Мотивация отношения наемных работников к частной собственности нанимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе раскрыта тема мотивации отношения наемных работников к частной собственности нанимателя. Цели исследования:
Выяснение, какого рода отношение складывается у наемных работников к чужой частной собственности.
Выявление факторов внешней среды, которые влияют на отношение человека к чужой частной собственности.
Выявление личностных факторов, которые влияют на отношение людей к чужой частной собственности.
Проведение эмпирического исследования для выяснения отношения наемных работников к чужой частной собственности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Анализ литературы
1.1 История исследований в отношении собственности
1.2 Философские аспекты частной собственности
1.3 Приватизация в России
1.4 Мотивы отношения к частной собственности с точки зрения экономики
1.5 Последствия приватизации
Глава 2. Практическая часть
2.1. Основы для проведения эмпирического исследования
2.2 Обработка и интерпретация результатов
2.3 Заключение и выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

а) да

б) нет 
 

  1. Как по вашему мнению, справедливо ли мстить начальнику за обиды, портив «в тихушку» его личные вещи?

а) да

б) нет 

  1. Представьте, что вы сняли квартиру, в которой  есть все, от мебели до кухонной утвари. Как вы будете обращаться с этими  вещами?
 

а) как пожелаю, не мое, да и ладно

б) очень аккуратно, ведь это не мое

в) порошу хозяина  квартиры их забрать, и заменю своими личными 

  1. Вспомните, когда вы учились в школе, рисовали ли вы на партах?
 

а) да

б) нет 

  1. Согласны  ли вы с мнением, что все продавцы «воруют», или «калымят»?
 

а) да

б) нет

в) да, в этом нет ничего плохого 

  1. Если вы нашли чей – то мобильный телефон, вы:
 

а) верну хозяину

б) оставлю себе

в) верну за вознаграждение 

  1. Представьте ситуацию: ваш знакомый постоянно  уносит с работы письменные ручки, объясняя это так : « У нас начальство не бедное. Из – за того, что я возьму себе понравившеюся ручку, никто не пострадает». Согласны ли вы с ним?

а) да

б) нет 

  1. Бывали  ли у вас случаи в школьные годы, что вы брали книгу из библиотеки, и не возвращали ее? Если да, то укажите, почему?
 
 
  1. Представьте ситуацию: ваш коллега постоянно  пользуется офисным принтером и  ксероксом в своих личных нуждах, правильно ли это?

а) да, в этом нет ничего плохого

б) нет, это несправедливо

 
  1. Как высчитаете, соблюдают люди в наше время библейскую заповедь «Не укради»?

а) да

б) нет

в) частично

 
  1. Некоторые продавцы в магазинах одежды иногда носят товар, который продают, а  потом возвращают вещи на прилавок, в хорошем состоянии. Ваше мнение на эту проблему?
 

а) ничего страшного  в этом нет, ведь они возвращают товар в достойном состоянии

б) это непорядочно  по отношению к покупателям

в) это непорядочно  по отношению к владельцу товара

 
  1. Как вы относитесь к работе у частного предпринимателя  или бизнесмена?
 

а) хорошо, я уважаю таких людей, они добились всего сами

б) нейтрально, но работать в такой фирме мне  по нраву

в) работать могу, но к владельцу фирмы плохо  отношусь, честный человек таких  состояний не имеет

г) никогда не пойду к ним работать, так как плохо отношусь

 
  1. Представьте ситуацию: Ваша знакомая работает в ресторане поваром, и приходит оттуда всегда с полной сумкой продуктов, аргументируя это так: « Я сэкономила сырье, остатки взяла себе, никто от этого не пострадает». Как вы отреагируете на этот комментарий?
 

а) соглашусь  с ней, что в этом нет ничего криминального

б) подумаю, что  она все- таки украла и пытается оправдать  свою совесть

в) поддержу ее, ведь ей же тоже надо как –то жить, а зарплата маленькая

г) свой вариант 

 
  1. Считаете  ли вы себя порядочным, честным человеком  по отношению к чужой собственности?

а) да

б) нет

в) свой вариант

 

Оставьте пожалуйста краткую информацию о себе:

 

Пол – 

Возраст – 

Род деятельности – 

Образование / Профессия -

 
 

Большое спасибо за участие!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проведя анкетный опрос, мы собрали результаты для  дальнейшей интерпретации.

