Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
Описать методы и приемы коррек

Оглавление

Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

Во время  работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть. Примером этому служит сказка Т. Вершининой «Волшебница Темнота» [11,с.17].

Эда Ле Шан  отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: «Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть: [15,с.128].

Глава II. Проектирование деятельности педагога-психолога

по  коррекции страхов у детей  младшего школьного возраста

2.1. Диагностика, направленная на  изучение страхов у младших  школьников

Тест  тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Тестирование  проводится после окончания первой четверти, когда у большинства  детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Лучше это делать психологу.

Экспериментальный материал — 14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет некоторую  типичную для жизни младшего школьника  ситуацию.

Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом).

Рис. 2. Ребенок  и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет  коляску с младенцем).

Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего  на него сверстника).

Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки).

Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет со старшими детьми).

Рис. 6. Укладывание  спать в одиночестве (ребенок  идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).

Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).

Рис. 9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит  в одиночестве).

Рис. 10. Агрессивное  нападение (сверстник отбирает у  ребенка игрушку).

Рис. 11. Собирание  игрушек (мать и ребенок убирают  игрушки).

Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).

Рис. 13. Ребенок  с родителями (ребенок стоит между  матерью и отцом).

Рис. 14. Еда  в одиночестве (ребенок один сидит  за столом, держа в руке стакан).

Каждый  рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке  изображен мальчик). Лицо ребенка  на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен  двумя дополнительными рисунками  детской головы, по размерам точно  соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном  порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив  ребенку рисунок, учитель дает инструкцию следующего содержания:

1.  Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2.  Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3.  Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4.  Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) одевается».

5.  Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6.  Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7.  Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8.  Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9.  Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

10.  Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11.  Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12.  Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13.  Ребенок с родителями.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14.  Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание  персеверативных выборов у ребенка  в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные  высказывания ребенка можно зафиксировать  в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Анализ  данных

Предлагаемые  рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной  окраске.

Так, рис. 1 (Игра с младшими детьми), 5 (Игра со старшими детьми) и 13 (Ребенок с родителями) имеют положительную эмоциональную  окраску; рис. 3 (Объект агрессии), 8 (Выговор), 10 (Агрессивное нападение) и 12 (Изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску; рис. 2 (Ребенок и мать с младенцем), 4  (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование), 11 (Собирание игрушек) и 14 (Еда в одиночестве) имеют двойной смысл.

Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку»: то, какой эмоциональный  смысл придает им ребенок, указывает  на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному  и качественному анализу.

Количественный  анализ.  На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ =(Число эмоционально негативных выборов/14 ) * 100%

В зависимости  от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий  уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б)  средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в)  низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный  анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 14 (Еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (Ребенок и мать с младенцем), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование) и 11 (Собирание игрушек), с большей вероятностью будут обладать высоким  или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок — ребенок (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок — взрослый (Ребенок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребенок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда в одиночестве) [20,с.30].

 

Методика «Страхи в  домиках» М.А. Панфиловой.

Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

Совокупные  ответы ребенка объединяются в несколько  групп по видам страхов, которые  были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома —  красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает  возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в  красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда  остаешься один;

2) нападения  бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то  людей;

7) потерять  маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы  Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать  в детский сад, школу;

11) перед  тем как заснуть;

12) страшных  снов;

13) темноты;

14) волка,  медведя, собак, пауков, змей (страх  животных);

15) машин,  поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения  (страх стихии);

17) когда  очень высоко (страх высоты);

18) когда  очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться  в маленькой, тесной комнате,  помещении, в туалете (страх  замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших  площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных,  резких звуков (когда внезапно  что-то упадет, стукнет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Комплекс занятий по коррекции  страхов у младших школьников

Детские страхи — весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень  разнообразны. Некоторым детям свойственны  ночные кошмары, когда ребенок просыпается  с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с  ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются  выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой  или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу.

Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени  развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности, Чаще всего страхи порождаются  болью, инстинктом самосохранения. Большинство  из них обусловлено возрастными  особенностями развития и носит  временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.

Однако  наряду с такими страхами существуют другие — устойчивые невротические  страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими  психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или  сохраняются длительное время, искажая  личность ребенка, отрицательно влияя  на развитие его эмоционально-волевой  сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в  профессиональной помощи психолога.

Информация о работе Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников