и орудийные  действия, форм единственного и  множественного числа глаголов  прошедшего, настоящего времени;  категории числа в речи, слов  и словосочетаний (числит. + сущ.), выражающих количественные отношения; значений относительных и качественных прилагательных, обозначающих признаки предметов; антонимов и синонимов с опорой на изображение (картинку, объект);

     - стимулировать активную речь  детей, использование вербальных  средств общения, развивать диалогическую  форму общения;

     - формировать умение выделять  названия предметов, действий, признаков  из потока речи и умение  соотносить наглядный образ предмета (изображения), его свойства, признаки, действия со словом, их обозначающим;

     - актуализировать имеющийся у  младших школьников активный  словарь и закреплять использование названий знакомых предметов (картинок) и явлений, их свойств, качеств, признаков, а также предметные и орудийные действия в активной речи;

     - формировать навык согласования  числ.+ сущ., прил. + сущ., сущ. + глаг. в роде, числе, падеже при составлении словосочетаний по вопросам с опорой на картинку.

     Формирование  структурно-процессуальных и операционных компонентов.

     В данном направлении работа была направлена на решение следующих задач:

     - формировать понимание поэтапности решения наглядно-образной мыслительной задачи по образцу, на основе наблюдения за действиями другого, словесного отчета воспитателя о последовательности выполненных действий, выполнения ступенчатой инструкции, сопроводительной речи воспитателя;

     - формировать умение понимать  словесную инструкцию и выполнять  действия в соответствии с  ней;

     - формировать умение использовать  способы практических, перцептивных действий и зрительного соотнесения для организации ориентировочно-исследовательской деятельности;

     - формировать умение анализировать  предметы и их изображения,  выделять отдельные свойства  и качества предметов;

     - формировать умение производить  операцию сравнения отдельных  предметов и их изображений  с целью определения парных  предметов и изображений, а  также сходств и различий между  ними;

     - формировать навык группировки, серии предметов и их изображений по указанному(-ым) признаку(-кам) с опорой на образец;

     - формировать навык решения наглядных  задач на выделение логических  закономерностей на основе образца;

     - формировать умения фиксировать  в слове окончание выполнения  задания (действия) и его результат.

     Совершенствование образов-представлений в различных  видах детской деятельности.

     Задачи, которые решались в данном направлении  были следующими:

     - закреплять использование различных  предметов и осуществление с  ними предметных действий в  игровой деятельности: самостоятельно, по образцу, по показу;

     - закреплять воспринятые образы  и формировать навык целостного  изображения предметов в различных  видах продуктивной детской деятельности  на основе образца;

     - формировать умение использовать  замещающие предметы в игровой  деятельности по образцу с  учетом их функциональных качеств;

     - формировать умения моделировать  и преобразовывать воспринятые  образы, выполнять конструктивные  задания по показу, образцу-схеме;

     - формировать навык моделирования  пространственных отношений по  образцу;

     - формировать навыки замещения  реальных предметов, явлений,  свойств и качеств знаками-символами  и употребления знаков-символов  на основе образца;

     - формирование понимания и употребления  символических действий.

     Проводимая  работа предусматривала тесную взаимосвязь  всех специалистов, осуществляющих педагогический процесс в логопедической группе для младших школьников с ОНР.

     По  результатам эмпирического исследования нами были разработаны коррекционные  занятия, конспекты которых представлены в приложение Б.

 

    2.3 Анализ эффективности  комплекса коррекционно-развивающих  мероприятий по  развитию наглядно-образного  мышления у ОНР

     Окружающий  мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные  задачки, для решения которых  недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как  указывает известный детский  психолог А. А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Как пишет детский психолог В. С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Информация о работе Наглядно-образное мышление