Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
Описать методы и приемы коррек

Оглавление

Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия»

Институт  психолого–педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

 

 

 

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

                                                                          Исполнитель:

                                                                          Бунькова Ольга Владимировна

                                                                          студентка 441 группы

                                                                          заочного отделения ИППО

 

                                                                           Научный руководитель:

                                                                          

 

 

 

Нижний Тагил 

2012

 

Содержание

 

Введение  ……………………………………….………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6

1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6 

1.2. Особенности  страхов у младших школьников  ……………………..13

1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19

Глава II  Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26

        2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26

2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33

Заключение  ………………………………..………………………………..42

Список  литературы …………………………..…………………………….44

Приложение  ……..………………………………………………………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Нелегко  найти человека, который бы никогда  не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх –  такие же неотъемлемые эмоциональные  проявления нашей психической  жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при  чрезмерной податливости к страхам,  зависимости от них меняется  поведение человека [10,с.3].

Устойчивые  страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению  нежелательных черт характера. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных, зарубежных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени  обусловлены возрастными особенностями  и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются  длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём страх и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной  восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным  воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто  на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические  страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких  страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее  время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются  коррекции и без последствий  проходят у детей до десяти лет. Поэтому  чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту,  принять  меры по преодолению страхов у  ребёнка.

Изучив  и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме коррекции детских страхов у  детей младшего школьного возраста, я пришла к выводу, что требования, предъявляемые к учащимся в школе  зачастую приводят к тому, что педагоги уделяют большое внимание таким  психическим процессам как внимание, мышление, память, воображение, при  этом в меньшей степени рассматривают  эмоциональную сферу ребенка  как ведущую сферу психики, которая  оказывает огромное влияние на развитие всех психических процессов детей  младшего школьного возраста.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью коррекционной работы над страхами у детей младшего школьного возраста и отдельными недостатками в методическом обеспечении данного процесса.

Обнаруженное  противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных методов и приемов коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: страхи младших школьников.

Предмет исследования: методы и приемы коррекции страхов у младших школьников.

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам  коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция детских страхов у детей дошкольного возраста будет эффективнее если:

- применять  рисование, сказкотерапию, игру  как методы коррекции  детских  страхов;

- организовать  взаимодействие с родителями.

Задачи:

  1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
  2. Описать методы и приемы коррекции страхов у младших школьников.
  3. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение особенностей страхов у младших школьников.
  4. Разработать комплекс коррекционных занятий по преодолению страхов у младших школьников.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические:  анализ психолого-педагогической  литературы, обобщение, классификация,  проектирование.

Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста может быть рекомендован педагогам-психологам, учителям начальной школы.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения.

 

Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников

1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе

Страх —  психическое состояние, возникающее  на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или  воображаемую опасность. Страх имеет  много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность  задач, помехи и т. д.). Страх проявляется  как у отдельных лиц, так и  у групп, больших масс. Степень, формы  его проявления разнообразны, но это  — область, прежде всего индивидуальной психологии. Существуют различные формы  страха: испуг, боязнь, аффективный  страх — самый сильный. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние  формы выражения (ужас, эмоциональный  шок, потрясение), затяжное, труднопреодолимое  течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное  воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и  приспособление к внешнему миру [23,с.8].

Психологи XX века видели причину возникновения страхов и тревоги в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека [3,с.5].

А.И.Захаров  отмечает, что страх может развиваться  у человека в любом возрасте: у  детей от 1 года до 3 лет нередки  ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных  звуков, страх одиночества, страх  боли (и связанный с этим страх  медицинских работников). В 3-5 лет  для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 —7 лет ведущим становится страх смерти. Ведущий страх в возрасте от 7 до 11 лет – это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников или семья [10,с.63].

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх  выполняет разнообразные функции  в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал  людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал  научный и творческий потенциал  людей на борьбу со стихией. Страх  играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх  также выступает своеобразным средством  познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к  явлениям жизни.

В современном  словаре по психологии под редакцией  В.В. Юрчука говорится, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [27,с.342].

Артур Ребер  трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [1,с.71].

Согласно  З.Фрейду «страх – это состояние  аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так  же вероятно, и отражение определённого значимого события» [24,с.218].

Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [19,c.165].

Известный физиолог И.П.Павлов считал страх как проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделения желудочного сока.

В самом  общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, её осознание формируется  в процессе жизненного опыта и  межличностных отношений, когда  некоторые безразличные для ребёнка  раздражители постепенно приобретают  характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта  (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т.д.).

Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне  настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально  воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на сходные ситуации [10,c.4].

Всё это  даёт основание говорить об условно рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [14,c.102].

В самом  общем виде страх условно классифицируют на ситуационный и личностно обусловленный. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке (например, при стихийном бедствии, нападении, внезапном появлении собаки и т.д.). Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуационно и личностно обусловленные  страхи часто смешиваются между собой в зависимости от опыта межличностных отношений.

Информация о работе Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников