Личность учащегося - объект и субъект образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:27, реферат

Краткое описание

Практически любая проблема образования, так или иначе, связана с необходимостью обучения, воспитания и развития личности учащегося. В решении любой проблемы образования исследователи сталкиваются с необходимостью определения понятия личности, в том числе понятия личности учащегося.

Файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ.docx

— 24.22 Кб (Скачать)

 ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ – ОБЪЕКТ  И СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ 

 Практически любая проблема  образования, так или иначе,  связана с необходимостью обучения, воспитания и развития личности  учащегося. В решении любой  проблемы образования исследователи  сталкиваются с необходимостью  определения понятия личности, в  том числе понятия личности  учащегося. 

 

 В исследованиях личность  рассматривается в нескольких  аспектах:

как предмет педагогического исследования;

как субъект того или иного вида деятельности в процессе образования;

как объект различного рода педагогических воздействий;

как один из компонентов образовательной  системы (обучение, воспитание, управление, мониторинг и т.д.).

 

 Анализ диссертационных исследований  наших аспирантов и соискателей  позволяет выделить и ряд других  исследовательских аспектов понятия  личности. Но при всем их многообразии  общим является то, что понятие  «личность» является центральным  понятием личностно-ориентированного, деятельностного, системного, технологического, ценностно-ориентированного и практически всех других подходов. Однако мы сталкиваемся с тем, что при этом отсутствует единый подход к выделению признаков данного понятия.

 

 В психологии и педагогике  существует большое разнообразие  определений понятия личности.

 

 Личность в трактовке зарубежных  психологов - сложная автономная  система, отличающаяся направленностью,  волей к положительной деятельности  и сотрудничеству. Они рассматривают  жизнь личности как процесс  развертывания стремления к актуализации  своих возможностей и способностей, генетически заложенных в человеке (А.Маслоу, Х. Хекхаузен).

 

 Э.В. Ильенков дает следующее определение: «Действительная личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и продукте своих действий производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других индивидов касающийся, всем другим близкий и понятный, - короче всеобщий результат, всеобщий эффект. Личность задает всем людям новый эталон работы. Она рождается на переднем крае возникновения всеобщей культуры» [131, с. 46]. По его мнению, результат активности личности - ее главный признак.

 

 Отечественная теория понимания  личности представлена фундаментальными  исследованиями Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова и др.

 

 В психологии основной является  деятельностная трактовка понятия личности. По мнению С.Л. Рубинштейна, «личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Это отношение реализуется в деятельности людей». И там же - «Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему» [290, с. 243-245]. Для нас такой подход является наиболее близким: деятельность как реализация отношений человека к миру выступает главным признаком личности.

 

 Данная трактовка развивается  А.Н. Леонтьевым, по мнению которого, ядро личности - иерархия деятельностей.  «В основании личности лежат  отношения соподчинения человеческих  деятельностей, порождаемые ходом  их развития. За соотношением  деятельности открывается соотношение  мотивов» [188, с. 185].

 

 Этого же подхода придерживается  и Б.Г. Ананьев, который определяет  личность как субъект деятельности [9, с. 141].

 

 Б.Ф. Ломов понятие личности  рассматривает с учетом ее  направленности. Он выделяет направленность, связанную с мотивационной сферой  человека [200, с. 311].

 

 Столь же распространенным  как деятельностный подход является социальный аспект определения понятия личности.

 

 «Личность - это конкретный  человек, являющийся представителем  определенного общества, определенной  социальной группы, занимающийся  конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к  окружающему и наделенный определенными  индивидуально-психологическими  особенностями» [174, с.142]. Личность в данном случае  выступает носителем общественных  отношений. Система отношений  включает в себя - отношение с  миром, отношение к себе, отношение  с самим собой. 

 

 «Личность - понятие, обозначающее  совокупность устойчивых психологических  качеств человека, составляющих  его индивидуальность и определяющих  его социальные поступки, поведение  среди людей» [230, с.483]. Формируя качества  человека, мы тем самым формируем  личность.

 

 «Понятие  личность характеризует  общественную сущность человека  и обозначает совокупность его  социальных свойств и качеств,  которые он вырабатывает у  себя прижизненно» [371, с. 60]. Но тогда  другие качества и свойства  не являются личностными? 

 

 А. В. Петровский считает,  что личность - это человек как  общественный индивидуум, субъект  познания и объективного преобразования  мира, разумное существо, обладающее  речью и способностью к трудовой  деятельности [260]. Разум в данной  трактовке понятия выступает  главным признаком личности.

 

 Если личность - человеческий  индивид, продукт общественного  развития, субъект труда, общения  и познания, то, наверное, можно согласиться  с тем, что личность детерминируется  условиями жизни. Но тогда получается, что только путем создания  определенных условий жизни можно  сформировать личность.

 

 А.В. Петровский пишет, что  личность характеризует индивида  в аспекте его включенности  в систему связей с другими  индивидами [260]. Личность - это то, как  человек воспринимается другими  людьми. Это образ человека в  их сознании. В этом случае  понятие личности связано с  понятием персонализации.

 

 Для педагогических исследований  важно, что личность - это человек  как участник историко-эволюционного  процесса, выступающий носителем  социальных ролей и обладающий  возможностью выбора жизненного  пути, в ходе которого им осуществляются  преобразования природы, общества  и самого себя. В общественных  науках личность рассматривается  так же как особое качество  человека, приобретаемое им в  ансамбле общественных отношений  в процессе совместной деятельности  и общения. В гуманистической  философской и психологической  концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества [287].

 

 Приведем еще несколько определений,  рекомендуемых в базовых источниках.

