Личностные особенности детей в условиях разных стилях семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучение межличностных отношений в семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.

Объект: Взаимоотношения в семье.

Предмет: Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Задача: Проанализировать психологическую литературу по теме «Личностные особенности детей в условиях разных стилей семейного воспитания».

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Стили семейного воспитания 5

Диктат 5
Опека 6
«Невмешательство» 7
Сотрудничество 8
Глава 2.Влияние стиля семейного воспитания на развитие

личности ребенка 9

Заключение 19

Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НОВАЯ- 2.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Ситуация  осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

    Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

    Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. [1,с.105]

    Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. [7,с.320]

    Конфликты возникают при отношении родителей  к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается  то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид  подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого “взрослого” ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее. [8,с.215]

    Существует 4 способа поддержки конфликтных  ситуаций:

    Уход  от проблемы (чисто деловое общение)

    Мир любой ценой (для взрослого отношения  с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

    Победа  любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы  поведения ребенка. Если он проигрывает  в одном, то будет стремиться выиграть в другом. (Эта ситуация бесконечна.)

    Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант  предполагает частичную победу и  в одном и в другом лагере. К  этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом  совместного решения.

    В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями. [8,с.217]

    Для достижения воспитательных целей в  семье родители обращаются к разнообразным  средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. [13]

    С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

    Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. [6,с.357]

    Распад  семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

    После развода родителей мальчики нередко  становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения  особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. [6,c.358]

    Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

    Принимать активное участие в жизни семьи;

    Всегда  находить время, чтобы поговорить с ребенком;

    Интересоваться  проблемами ребенка, вникать во все  возникающие в его жизни сложности  и помогать развивать свои умения и таланты;

    Не  оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

    Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

    Уважать право ребенка на собственное  мнение;

    Уметь сдерживать собственнические инстинкты  и относиться к ребенку как  к равноправному партнеру, который  просто пока что обладает меньшим  жизненным опытом;

    С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. [1,с.115] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так  как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

    Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано  с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

    Установлено, что формированию контакта с ребенком способствует, прежде всего, подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть, необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.

    Отклонения  в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о  серьезных нарушениях в жизни  семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно  воспринимают духовные и материальные ценности.

    Изучение  зависимости между практикой  семейного руководства и агрессивным  поведением у детей сосредоточилось  на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей  поведения детей.

    В каждой семье родители сами выбирают свой стиль воспитания, не понимая, как это может повлиять на личностное развитие ребенка. В семье, где преобладает стиль «диктат» у ребенка могут проявляться такие особенности, как лицемерие, вспышки грубости, а иногда откровенная ненависть или противоположные особенности - дети «теряют» самостоятельность, чувство собственного достоинства, веру в себя и свои возможности.

      При стиле «опека» в центре воспитательных воздействий оказывается удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. При таком стиле у ребенка отсутствует самостоятельность, инициатива. Он становиться избалованным, т.е приказы родителей редко выполняют, не слушаются. Такие дети неприспособленны к жизни в коллективе.

    Родители, которые следуют стилю «невмешательство», то есть предоставление ребенка самому себе. Здесь неизбежна полная потеря контакта, ребенок редко относится к людям с доверием, испытывает трудности в общении, часто жестоки, хотя имеют сильную потребности в любви.

    Стиль «сотрудничество» ставиться в противоположность  диктату, опеке, «невмешательству». Прежде всего тем, что подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть, контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Семья при таком стиле – коллектив, где все проблемы решает вся семья. Сотрудничество как способ организации связей и взаимодействия старшего и младшего поколения в семье является оптимальным для осуществления целей нравственно оправданного воспитания. 
 
 
 

    Список  литературы.

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб, 2004.
  2. Васильева Э.К. Семья и ее функции. – М., 1988. – 464 с.
  3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991. – 532 с.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 500 c.
  5. Земская М. Семья и личность. – М., 1986. – 255 с.
  6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987. – 442 с.
  7. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский  центр «Академия», 2003. – 336 с.
  8. Плотниекс И.Э. Психология в семье. – М., 1991. – 340 с.
  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология:  учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2—е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 512с.
  10. Шнейдер А.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000. – 550 с.
  11. www.bestreferat.ru
  12. www.ressiti.ru
  13. www.5ballov.ru
 
 

          
 
 
 

Информация о работе Личностные особенности детей в условиях разных стилях семейного воспитания