Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
Описать методы и приемы коррек
Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….
V этап. Подведение итогов. Рефлексия.
«А теперь скажите, пожалуйста, что же произошло с образом пугающего страха? Кто вам помогал справиться со страхом? Какие сейчас вы испытываете чувства? Какое у вас настроение? Вы теперь знаете, что можно сделать, если у вас появится страх. Вы можете рассказать об этом своим друзьям, у которых бывают страхи. Спасибо вам за мужество, смелость и творчество».
Заключение
Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и школе и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных младших школьников различных страхов.
В ходе написания
курсовой работы первым этапом работы
было изучение и анализ психолого-педагогической
литературы. Страх играет немаловажную
роль в жизни ребёнка, с одной
стороны, он может уберечь от необдуманных
и рискованных поступков. С другой
– положительные и устойчивые
страхи препятствуют развитию личности
ребёнка, сковывают творческую энергию,
способствуют формированию неуверенности
и повышенной тревожности. Рассмотрены
различные методы и приемы коррекции
страхов. Коррекция страхов
Подводя итоги, можно сказать, какие бы методы и приемы борьбы с детским страхом не были выбраны, важно, чтобы жалобы ребенка не оставались без внимания. Только таким образом удастся воспитать незакомплексованного, уверенного в себе человека.
Список литературы
1. Большой
толковый психологический
2. Варга А.Я.
Системная семейная
3. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973.
5. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.
6. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.
7. Диагностика
и коррекция психического
8. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.
9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005.
10. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112с., ил. – (Педагогика - родителям).
11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. - СПб.: Питер, 1996.
12. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. - Ростов на/Д, 1997.
13. Костина Л.М. Методы
диагностики тревожности. –
14. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
15. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума/ Пер. с англ. .- М.: Педагогика, 1990.- 272с.
16. Лебедева Л. Силуэт человека // Школьный психолог.- 2002.-№47.
17. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.
18. Лосева
В.К. Рисуем семью:
19. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. - 337 с.
20. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе - М.: ТЦ «Сфера», 1996
21. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002г. 510с.
22. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.
23. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.
24. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. – 296 с.
25. Хрестоматия по детской психологии / Сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.
26. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.
27. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.
Приложение №1. Данные исследования М.Кузьминой для каждой половозрелой группы «Детские страхи».
Название страха |
Мальчики |
Девочки | ||||||||||||||||||
Возраст (лет) | ||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
Остаться дома в одиночестве |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
Нападения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Заболеть и заразиться |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||||
Умереть |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Смерть родителей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Чужих людей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
Потеряться |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
Мамы и папы |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
Наказания |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
Бабы Яги, Кощея, Бармалея |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Опоздать в школу |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
Перед тем как заснуть |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
Страшных снов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
Темноты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
Животных: волка, змею, паука |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
Транспорта: самолетов, машин |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Бури, наводнений, землетрясений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
Высоты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
Глубины |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||
Тесных маленьких помещений |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Воды |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
Пожара |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Огня |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Войны |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
Больших помещений, улиц |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
Врачей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Уколов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
Боли |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
Резких, громких звуков |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приложение №2. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
(по Т.Д. Зенкевич-Евстегнеевой).
Этап |
Назначение |
Содержание |
«Вход» в сказку |
Создать настрой на совместную работу. |
Коллективное действие: например, взявшись за руки и встав в круг, дети смотрят на горящую свечу, читают стихотворение. |
Повторение |
Вспомнить полученные на прошлом занятии знания, приобретенный опыт. |
Ведущий задает детям наводящие вопросы о пройденном, интересуется, использовали ли они новый опыт в повседневной жизни, как им помогли новые знания и навыки. |
Расширение |
Расширить представления о чем-либо. |
Ведущий рассказывает или показывает новую сказку. Предлагает детям научиться тому, что умеют персонажи сказки, помочь какому-либо существу из этой сказки и пр. |
Закрепление |
Приобрести новый опыт, выявить новые качества в личности ребенка. |
Игры, позволяющие детям пробрести новый опыт, символические путешествия, превращения и пр. |
Интеграция |
Связать новый опыт с реальной жизнью |
Ведущий обсуждает вместе с детьми, в каких ситуациях они могут использовать приобретенный опыт. |
Резюмирование |
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. |
Ведущий подводит итог занятия: четко
проговаривает |
«Выход» из сказки |
Подготовить к взаимодействию в привычной социальной среде |
Дети и ведущий, взявшись за руки, встают в круг. Ведущий говорит: «мы берем с собой все важное, что было с нами, все, чему мы научились». Дети протягивают руки, как будто что-то берут из круга, и прикладывают их к груди. |
Приложение №3.
Среднее количество страхов (возрастная норма) по А.И. Захарову.
Возраст (лет) |
Мальчики |
Девочки |
3 |
9 |
7 |
4 |
7 |
9 |
5 |
8 |
11 |
6 |
9 |
11 |
7 (дошкольники) |
9 |
12 |
7 (школьники) |
6 |
9 |
8 |
6 |
9 |
9 |
7 |
10 |
10 |
7 |
10 |
11 |
8 |
11 |
12 |
7 |
8 |
13 |
8 |
9 |
14 |
6 |
9 |
15 |
6 |
7 |
Информация о работе Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников