Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
Описать методы и приемы коррек
Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….
Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка.
Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога». По мнению Захарова в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофеоз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.
Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга, ответственности. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь и благополучие как свое, так и близких людей [10,с.5].
Психиатры четко различали тревогу и страх еще в XIX веке. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога - это болезненное состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра.
Тревога, умело преодолеваемая человеком, не принимающая форму болезни, необходима. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон Гебзаттель писал: «Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога... Возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию, взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека...» [25,с.89].
Психолог Игорь Вачков, считает, что в применении понятий возникает постоянная путаница. Пожалуй, не всякий психолог сможет внятно объяснить, чем отличаются между собой страх, тревога и тревожность. А между тем содержание этих понятий, по-видимому, далеко не одно и то же [8,с.7].
По мнению А.И.Захарова иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как: стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при общении. При остро возникающем чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма [10,c. 8-9].
По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства [26,c.29].
Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности.
Психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. [2,с.22]
Так, представители
различных теоретических
Американский
психиатр Гарри Стэк Салливан считал,
что в психике любого человека
можно разобраться, лишь распутав клубок
взаимоотношений, в которых он находится
с другими людьми и в которых
отчетливо проявляется его
Таким образом, страх есть совершенно естественное и весьма неприятное чувство, оно неразрывно связано со слабостью детских сил: физических и нравственных и неведением детей относительно свойств окружающих их предметов и явлений. Поэтому страх есть неизбежный составной элемент детской души и детской психологии.
1.2. Особенности страхов у младших школьников
Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Только постепенно у детей складывается объективизированный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувство стыда, вины, гордости и самолюбия.
Эгоцентрические,
основанные на инстинкте самосохранения
страхи дополняются социально
В современной
советской системе воспитания младший
школьный возраст охватывает период
жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати
лет. Наиболее характерная черта периода
с семи до десяти лет состоит в том, что
в этом возрасте дошкольник становится
школьником. Это переходный период, когда
ребенок соединяет в себе черты дошкольного
детства с особенностями школьника. Эти
качества уживаются в его поведении и
сознании в виде сложных и порой противоречивых
сочетаний. Как и любое переходное состояние,
данный возраст богат скрытыми возможностями
развития, которые важно своевременно
улавливать и поддерживать. Психологическая
перестройка, связанная с поступлением
ребенка в школу. Каждый период психического
развития ребенка характеризуется основным,
ведущим видом деятельности. Так, для дошкольного
детства ведущей является игровая деятельность.
Хотя дети этого возраста, например в детских
садах, уже учатся и даже трудятся посильно,
все же подлинной стихией, определяющей
весь их облик, служит ролевая игра во
всем ее разнообразии. В игре появляется
стремление к общественной оценке, развивается
воображение и умение использовать символику.
Все это служит основными моментами, характеризующими
готовность ребенка к школе.
Как только семилетний ребенок вошел в
класс, он уже школьник. С этого времени
игра постепенно теряет главенствующую
роль в его жизни, хотя и продолжает занимать
в ней важное место ведущей деятельностью
младшего школьника становится учение,
существенно изменяющее мотивы его поведения,
открывающее новые источники развития
его познавательных и нравственных сил.
Для первого этапа школьной жизни характерно
то, что ребенок подчиняется новым требованиям
учителя, регулирующим его поведение в
классе и дома, а также начинает интересоваться
содержанием самих учебных предметов.
Безболезненное прохождение ребенком
этого этапа свидетельствует о хорошей
готовности к школьным занятиям. Но далеко
не все дети семилетнего возраста обладают
ею. Многие из них первоначально испытывают
те или иные трудности и не сразу включаются
в школьную жизнь [4,с.66].
Среднее число страхов выше у девочек, чем у мальчиков. Наибольшая чувствительность к страхам, как у мальчиков, так и у девочек проявляется в 6 и отчасти в 7 лет (у детей, не посещающих школу). Меньше всего страхов в 8 и 15 лет. При разделении детей и подростков по оценке педагогов на нервных и «нормальных», т.е. без видимых признаков нервности и нарушений со стороны поведения, число страхов зависит от пола и возраста. У девочек – дошкольниц страхов больше в группе нервных детей, в школьном же возрасте различия между этими двумя группами отсутствуют полностью. У мальчиков в дошкольном и школьном возрасте страхов несколько меньше в группе нервных детей. Следовательно, нервность у девочек – дошкольниц повышает, а у мальчиков любого возраста понижает чувствительность к страху.
В разных
цивилизациях дети в своем развитии
испытывают ряд общих страхов: в
дошкольном возрасте — страх отделения
от матери, страх перед животными,
темнотой, в 6-8 лет — страх смерти.
Это служит доказательством общих
закономерностей развития, когда
созревающие психические
В таблице «Детские страхи» приведены данные исследований М. Кузьминой для каждой половозрелой группы (см. приложение №1).
Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентричной и увеличение социоцентрической направленности личности. С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих и развивающих нравственные стороны личности.
К моменту
поступления в школу у детей
наблюдается уменьшение количества
страхов, что как раз и обуславливается
новой социальной позицией школьника,
которая уменьшает
Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в подростковом возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми. Младший школьный возраст – это возраст, когда прекращаются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой.
Ведущий
страх в данном возрасте – это
страх «быть не тем», о ком хорошо
говорят, кого уважают, ценят и понимают.
Другими словами, это страх не
соответствовать социальным требованиям
ближайшего окружения, будь это школа,
среда сверстников или семья.
Конкретными формами страха «быть
не тем» являются страхи не успеть, опоздать,
сделать не то, не так, быть осужденным
и наказанным. Эти страхи говорят
о нарастающей социальной активности,
об упрочении чувства
Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это труднее будет сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства. Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия присущ каждому школьнику. Но «подозрительно» и отсутствие у ребенка каких-либо переживаний на этот счет, борьбы мотивов, желания достижений.
Благополучное
вхождение детей в новую
У детей,
которые перенесли нервные
Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же, часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.
Иногда родители сами боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняют вместо детей все задания, а также излишне контролируют их.
В результате у детей появляется чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, а также привычка жить чужим трудом.
Как правило, не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с проблемами обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками [10,с.62].
Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии – природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту, а именно так называемое магическое мышление – склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные явления», предсказания и суеверия. В этом возрасте некоторые школьники переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, счастливые билеты. Это возраст, когда они просто обожают истории о вампирах, привидениях, черной руке и Пиковой Даме [10,с.68].
Информация о работе Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников