Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
Описать методы и приемы коррек
Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия»
Институт
психолого–педагогического
Кафедра возрастной педагогики и психологии
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа
Нижний Тагил
2012
Содержание
Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение
страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….46
ВВЕДЕНИЕ
Нелегко
найти человека, который бы никогда
не испытывал чувство страха.
Беспокойство, тревога, страх –
такие же неотъемлемые
Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных, зарубежных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские
страхи в той или иной степени
обусловлены возрастными
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.
Страхи,
эмоциональные нарушения
Изучив
и проанализировав психолого-
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью коррекционной работы над страхами у детей младшего школьного возраста и отдельными недостатками в методическом обеспечении данного процесса.
Обнаруженное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных методов и приемов коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: страхи младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы коррекции страхов у младших школьников.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста будет эффективнее если:
- применять
рисование, сказкотерапию,
- организовать взаимодействие с родителями.
Задачи:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические:
анализ психолого-
Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста может быть рекомендован педагогам-психологам, учителям начальной школы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения.
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе
Страх —
психическое состояние, возникающее
на основе инстинкта самосохранения
как реакция на действительную или
воображаемую опасность. Страх имеет
много причин как субъективного
(мотивация, эмоционально-волевая
Психологи XX века видели причину возникновения страхов и тревоги в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека [3,с.5].
А.И.Захаров
отмечает, что страх может развиваться
у человека в любом возрасте: у
детей от 1 года до 3 лет нередки
ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее
часто проявляется страх
Объективный
подход к рассмотрению эмоции страха
требует указать на то, что, несмотря
на свою отрицательную окраску, страх
выполняет разнообразные
В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчука говорится, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [27,с.342].
Артур Ребер трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [1,с.71].
Согласно
З.Фрейду «страх – это состояние
аффекта – объединение
Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [19,c.165].
Известный физиолог И.П.Павлов считал страх как проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделения желудочного сока.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т.д.).
Гораздо
более распространены так называемые
внушённые детские страхи. Их источник
– взрослые, окружающие ребёнка (родители,
бабушки, воспитатели детских
Всё это даёт основание говорить об условно рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [14,c.102].
В самом общем виде страх условно классифицируют на ситуационный и личностно обусловленный. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке (например, при стихийном бедствии, нападении, внезапном появлении собаки и т.д.). Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуационно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются между собой в зависимости от опыта межличностных отношений.
Информация о работе Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников