Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
Описать методы и приемы коррек

Оглавление

Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

V этап. Подведение итогов. Рефлексия.

«А теперь скажите, пожалуйста, что же произошло с образом пугающего страха? Кто вам помогал справиться со страхом? Какие сейчас вы испытываете чувства? Какое у вас настроение? Вы теперь знаете, что можно сделать, если у вас появится страх. Вы можете рассказать об этом своим друзьям, у которых бывают страхи. Спасибо вам за мужество, смелость и творчество».

 

 

 

 

 

Заключение

Эмоциональное развитие ребенка - это богатство  его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина  и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических  и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных  обстоятельствах жизни ребенка  такие страхи исчезают: дети из них  «вырастают». Но бывают случаи, когда  страхи накапливаются, нарастая как  снежный ком, мешают личностному  развитию ребенка и создают для  него адаптационные, невротические  и другие проблемы. Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и школе и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных младших школьников различных страхов.

В ходе написания  курсовой работы первым этапом работы было изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной  стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности  и повышенной тревожности. Рассмотрены  различные методы и приемы коррекции  страхов. Коррекция страхов осуществляется посредством игры, рисования, сказкотерапии. Подобран диагностический инструментарий:  тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) и методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. Разработан комплекс коррекционных занятий по преодолению страхов у младших школьников.

Подводя итоги, можно сказать, какие бы методы и приемы борьбы с детским страхом не были выбраны, важно, чтобы жалобы ребенка не оставались без внимания. Только таким образом удастся воспитать незакомплексованного, уверенного в себе человека.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Большой  толковый психологический словарь  / Перевод с англ. Ребер Артур.  – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

2. Варга А.Я.  Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.

3. Вард И.  Фобия. – М.: Проспект, 2002.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973.

5. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.

6. Выготский  Л.С. Детская психология // Собр. Соч.  – М., 1982.

7. Диагностика  и коррекция психического развития  дошкольника / Под  ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997.

8. Жигарькова  О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.

9. Захаров  А.И. Дневные и ночные страхи  у детей. – СПб.: Речь, 2005.

10. Захаров  А.И. Как преодолеть страхи  у детей. – М.: Педагогика, 1986. –  112с., ил. – (Педагогика - родителям).

11. Зинкевич-Евстигнеева  Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. - СПб.:  Питер, 1996.

12. Капранова  С. Путешествие с волшебной кисточкой. - Ростов на/Д, 1997.

13. Костина Л.М. Методы  диагностики тревожности. – СПб,  изд. Речь,2006.

14. Краткий  психологический словарь / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

15. Ле Шан  Э. Когда ваш ребёнок сводит  вас с ума/ Пер. с англ. .- М.: Педагогика, 1990.- 272с.

16. Лебедева  Л. Силуэт человека // Школьный  психолог.- 2002.-№47.

17. Леви В.Л.  Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.

18. Лосева  В.К. Рисуем семью: диагностика  семейных отношений.- М.: АПО,  1995.

19. Овчарова  Р.В.  Практическая психология - М.: Т.Ц.  «Сфера»,  1996. - 337 с.

20. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе -  М.: ТЦ «Сфера», 1996

21. Осипова  А.А. Общая психокоррекция. Учебное  пособие. М.: Сфера, 2002г. 510с.

22. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.

23. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.

24. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. – 296 с.

25. Хрестоматия по детской психологии / Сост. Г.В. Бурменская.- М.:  Институт практической психологии, 1996.

26. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.

27. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1. Данные исследования М.Кузьминой для каждой половозрелой группы  «Детские страхи».

 

Название страха

Мальчики

Девочки

Возраст (лет)

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Остаться дома в одиночестве

     

+

+

               

+

+

 

+

+

   

Нападения

   

+

+

+

               

+

+

+

+

+

+

 

Заболеть и заразиться

           

+

 

+

+

   

+

 

+

       

+

Умереть

     

+

+

               

+

+

         

Смерть родителей

       

+

+

+

             

+

+

+

   

+

Чужих людей

+

   

+

           

+

+

 

+

           

Потеряться

+

+

                 

+

               

Мамы и папы

   

+

                 

+

+

           

Наказания

     

+

 

+

+

+

 

+

+

     

+

+

 

+

 

+

Бабы Яги, Кощея, Бармалея

+

+

+

               

+

               

Опоздать в школу

       

+

+

+

             

+

+

+

     

Перед тем как заснуть

+

 

+

         

+

   

+

+

             

Страшных снов

 

+

 

+

   

+

 

+

+

+

+

+

 

+

       

+

Темноты

+

+

 

+

             

+

   

+

 

+

     

Животных: волка, змею, паука

 

+

 

+

       

+

     

+

 

+

+

+

+

+

+

Транспорта: самолетов, машин

   

+

       

+

       

+

       

+

   

Бури, наводнений, землетрясений

+

     

+

+

             

+

+

 

+

+

   

Высоты

   

+

 

+

+

 

+

         

+

+

   

+

+

+

Глубины

         

+

+

     

+

   

+

+

   

+

+

+

Тесных маленьких помещений

       

+

     

+

+

   

+

             

Воды

 

+

                 

+

+

 

+

 

+

 

+

 

Пожара

 

+

   

+

 

+

+

   

+

   

+

 

+

 

+

+

 

Огня

+

                   

+

   

+

     

+

 

Войны

   

+

 

+

   

+

+

       

+

 

+

 

+

+

 

Больших помещений, улиц

           

+

 

+

 

+

 

+

   

+

 

+

   

Врачей

+

   

+

     

+

 

+

+

   

+

+

 

+

 

+

 

Уколов

+

 

+

 

+

       

+

     

+

+

+

   

+

 

Боли

       

+

   

+

 

+

   

+

+

+

 

+

 

+

+

Резких, громких звуков

       

+

+

   

+

         

+

+

       




Приложение №2.  Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

(по Т.Д. Зенкевич-Евстегнеевой).

 

Этап

Назначение

Содержание

«Вход» в сказку

Создать настрой на совместную работу.

Коллективное действие: например, взявшись за руки и встав в круг, дети смотрят  на горящую свечу, читают стихотворение.

Повторение

Вспомнить полученные на прошлом занятии  знания, приобретенный опыт.

Ведущий задает детям наводящие вопросы  о пройденном, интересуется, использовали  ли они новый опыт в повседневной жизни, как им помогли новые знания и навыки.

Расширение

Расширить представления о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает новую сказку. Предлагает детям научиться тому, что умеют персонажи сказки, помочь какому-либо существу из этой сказки и пр.

Закрепление

Приобрести новый опыт, выявить  новые качества в личности ребенка.

Игры, позволяющие детям пробрести  новый опыт, символические путешествия, превращения и пр.

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Ведущий обсуждает вместе с детьми, в каких ситуациях они могут  использовать приобретенный опыт.

Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать  его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итог занятия: четко  проговаривает последовательность действий на занятии, благодарит детей  за их успехи, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает  жизненные ситуации, в которых  могут использовать новый опыт.

«Выход» из сказки

Подготовить к взаимодействию в привычной  социальной среде

Дети и ведущий, взявшись за руки, встают в круг. Ведущий говорит: «мы  берем с собой все важное, что  было с нами, все, чему мы научились». Дети протягивают руки, как будто  что-то берут из круга, и прикладывают их к груди.


 

 

Приложение  №3.

 

Среднее количество страхов (возрастная норма) по А.И. Захарову.

Возраст (лет)

Мальчики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7 (дошкольники)

9

12

7 (школьники)

6

9

8

6

9

9

7

10

10

7

10

11

8

11

12

7

8

13

8

9

14

6

9

15

6

7




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников