Методы психологической коррекции детей, испытывающих депривацию личностного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:26, реферат

Краткое описание

Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Оглавление

1) Особенности развития детей в условиях депривации……………………3
2)Методы психологической коррекции детей школьного возраста……......5
2.1)Транзактный анализ Эрика Берна………………………………………...9
2.2)Игротерапия………………………………………………………………..15
2.3)Арттерапия…………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

психокоррекция детей.docx

— 39.88 Кб (Скачать)

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих  направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия  может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют  два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных  для метода арттерапии.

Первый  механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй  механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".

Цели  арттерапии.

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арттерапии в групповой  работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать  конфликты и налаживать отношения  между участниками группы. Искусство  приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается  ли эта радость в глубинах подсознания  или является результатом осознания  возможности развлечься.

Существует  две формы арттерапии: пассивная  и активная.

При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют  различные варианты использования  метода арттерапии:

 использование  уже существующих произведений  искусства через их анализ  и интерпретацию клиентами;

 побуждение  клиентов к самостоятельному  творчеству;

 использование  имеющегося произведения искусства  и самостоятельное творчество  клиентов;

 творчество  самого психолога (лепка, рисование  и др.), направленное на установление  взаимодействия с клиентом.

 


Информация о работе Методы психологической коррекции детей, испытывающих депривацию личностного развития