 
вопроса Количество  выбранных вариантов  ответов

  процентах  (%)

а б в г
1 84,6 7,6 7,8 -
2 15,4 7,7 46,1 30,7
3 56,2 18,7 - 25
4 20 80 - -
5 46,1 53,8 - -
6 92,3 7,7 - -
7 46,1 46,1 7,7 -
8 15,3 84,6 - -
9 - 79,6 23 -
10 38,4 53,8 - -
11 61,5 38,4 - -
12 50 14,2 35,7 -
13 40 53,3 7,7 -
15 78,5 21,4 - -
16 - 30,7 69,2 -
17 - 68,7 31,2 -
18 46,1 38,4 - 23
19 7,7 53,8 23 7,01
20 85,7 7,15 - 7,15

 

 

В данной таблице  находятся «сырые» результаты ответов.

В следующей таблице находятся обработанные данные, а конкретно – процентный показатель мотивов, выявленных при интерпретации сырых ответов.

 
Название  мотива Кол-во %
Мотив безответственности 8,8 %
Мотив недоверия 5,5 %
Мотив несправедливости 8,6 %
Мотив безнаказанности 16,2 %
Мотив уважения к чужой ч.с. 18,6 %
Мотив совести  15,09%
Мотив боязни наказания и ответственности 4,55 %
Мотив лояльности 17,7 %
Мотив мести  5,38%

  

Вот такие данные мы получили при обработке анкет, по преобладающим мотивам респондентов. Для большей наглядности давайте рассмотрим диаграмму.

 

 

Здесь, на этой диаграмме  мы очень хорошо видим, что преобладающими мотивами являются: мотив уважения к чужой ч.с., мотив лояльности, мотив безнаказанности и мотив совести. Получается, что ведущими мотивами являются три положительных и один отрицательный. Но, для проверки гипотезы и подведения итогов нам необходимы более достоверные данные.

Для этого давайте  рассмотрим еще одну диаграмму, по соотношению  положительных и отрицательных мотивов.

  

 

Судя по этой диаграмме, в общей совокупности ответов респондентов, и выявленных мотивов преобладает положительная  мотивация на 12%.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Личностные факторы.

 

Итак, мы рассмотрели показатели по итогам исследования в совокупности, но давайте рассмотрим и личностные факторы. Для анализа мы взяли наиболее, на наш взгляд, интересных респондентов, разной гендерной принадлежности, возрастов и рода деятельности.

 

Респондент №1.  Это женщина, 27 лет, которая работает администратором ресторана. По обработке результатов исследования, можно сделать выводы, что у нее преобладают мотив безответственности, мотив несправедливости, безнаказанности, но в то же время и мотив совести, а так же лояльности. Давайте рассмотрим диаграмму для наглядности, что бы провести анализ.

 

Здесь мы видим, что у респондента преобладают  три отрицательных мотива, и два  положительных. С первого взгляда, в этом нет ничего непонятного, ведь у каждого человека есть и положительные, и отрицательные качества, но если рассмотреть внимательнее, обратить внимание на то, какие это мотивы, то сразу встает вопрос: «Как в одной личности могут преобладать  настолько противоположные мотивы?»

Например, мотив лояльности характеризуется тем, что человек из уважения к начальству компании, так же, уважительно относится и к его собственности. Здесь мы не зря употребили именно слово УВАЖЕНИЕ, так как мотив несправедливости (а у этой респондентки он составляет 12%), характеризуется наоборот, недоверием, и даже неким презрением к нанимателю, так как человек считает, что его наниматель имеет свое благополучное материальное состояние несправедливо и незаконно, немаловажную роль играет фактор зависти.

И вторая пара противоречивых мотивов: мотив совести – мотив  безнаказанности. Мотив совести  полностью основывается именно на внутренних чувствах человека, и еще на воспитании, то, что он «вынес из семьи». А мотив  безнаказанности характеризуется  присвоением чужой частной собственности, которое не контролируется. Например, в компании имеется неограниченный доступ к интернет- сети, так как деятельность некоторых специалистов напрямую непрерывно связана именно с работой в интернете. Но, человек помимо рабочей необходимости, постоянно «сидит» в интернете, для удовлетворения своих личных нужд, решения собственных проблем, и при этом, не боится наказания, так как знает, что за количеством посещенных им сайтов никто не следит.

Что бы разрешить  этот проблемный вопрос «сочетания не сочетаемого», давайте рассмотрим некоторые личностные характеристики респондента:

 
  1. Женщине 27 лет, и вполне возможно, что она  еще не до конца сформировалась как  личность, определив свои жизненные приоритеты, принципы и взгляды.
  2. Ее непосредственная окружающая социальная среда – это работники ресторана, повара, официанты и другой рабочий персонал. Опять же, возвращаясь к общественным стереотипам, существует мнение, что все работники общественного питания, всегда найдут способ, как «заработать» помимо получения официальной заработной платы за выполнение своих прямых рабочих обязанностей. Из этого следует, что наша испытуемая вполне могла приобрести мотив безнаказанности и несправедливости именно под воздействием вращения в данной окружающей социальной среде. Так же, сюда можно привести фактор конформизма, например : «Все берут продукты, а я чем хуже?».
  3. Высокий показатель мотива совести говорит о том, что в семье респондента высокоразвиты принципы морали, а главное принцип неприкосновенности чужой частной собственности, но опять же,  можно объяснить изменение этих принципов фактором экономической социализации, а именно теми нормами и принципами поведения, которое сейчас считается примерным для порядочного человека. В ходе изменений общественного строя, общественных норм и ценностей, меняется и отношение людей к различным проблемам. Например, родители респондента были воспитаны в одно время, и усваивали одни формы и принципы поведения, диктуемые общественным порядком, а сам респондент рос в другое время, поэтому воспринимал и усваивал и родительские взгляды, и взгляды нового поколения, новых общественных порядков. Именно это и объясняет совмещение двух противоположных мотивов в одном человеке, хотя библейские заповеди универсальны для всех поколений.
 

Респондент  №2. Мужчина, 41 год, высшее медицинское образование, род деятельности – врач-эндокринолог.

У этого испытуемого  преобладают только положительные  мотивы – уважение к чужой частной  собственности, мотив совести, мотив  лояльности.

Это можно объяснить профессиональной принадлежностью человека, так как профессия врача вырабатывает определенные личностные качества, например, такие как ответственность, сила воли, коммуникабельность и т.д. так же, давайте обратим внимание на возраст этого человека. Ему 41 год, а это значит, что он проходил этап экономической социализации в «доперестроечные времена», когда принципы морали и поведения в отношении к чужой частной собственности были более строгие, нежели сейчас,  а так же, были более строгие нормы административной и гражданской ответственности. На наш взгляд, именно совокупность этих социально – психологических факторов влияет на высокий показатель респондента положительной мотивации по отношению к чужой частной собственности. 

 

 
 

Респондент  №3. Женщина, 42 года , находится на государственной службе, работает налоговым инспектором.

Так же, как и  у респондента №2, преобладают  только положительные мотивы, а именно – мотив лояльности, мотив совести, мотив уважения к чужой частной собственности.

На наш взгляд, опять же, это объясняется профессиональной принадлежностью испытуемого, но помимо личностных качеств, здесь очень  большую роль играет усвоение человеком  определенных социальных норм и правил поведения той микросреды, в которой он находится. Ведь респондент работает в государственном учреждении, и именно – в налоговой инспекции, следственно, ведет порядочный образ жизни  по отношению к чужой частной собственности не только по причине личностных качеств, а так же исходя из знания законов и ответственности за их нарушение. У этого респондента саамы высокие показатели – мотив совести –25%, мотив лояльности – 30%, мотив уважения к чужой частной собственности – 35%.  

Обобщение результатов:

Итак, мы наглядно рассмотрели результаты трех испытуемых, принадлежащих к различным социальным слоям, и попытались интерпретировать эти результаты. Можно сделать следующий вывод, что мотивация отношения наемного работника к частной собственности нанимателя (независимо, частный предприниматель это, или государственная организация), зависит от общественных норм и порядков внешней макросреды (общество в целом), в которой формируется личность, мезосреды( в данном контексте это профессиональная принадлежность) и микросреды (непосредственно семья и родные, а так же друзья).  Причем большую роль, на наш взгляд в этой совокупности играет именно профессиональная принадлежность человека, в чем мы убедились рассматривая конкретные показатели каждого испытуемого.  

Информация о работе Мотивация отношения наемных работников к частной собственности нанимателя