Методы психологической коррекции детей, испытывающих депривацию личностного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:26, реферат

Краткое описание

Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Оглавление

1) Особенности развития детей в условиях депривации……………………3
2)Методы психологической коррекции детей школьного возраста……......5
2.1)Транзактный анализ Эрика Берна………………………………………...9
2.2)Игротерапия………………………………………………………………..15
2.3)Арттерапия…………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

психокоррекция детей.docx

— 39.88 Кб (Скачать)

Если "Родитель" - это преподанная концепция жизни, "Ребенок" - концепция жизни  через чувства, то "Взрослый" - это концепция жизни через  мышление, основанная на сборе  и  обработке  информации.  "Взрослый"  у  Берна  играет  роль  арбитра  между "Родителем" и "Ребенком". Он анализирует информацию, записанную в "Родителе" и "Ребенке", и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: "Будь всегда взрослым!".

Для Э. Берна  характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

"Игра" - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость - это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

"Поглаживания  и удары" - взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств.

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и  ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые  с возрастом становятся более  дифференцированными и изощренными. Поглаживания и удары находятся  в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

"Трансакции" - все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка". Различают дополнительные, перекрестные нескрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие "эго-состояние". Скрытые трансакции включают более двух "эго-состояний", сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

"Вымогательство" - способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство - это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, например, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

"Запреты  и ранние решения" - одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из "эго-состояния" "Ребенок" в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется "ранние решения", т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, "Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо". - "А я буду высовываться".

"Жизненный  сценарий" - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:

родительские  послания (социальные нормы, запреты, правила  поведения). Дети получают от родителей  вербальные сценарные сообщения  как общего жизненного плана, так  и касающиеся различных сторон жизни  человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д.

"Психологическая  позиция или основная жизненная  установка" -совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:

1. "Я благополучен - ты благополучен" (Я ОК – Ты ОК) - это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе.

2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен" (Я неОК – Ты неОК). Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

3. "Я неблагополучен - ты благополучен" (Я неОК – Ты ОК). Человек с негативным образом собственного "Я" отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает себя полностью зависимым от окружающих, которые представляются ему огромными, все сильными, благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от жизни других, благополучных людей.

4. "Я благополучен - ты неблагополучен" (Я ОК – Ты неОК). Эта установка надменного превосходства. Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:

1. Структурный  анализ - анализ структуры личности.

2. Анализ  трансакций - вербальных и невербальных  взаимодействий между людьми.

3. Анализ  психологических игр, скрытых  трансакций, приводящих к желаемому  исходу - выигрышу.

4. Анализ  сценария (скрипт-анализ) индивидуального  жизненного сценария, которому человек  невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит  структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники  ролевых игр.

Цели  коррекции.

Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни.

Сущность  коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Целью также  является достижение клиентом независимости  и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные  от игр взаимодействия, допускающие  откровенность и близость.

Конечная  цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога.

Основная  задача психолога - обеспечить необходимый  инсайт. А отсюда требование к его  позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и  эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что  этим он стремится защититься от собственной  неуверенности от проблем.

Требования  и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент  решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.

Техники.

1. Техника семейного моделирования включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа "эго-состояния". Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария.

2. Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

 

 

 

 

                           Игротерапия.

 

Игровая терапия - метод психотерапевтического  воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых  этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние  на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Общие показания  к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной  при работе с детьми разной диагностической  категории, кроме полного аутизма  и неконтактной шизофрении.

Основные  функции психолога, ведущего игровые  занятия:

1. Создание  атмосферы принятия ребенка.

2. Эмоциональное  сопереживание ребенку.

3. Отражение  и вербализация его чувств  и переживаний в максимально  точной и понятной ребенку  форме.

4. Обеспечение  в процессе игровых занятий  условии, актуализирующих переживания  ребенком чувства достижения  собственного достоинства и самоуважения.

Принципы  осуществления игротерапии:

1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),

2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что  психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки  и выражает искреннюю веру в возможности  ребенка принять на себя ответственность  за решение проблемы. Диалогическое  общение ребенка со взрослым через  принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

Игровой специалист - это уникальный взрослый в жизни ребенка. Обращаясь к  личности ребенка, он не вмешивается, не учит, а вместо этого реагирует  таким образом, чтобы освободить естественное стремление ребенка к  управлению собственной деятельностью.

 

 

 

 Арттерапия.

Термин  "арттерапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Основная  цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия  здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки  зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности  арттерапии связаны с предоставлением  клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения  и самореализации в продуктах  творчества, утверждением и познанием  своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное  отношение к миру, облегчают процесс  коммуникации и установления отношений  со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам  творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень  его самопринятия и самоценности.

Информация о работе Методы психологической коррекции детей, испытывающих депривацию личностного развития