 

 Личность - человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений [260]).

 

 Личность - человек как субъект  отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально  значимых черт, характеризующих  индивида как члена общества [159].

 

 Личность - человек как представитель  общества, свободно и ответственно  определяющий свою позицию среди  людей [157].

 

 Личность -  а) социальная  сторона, социальная характеристика  человека как феномена общественного  развития;б) конкретный человек, представитель определенной социальной общности (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами  деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности [307].

 

 Личность - конкретный человек,  являющийся представителем определенного  государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной,  политической, половозрастной), осознающий  свое отношение к окружающим  его людям и социальной действительности, включенный во все отношения  последней и занимающийся своеобразным  видом деятельности и наделенный  специфическими индивидуальными  и социально-психологическими особенностями.  Личность всегда является субъектом  (участником, исполнителем) исторического  и общественного процесса в  целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания  и преобразования объективной  действительности.  Сама же деятельность  при этом выступает формой  активности человека, позволяющей  ему совершенствовать окружающий  мир и самого себя [307].

 

 Приведем несколько затянутую  трактовку понятия личности, исключительно  важную для нашего исследования  проблем образования. 

 

 «Личность - это социальный  индивид, субъект общественных  отношений, деятельности и общения. 

 

 Личность есть целостность  врожденных и приобретенных психических  свойств, характеризующих индивида  и делающих его уникальным.

 

 Сущность личности - это ее  ценностные ориентации, ее мотивационная  сфера, ее система социальных  отношений и установок, в том  числе и самоотношение.

 

 Механистическая концепция  социализации личности предполагает, что личность есть зеркальное  отражение, «слепок» социальных  воздействий, оказанных на нее  в разное время в процессе  онтогенеза.

 

... При объяснении любых психических  явлений  личность выступает  как воедино связанная совокупность  внутренних условий, через которые  преломляются все внешние воздействия. 

 

 Личность - это не только социальный  индивид, это и активный субъект  социального развития, активный  субъект саморазвития» [284, с.120]. Авторы  данного определения рассмотрели  понятие со всех сторон.

 Личность - социальная система,  содержание нашего Я, которое  представляет собой субстанцию  нашего Я; это суть не только  наше тело и его потребности,  но и мир постоянно расширяющихся  в ходе жизни социальных отношений.  Личность есть система социального  поведения и деятельности, ориентированная  на существующий в данном обществе  набор материальных и духовных  ценностей [71, с.426].

 

 Как видим на первом месте в определении понятия личности в психологии и педагогике стоит признак - общественный характер человека, его социальная суть.

 

 Развернутый и подробный  анализ существующих в философии  и социологии определений понятия  личности выполнен В.Е. Кемерововым  [151, С. 226 - 233]. По его мнению, можно выделить  три подхода исследователей к определению этого понятия. Согласно первому подходу - личность представляет собой определенный уровень отражения социальной среды в сознании индивида; согласно второму - личность представляет совокупность социальных ролей; согласно третьему - личность определяется через социальную деятельность, через социальную практику [151]. На наш взгляд, эти три подхода не имеют принципиальных отличий.

 

 Мы бы дополнили список  определений В.Е. Кемерова следующими определениями понятия личности в философии.

 

 «Личность - общежитейский и  научный термин, обозначающий: 1) человеческого  индивида как субъекта отношений  в сознательной деятельности (лицо  в широком смысле слова) или  2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности» [360].

 

 «Личность - это не просто  носитель конкретных исторических  общественных отношений, но человек,  который оказывает активное воздействие  на них соответственно своим  индивидуальным способностям и  наклонностям, сознательности и  организованности, трудовой и общественно-политической  активности» [171, с.283].

 

 «Личность в философии рассматривается  как индивидуальное выражение  и субъект общественных отношений,  деятельности и общения людей» [358, с.537].

 

 «Личность - это всегда процесс,  это постоянное становление» [358, с. 538].

 

 «Если общество выступает  как «человек в его общественных  отношениях», то личность - это  человек конкретной исторической  эпохи, конкретных общественных  отношений, способ их индивидуального  бытия. Личность - это социальное  качество индивида. Личность, как  и общество, предстает в качестве  субъектного бытия человеческой  сущности, в качестве человеческой  действительности. Следовательно, личность, как и общество, - это субъект  и носитель жизненных потребностей  и конкретных способов их удовлетворения; субъект и носитель общественного  производства; субъект и носитель  всей системы общественных отношений,  субъект и носитель общественного  сознания, субъект и носитель  свободы и творчества, субъект  социальной деятельности. Общество  и личность - это две взаимосвязанные  и взаимообусловливающие друг друга стороны человеческой действительности» [356, с.192].

 

 «Личность - это социальное  качество индивида, она есть индивидуальная  форма проявления, существования,  функционирования всей системы  общественных отношений, форма  проявления, субъектное бытие человеческой  сущности. Личность характеризует  индивида как субъекта социальной  деятельности и служит отличительным  признаком его от других людей» [356, с.194].

 

 «Человек как личность - такой  человек, такой индивид и такая  индивидуальность, сущностные характеристики  которого выражаются в его  духовности».  «Личность в своей  сущности - это индивидуально-духовное  в человеке, возникшее на основе  индивидуально-природных задатков  и факторов социальной среды» [357, с.544].

 

 Анализ существующих определений  понятия личность дает нам  возможность все определения  объединить в две группы.

 

I. Личность - совокупность общественных  отношений. В этом случае развитие  личности происходит по мере  накопления опыта участия и  реализации общественных отношений. 

 

Информация о работе Личность учащегося - объект и субъект образования