Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:46, практическая работа
Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.
Под
стандартизированным комплексом психодиагностических
методик для детей
Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
Там,
где установить стандартную систему
оценок было трудно (в основном это
касается методик, предполагающих развернутую
качественную характеристику изучаемого
психологического свойства), предложены
иные, нестандартные способы оценки.
Эти случаи особо оговариваются
и соответствующим образом
К
каждой из представленных в комплексе
методик после ее подробного описания,
предваряемого краткой
Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста
Поясним
сказанное на примере. Допустим, что
ребенок пятишестилетнего возраста
в результате его психодиагностики
по методике оценки восприятия под
названием «Чего не хватает на
этих рисунках?» получил 10 баллов. Его
уровень психологического развития
должен быть, соответственно, оценен как
очень высокий. Если же по данной методике
тот же ребенок получит 2-3 балла,
то из этого следует, что его уровень
психологического развития низкий. Однако,
если по той же самой методике 2-3
балла получает ребенок трех-четырехлетнего
возраста, то о нем уже нельзя
будет просто сказать, что его
уровень развития низкий. Таким он
будет только по отношению к детям
пяти-шестилетнего возраста, а по отношению
к сверстникам может оказаться
средним. То же самое можно сказать
и о высоких показателях. 6-7 баллов
для ребенка пяти-шестилетнего возраста
действительно могут означать среднюю
оценку, но те же баллы, полученные ребенком
трех-четырехлетнего возраста, могут
свидетельствовать о высоком
уровне психологического развития данного
ребенка по отношению к основной
массе сверстников. Поэтому всякий
раз, когда психодиагностике подвергаются
не дети пяти-шестилетнего возраста, в
словесном заключении относительно
уровня их развития должна содержаться
фраза: «...по сравнению с детьми пяти-шестилетнего
возраста». Например: «По уровню развития
памяти данный ребенок находится
в среднем диапазоне по сравнению
с детьми пяти-шестилетнего возраста».
Необходимость делать такую оговорку
отпадает только в том случае, если
при пользовании данной методикой
установлены соответствующие
Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.
В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
Описываемые
далее методики позволяют оценивать
восприятие ребенка с различных
сторон, выявляя одновременно с характеристиками
самих перцептивных процессов способность
ребенка формировать образы, делать
связанные с ними умозаключения
и представлять эти заключения в
словесной форме. Последние две
характеристики в психодиагностику
детского восприятия введены потому,
что основная тенденция в развитии
восприятия состоит именно в его
постепенной
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть
этой методики состоит в том, что
ребенку предлагается серия рисунков,
представленных на рис 1. На каждой из картинок
этой серии не хватает какой-то существенной
детали Ребенок получает задание
как можно быстрее определить
и назвать отсутствующую
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка
Оценка результатов
10 баллов
– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов
8-9 баллов
– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек
6-7 баллов
– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек
4-5 баллов
– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек
2-3 балла
– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек
0-1 балл
– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий.
Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»
Методика «Узнай, кто это»
Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок
Психодиагностическое
обследование при помощи данной методики
проводится следующим образом Ребенку
показывают рис 2, на котором листком
бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением
фрагмента «а» Ребенку
Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение
Оценка результатов
10 баллов
– ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака
7-9 баллов
– ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек
4-6 баллов
– ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек
2-3 балла
– ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек
0-1 балл
– ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»
Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку
объясняют, что ему будут показаны
несколько контурных рисунков, в
которых как бы «спрятаны» многие
известные ему предметы. Далее
ребенку представляют рис. 4 и просят
последовательно назвать
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание.
Если проводящий психодиагностику видит,
что ребенок начинает спешить
и преждевременно, не найдя всех
предметов, переходит от одного рисунка
к другому, то он должен остановить
ребенка и попросить поискать
еще на предыдущем рисунке К следующему
рисунку можно переходить лишь тогда,
когда будут найдены все
Рис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»
10 баллов
– ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов
– ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов
– ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов
– ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла
– ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл
– за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Чем залатать коврик?»
Цель
этой методики – определить, насколько
ребенок в состоянии, сохраняя в
кратковременной и оперативной
памяти образы виденного, практически
их использовать, решая наглядные
задачи В данной методике применяются
картинки, представленные на рис. 4. Перед
его показом ребенку говорят,
что на данном рисунке изображены
два коврика, а также кусочки
материи, которую можно использовать
для того, чтобы залатать имеющиеся
на ковриках дырки таким образом,
чтобы рисунки коврика и
Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов
«
10 баллов
– ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек
8-9 баллов
– ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов
– ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов
– ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла
– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл
– ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ
Следующий
набор методик предназначается
для изучения внимания детей с
оценкой таких качеств
Информация о работе Методы диагностики познавательных процессов дошкольников