Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
Описать методы и приемы коррек

Оглавление

Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

Целью комплекса  занятий является создание условий  для снижения и преодоления страхов  у детей младшего школьного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1. Совершенствовать  умения у детей передачи своего  эмоционального состояния.

2. Нейтрализовать  страхи и эмоционально-отрицательные  переживания.

3. Формировать  навыки общения, контроля своего  поведения.

4. Способствование повышению самооценки у участников группы.

Критерии  эффективности программы:

- повышение  уверенности в себе;

- снижение  тревожности;

- снижение  количества страхов.

Этап

Цели

Занятия

Участники

1. Подготовительный

- адаптация  учащихся к психологу, к занятиям;

- знакомство и снятие  психо-эмоционального напряжения;

- релаксация, настрой  на работу.

- занятие  «Здравствуйте, это я»;

- занятие «Мое имя»;

- занятие «Настроение»

Учащиеся, педагог-психолог

2. Диагностический

- определение  страхов и причин тревожного  состояния

Проведение  диагностики:

- тест «Страхи в  домиках»;

- тест «Тревожности»  (Р. Тэмлл, М. Дорки, В.Амен)

Учащиеся, педагог-психолог

3. Коррекционный

- развитие  чувства уверенности в своих  силах;

- разыгрывание ситуации  взаимодействия с предметом страха  в игре;

- избавление от страхов  и тревоги

- занятие  «Наши страхи»;

- занятие «Я больше  не боюсь»;

- занятие «Отработка  эмоций страха в рисунке»

Учащиеся, педагог-психолог

4. Заключительный

- сравнивание результатов проведенных диагностик с возрастными норами страхов, предложен. А.И. Захаровым.

Проведение  диагностики:

- тест «Страхи в  домиках»;

- тест «Тревожности»  (Р. Тэмлл, М. Дорки, В.Амен)

Учащиеся, педагог-психолог


Занятие «Здравствуйте, это я»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение  позитивного настроя и сплочения  детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная  музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети  превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

Упражнение  «Доброе утро…»

Дети  вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.

Упражнение  «Что я люблю?»

Дети  в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Упражнение  «Качели»

Дети  в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

Упражнение  «Угадай по голосу»

Один  из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

Упражнение  «Лягушки на болоте»

Дети  превращаются в лягушек. На полу выкладываются  макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть  на все кочки по порядку.

Упражнение  «Художники – натуралисты»

Дети  рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».

 

Занятие «Мое имя»

Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

1. Упражнение  «Росточек под солнцем»

Дети  превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение  «Узнай по голосу»

Дети  встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

3. Игра  «Моё имя»

Психолог  задаёт вопросы, дети по кругу отвечают. Тебе нравится твоё имя? Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении  в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а  тот выбирает понравившееся ему имя.

Психолог  говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете, и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий и т.д.»

4. Игра «Разведчики»

Дети  выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование  самого себя.

Психолог  предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах: в зелёном - такими какими они представляются себе; в голубом – какими они хотят быть; в красном – какими их видят друзья.

6. Упражнение  «Доверяющее падение»

Дети  встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

Занятие «Настроение»

Цель: осознание  своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал  к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман, песочница, мел.

1. Упражнение  «Росточек под солнцем»

Дети  превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение  «Злые и добрые кошки»

Чертим  ручеёк. По обе стороны ручейка  находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек, ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра «На что похоже моё настроение?»

Дети  по кругу при помощи сравнения  говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе».

4. Упражнение  «Ласковый мелок»

Дети  разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

5. Упражнение  «Угадай, что спрятано в песке?»

Дети  разбиваются на пары. Один прячет что-то в песке, другой пытается найти.

6. Рисование  на тему «Автопортрет»

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

Занятие «Наши страхи»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение  психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная  музыка, краски, альбомные листы, большой  лист бумаги, подушка.

1. Упражнение  «Росточек под солнцем»

Дети  превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение  «Петушиные бои»

Дети  разбиваются на пары – петушки. Одни стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

3. Упражнение  «Расскажи свой страх»

Психолог  рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым, показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.

4. Рисование  на тему «Чего я боялся, когда  был маленьким»

Дети  рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение  «Чужие рисунки»

Детям по очереди показывают рисунки «страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.

6. Упражнение  «Дом ужасов»

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

Занятие «Я больше не боюсь»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение  «Росточек под солнцем»

Дети  превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение  «Смелые ребята»

Дети  выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!». Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

3. Упражнение  «Азбука страхов»

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

4. Упражнение  «Страшная сказка по кругу»

Дети  и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

5. Упражнение  «На лесной полянке»

Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

6. Упражнение  «Прогони Бабу – Ягу»

Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.

7. Упражнение  «Я тебя не боюсь»

Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: «Я тебя не боюсь!».

Занятие «Отработка эмоций страха в рисунке»

Цель: отработать эмоцию страха и тревоги в рисунке.

Задачи: нарисовать образ страха, озвучить персонаж, преобразовать образ страха в безопасный.

Оборудование: белый лист бумаги A3, краски «гуашь», кисти, баночка для воды.

Ход занятия:

I этап. Подготовка

Детям предлагается отправиться в гости в сказку. «В сказке нам повстречаются разные герои: добрые и злые, страшные и смешные. Главным героем нашего приключения будете вы. В большинстве сказок главные герои имеют какой-то волшебный предмет, чтобы в случае опасности воспользоваться им и защититься. Давайте и мы с вами смастерим волшебную палочку».

Заранее были приготовлены палочки 35—40 см. Предлагалось детям разукрасить свои палочки  перламутровой краской. Затем волшебные  палочки украшали фольгой или  завязывался на ней бант из тесьмы.

II этап. Рисование образа страха.

«Теперь, когда у каждого из вас есть волшебная палочка, нам можно отправиться в путь-дорогу. Закройте глаза и вспомните то, чего вы боитесь. Представьте, как выглядит ваш страх. А сейчас нарисуйте свой страх цветными мелками. Вы можете рисовать и говорить, что делаете. Если вы хотите, то нарисуйте и себя самого тоже».

III этап. Озвучивание персонажа.

«А сейчас давайте попробуем представить: что хочет сказать страх, кого и зачем он хочет напугать? Постарайтесь говорить голосом своего страха. Если он будет спрашивать что-то у тебя, отвечайте ему. Будьте смелыми в этом разговоре, ведь у нас есть волшебные палочки, и мы ими можем совершать чудеса».

IV этап. Преобразование образа страха «Принцип противостояния».

«Если вас пугает этот страх, то будьте смелыми и мужественными. Я сейчас коснусь вас волшебной палочкой. Мы скажем волшебное заклинание, и вы сразу станете бесстрашными и смелыми. Ну, как, появилась у вас сила? Покажите свою силу!». Успешное противостояние ведет к устранению тревоги.

«Теперь, когда вы сильные и смелые, хочется превратить ваш страх в какой-нибудь безопасный образ. Давайте опять воспользуемся волшебной палочкой и нашим заклинанием».

Информация о работе Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников