Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приемам коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции страхов у младших школьников, выявить возрастные особенности страхов.
Описать методы и приемы коррек
Введение ……………………………………….………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика страхов в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Особенности страхов у младших школьников ……………………..13
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников ……………………………………………………………………..19
Глава II Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста ………..………...26
2.1. Диагностика, направленная на изучение страхов у младших школьников ……………………………………………………………………...26
2.2. Комплекс занятий по коррекции страхов у младших школьников...33
Заключение ………………………………..………………………………..42
Список литературы …………………………..…………………………….44
Приложение ……..………………………………………………………….
Подобная
вера является естественным тестом на
внушаемость. Внушаемость – вообще
характерная черта младшего школьного
возраста (пик приходится на 10 лет).
Магический настрой находит свое
отражение и в кошмарных
Как правило, с возрастом ребенок перестает испытывать страх. Новые впечатления, школьные обязанности и заботы дают ему возможность отвлечься от страхов, забыть их. Растет ребенок и страхи меняют свой характер, свою окраску, т.е. происходит их интеллектуальная переработка, они теряют свое эмоциональное звучание и наивно детский характер. Так, никакая Баба Яга уже не напугает подростка, лишь вызовет у него улыбку, в то время как 3-4 летний малыш будет испытывать страх. В то же время подросток может бояться войны и смерти родителей. Таким образом, страхи требуют каждый раз серьезного изучения, чтобы своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе и препятствующие полноценному общению с окружающими людьми.
1.3. Описание методов и приемов коррекции страхов у младших школьников
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [7,с.166].
В настоящее время термин "психологическая коррекция" достаточно широко и активно используется в практике работы, как школы, так и дошкольных учреждений. А между тем, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития. Расширение сферы приложения данного понятия ряд ученых связывает с развитием прикладной детской психологии, с новыми социальными задачами по отношению к подрастающему поколению.
Все чаще
диагностико-коррегирующую
Д.Б. Эльконин
подразделял коррекцию в
Предметом
коррекции чаще всего выступают
умственное развитие, эмоционально-личностная
сфера, невротические состояния
и неврозы ребенка, межличностные
взаимодействия. Различными могут быть
формы организации
Успех в коррекционной деятельности в значительной степени определяется тем, какие положения, принципы положены в основу ее. К таковым относят, прежде всего, принцип единства диагностики и коррекции, принцип «нормативности» развития, принцип коррекции «сверху вниз», принцип системности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип активного вовлечения в коррекционную работу родителей и других, значимых для ребенка лиц, так полагают учёные Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.
Если целью коррекции «снизу вверх» являются упражнения и закрепление уже достигнутого ребенком, то коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психолого-педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований [6,с.342].
Выделим
и деятельностный принцип коррекции,
который определяет сам предмет
приложения коррекционных действий,
выбор средств и способов достижения
цели. Согласно данному принципу основным
направлением коррекционной работы
является целенаправленное формирование
обобщенных способов ориентировки ребенка
в различных сферах предметной деятельности
и межличностных
Компоненты готовности к коррекционной работе: теоретическая (знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т. д.); практическая (владение методами и методиками коррекции); личностная (психологическая проработанность у взрослого собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у ребенка).
Особенно широко в коррекционной работе используется игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения.
Игра - это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра-это движение, победа, радость, удовольствие…
Игра, как
и рисование, позволяет лучше
понять переживания детей, их интересы,
потребности, характер, темперамент. Она
помогает ребенку приобрести определенные
навыки в той или иной деятельности,
в том числе и в общении,
усвоить социальные нормы поведения,
а также она доставляет ребенку
удовольствие, повышает жизненный тонус,
улучшает эмоциональное и физическое
состояние. К тому же игра обладает
диагностической и
Изменение
психического состояния происходит
потому, что в игре некоторые жизненные
обстоятельства переживаются в условном,
а значит, ослабленном виде. Игра
невозможна без риска, а нежелание
быть последним, так же как и надежда
на победу, представляет собой моделирование,
репетицию возможных жизненных
ситуаций, что позволяет лучше
адаптироваться к ним в настоящей
жизни и научиться
Таким образом, игра является естественным способом выражения «я» человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спонтанные подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивают умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой-либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т.е. налагает чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же – чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как-то перестроиться [10,с.98].
Коррекция посредством рисования.
Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, свою способность действовать по наитию, быть самим собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в сознании детей окружающей их социальной действительности, но и ее моделирование, выражения отношения к ней.
Рисуя, ребенок
дает выход своим чувствам и переживаниям,
желаниям и мечтам, перестраивает
свои отношения в различных
Активно рисующий ребенок может ничего не бояться, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития.
Практически положительный эффект от рисования можно наблюдать в возрастном интервале от 3 до 15 лет и старше, но более часто положительные результаты мы получаем в 4-12 лет [12,с.42].
Г.Т. Хометаускас в своей работе «Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений» говорит: «Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребёнка к ним, то, как ребёнок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него значимы, какие вызывают тревогу». Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу. [18,с.3]
Коррекционный метод сказкотерапия. В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).
Сказкотерапевты
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов
отмечают широкий спектр воздействия
кукол на детей. Как средство перевоплощения,
кукла облегчает процесс
Привлекательность
сказок для психологической коррекции
вообще и коррекции страхов, в
частности состоит, прежде всего, в
естественности развертывания сюжетной
линии, отсутствии нравоучений. В образной
форме ребенок в сказках
Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, постановка сказок с помощью кукол, сочинение новых сказок.
Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?"; "Кто из героев больше всего понравился и почему?"; "Почему герой совершил те или иные поступки?"; "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?", "Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?", а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.
Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок".
Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Волшебные
сказки описывают глубинный
События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным [21,с.203].
Информация о работе Методы и приемы коррекции страхов у младших школьников