Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 22:48, курсовая работа
Цель работы: Изучение межличностных отношений в семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
Объект: Взаимоотношения в семье.
Предмет: Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка.
Задача: Проанализировать психологическую литературу по теме «Личностные особенности детей в условиях разных стилей семейного воспитания».
Введение 3
Глава 1.Стили семейного воспитания 5
Диктат 5
Опека 6
«Невмешательство» 7
Сотрудничество 8
Глава 2.Влияние стиля семейного воспитания на развитие
личности ребенка 9
Заключение 19
Список литературы
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. [1,с.105]
Трудности
возникают и при высоких
Конфликты
возникают при отношении
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
Уход от проблемы (чисто деловое общение)
Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. (Эта ситуация бесконечна.)
Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями. [8,с.217]
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. [13]
С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.
Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. [6,с.357]
Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
После
развода родителей мальчики нередко
становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль,
проявляя одновременно завышенную тревожность.
Эти характерные черты
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться
проблемами ребенка, вникать во все
возникающие в его жизни
Не
оказывать на ребенка никакого нажима,
помогая ему тем самым
Иметь
представление о различных
Уважать право ребенка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
С
уважением относиться к стремлению
всех остальных членов семьи делать
карьеру и
Заключение.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.
Установлено, что формированию контакта с ребенком способствует, прежде всего, подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть, необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.
Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.
Изучение
зависимости между практикой
семейного руководства и
В каждой семье родители сами выбирают свой стиль воспитания, не понимая, как это может повлиять на личностное развитие ребенка. В семье, где преобладает стиль «диктат» у ребенка могут проявляться такие особенности, как лицемерие, вспышки грубости, а иногда откровенная ненависть или противоположные особенности - дети «теряют» самостоятельность, чувство собственного достоинства, веру в себя и свои возможности.
При стиле «опека» в центре воспитательных воздействий оказывается удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. При таком стиле у ребенка отсутствует самостоятельность, инициатива. Он становиться избалованным, т.е приказы родителей редко выполняют, не слушаются. Такие дети неприспособленны к жизни в коллективе.
Родители,
которые следуют стилю «
Стиль
«сотрудничество» ставиться в противоположность
диктату, опеке, «невмешательству». Прежде
всего тем, что подход к детям без преувеличенной
сосредоточенности внимания, но и без
чрезмерной эмоциональной дистанции,
то есть, контакт свободный, а не напряженный
или слишком слабый и случайный. Семья
при таком стиле – коллектив, где все проблемы
решает вся семья. Сотрудничество как
способ организации связей и взаимодействия
старшего и младшего поколения в семье
является оптимальным для осуществления
целей нравственно оправданного воспитания.
Список литературы.
Информация о работе Личностные особенности детей в условиях разных стилях семейного воспитания