Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
Описать методы и приемы коррек

Оглавление

Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.25 Кб (Скачать)

Подобная  вера является естественным тестом на внушаемость. Внушаемость – вообще характерная черта младшего школьного  возраста (пик приходится на 10 лет). Магический настрой находит свое отражение и в кошмарных сновидениях  детей данного возраста.

Как правило, с возрастом ребенок перестает  испытывать страх. Новые впечатления, школьные обязанности и заботы дают ему возможность отвлечься от страхов, забыть их. Растет ребенок  и страхи меняют свой характер, свою окраску, т.е. происходит их интеллектуальная переработка, они теряют свое эмоциональное  звучание и наивно детский характер. Так, никакая Баба Яга уже не напугает подростка, лишь вызовет у него улыбку, в то время как 3-4 летний малыш будет испытывать страх. В то же время подросток может бояться войны и смерти родителей. Таким образом, страхи требуют каждый раз серьезного изучения, чтобы своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе и препятствующие полноценному общению с окружающими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Описание методов и приемов  коррекции страхов у младших  школьников

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [7,с.166].

В настоящее  время термин "психологическая  коррекция" достаточно широко и активно  используется в практике работы, как  школы, так и дошкольных учреждений. А между тем, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении  лишь аномального развития. Расширение сферы приложения данного понятия  ряд ученых связывает с развитием  прикладной детской психологии, с  новыми социальными задачами по отношению  к подрастающему поколению.

Все чаще диагностико-коррегирующую функцию  относят к числу существенных, первостепенных в деятельности современного, личностно ориентированного педагога. Эту функцию воспитатель реализовывает  в работе с нормально развивающимися детьми (коррекцией аномального развития занимаются патопсихологи, дефектологи, врачи).

Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости  от характера диагностики и направленности на следующие формы, такие как  симптоматическую и каузальную. Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая - на ликвидацию причин и источников этих отклонений. В работе педагога и практического психолога используются обе формы коррекционной деятельности.

Предметом коррекции чаще всего выступают  умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния  и неврозы ребенка, межличностные  взаимодействия. Различными могут быть формы организации коррекционной  работы - лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).

Успех в  коррекционной деятельности в значительной степени определяется тем, какие  положения, принципы положены в основу ее. К таковым относят, прежде всего, принцип единства диагностики и  коррекции, принцип «нормативности» развития, принцип коррекции «сверху вниз», принцип системности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип активного вовлечения в коррекционную работу родителей и других, значимых для ребенка лиц, так полагают учёные Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.

Если  целью коррекции «снизу вверх» являются упражнения и закрепление уже достигнутого ребенком, то коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психолого-педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований [6,с.342].

Выделим и деятельностный принцип коррекции, который определяет сам предмет  приложения коррекционных действий, выбор средств и способов достижения цели. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки ребенка  в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий, в конечном счете - социальной ситуации развития. Сама же коррекционная работа должна строиться не как простая  тренировка навыков и умений (предметных, коммуникативных и др.), а как  целостная осмысленная деятельность ребенка, естественно, органически  вписывающаяся в систему его  повседневных жизненных отношений [6,с.343].

Компоненты  готовности к коррекционной работе: теоретическая (знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т. д.); практическая (владение методами и методиками коррекции); личностная (психологическая проработанность у взрослого собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у ребенка).

 

Особенно  широко в коррекционной работе используется игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения.   

Игра - это  способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка  действительности. Игра-это движение, победа, радость, удовольствие… 

Игра, как  и рисование, позволяет лучше  понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она  помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, а также она доставляет ребенку  удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает диагностической и терапевтической  функцией.

Изменение психического состояния происходит потому, что в игре некоторые жизненные  обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде. Игра невозможна без риска, а нежелание  быть последним, так же как и надежда  на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных  ситуаций, что позволяет лучше  адаптироваться к ним в настоящей  жизни и научиться предвосхищать  некоторые из них.

Таким образом, игра является естественным способом выражения «я» человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спонтанные подвижные игры, которые  вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивают  умение владеть эмоциями и принимать  решения. Взятие на себя какой-либо роли уже означает принятие решения выполнять  определенные правила и обязательства, т.е. налагает чувство ответственности. Когда в игре все удается, у  детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же – чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как-то перестроиться [10,с.98].

Коррекция посредством рисования.

Рисование – творческий акт, позволяющий детям  ощутить радость свершений, свою способность действовать по наитию, быть самим собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты  и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в сознании детей окружающей их социальной действительности, но и ее моделирование, выражения  отношения к ней.

Рисуя, ребенок  дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает  свои отношения в различных ситуациях  и безболезненно соприкасается  с некоторыми пугающими, неприятными  и травмирующими образами.

Активно рисующий ребенок может ничего не бояться, просто у него уменьшается  вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития.

Практически положительный эффект от рисования  можно наблюдать в возрастном интервале от 3 до 15 лет и старше, но более часто положительные  результаты мы получаем в 4-12 лет [12,с.42].

Г.Т. Хометаускас  в своей работе «Использование  детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений» говорит: «Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребёнка к ним, то, как ребёнок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него значимы, какие вызывают тревогу». Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу. [18,с.3]

Коррекционный метод сказкотерапия. В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

Сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов отмечают широкий спектр воздействия  кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряжённостью характерологическими чертами, ребенок получает опыт оперативной недирективной обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу. В той или иной степени ребенок начинает осознавать ответственность за сценическую жизнь куклы. Таким образом, ребенок видит причинно-следственные связи между своими действиями и действиями куклы (см. приложение №2).

Привлекательность сказок для психологической коррекции  вообще и коррекции страхов, в  частности состоит, прежде всего, в  естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает  проблемы, через которые проходило  все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и  т. д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Выделяют  несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, постановка сказок с помощью кукол, сочинение новых сказок. 

Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?"; "Кто из героев больше всего понравился и почему?"; "Почему герой совершил те или иные поступки?"; "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?", "Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?", а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок".

Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Постановка сказок с помощью  кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои  движения  и  делать  поведение  куклы  максимально  выразительным.  Работа  с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных  кризисов и преодоления страха. Они  дают человеку опору в условиях неопределенного  эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного  кризиса.

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между  собой проецируются на обыденную  жизнь, ситуация кажется похожей  и узнаваемой. Сказка напоминает о  важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что  такое плохо. Она дает возможность  отреагировать значимые эмоции, выявить  внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать  свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным [21,с.203].

Информация о работе Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников