ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ – ОБЪЕКТ
И СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ
Практически любая проблема
образования, так или иначе,
связана с необходимостью обучения,
воспитания и развития личности
учащегося. В решении любой
проблемы образования исследователи
сталкиваются с необходимостью
определения понятия личности, в
том числе понятия личности
учащегося.
В исследованиях личность
рассматривается в нескольких
аспектах:
как предмет педагогического исследования;
как субъект того или иного вида
деятельности в процессе образования;
как объект различного рода педагогических
воздействий;
как один из компонентов образовательной
системы (обучение, воспитание, управление,
мониторинг и т.д.).
Анализ диссертационных исследований
наших аспирантов и соискателей
позволяет выделить и ряд других
исследовательских аспектов понятия
личности. Но при всем их многообразии
общим является то, что понятие
«личность» является центральным
понятием личностно-ориентированного,
деятельностного, системного, технологического,
ценностно-ориентированного и практически
всех других подходов. Однако мы сталкиваемся
с тем, что при этом отсутствует единый
подход к выделению признаков данного
понятия.
В психологии и педагогике
существует большое разнообразие
определений понятия личности.
Личность в трактовке зарубежных
психологов - сложная автономная
система, отличающаяся направленностью,
волей к положительной деятельности
и сотрудничеству. Они рассматривают
жизнь личности как процесс
развертывания стремления к актуализации
своих возможностей и способностей,
генетически заложенных в человеке
(А.Маслоу, Х. Хекхаузен).
Э.В. Ильенков дает следующее определение:
«Действительная личность обнаруживает
себя тогда и там, когда и где индивид в
своих действиях и продукте своих действий
производит результат, всех других индивидов
волнующий, всех других индивидов касающийся,
всем другим близкий и понятный, - короче
всеобщий результат, всеобщий эффект.
Личность задает всем людям новый эталон
работы. Она рождается на переднем крае
возникновения всеобщей культуры» [131,
с. 46]. По его мнению, результат активности
личности - ее главный признак.
Отечественная теория понимания
личности представлена фундаментальными
исследованиями Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова
и др.
В психологии основной является
деятельностная трактовка понятия личности.
По мнению С.Л. Рубинштейна, «личность
определяется своими отношениями к окружающему
миру, к общественному окружению, к другим
людям. Это отношение реализуется в деятельности
людей». И там же - «Человек есть личность
в силу того, что он сознательно определяет
свое отношение к окружающему» [290, с. 243-245].
Для нас такой подход является наиболее
близким: деятельность как реализация
отношений человека к миру выступает главным
признаком личности.
Данная трактовка развивается
А.Н. Леонтьевым, по мнению которого,
ядро личности - иерархия деятельностей.
«В основании личности лежат
отношения соподчинения человеческих
деятельностей, порождаемые ходом
их развития. За соотношением
деятельности открывается соотношение
мотивов» [188, с. 185].
Этого же подхода придерживается
и Б.Г. Ананьев, который определяет
личность как субъект деятельности
[9, с. 141].
Б.Ф. Ломов понятие личности
рассматривает с учетом ее
направленности. Он выделяет направленность,
связанную с мотивационной сферой
человека [200, с. 311].
Столь же распространенным
как деятельностный подход является
социальный аспект определения понятия
личности.
«Личность - это конкретный
человек, являющийся представителем
определенного общества, определенной
социальной группы, занимающийся
конкретным видом деятельности,
осознающий свое отношение к
окружающему и наделенный определенными
индивидуально-психологическими особенностями»
[174, с.142]. Личность в данном случае
выступает носителем общественных
отношений. Система отношений
включает в себя - отношение с
миром, отношение к себе, отношение
с самим собой.
«Личность - понятие, обозначающее
совокупность устойчивых психологических
качеств человека, составляющих
его индивидуальность и определяющих
его социальные поступки, поведение
среди людей» [230, с.483]. Формируя качества
человека, мы тем самым формируем
личность.
«Понятие личность характеризует
общественную сущность человека
и обозначает совокупность его
социальных свойств и качеств,
которые он вырабатывает у
себя прижизненно» [371, с. 60]. Но тогда
другие качества и свойства
не являются личностными?
А. В. Петровский считает,
что личность - это человек как
общественный индивидуум, субъект
познания и объективного преобразования
мира, разумное существо, обладающее
речью и способностью к трудовой
деятельности [260]. Разум в данной
трактовке понятия выступает
главным признаком личности.
Если личность - человеческий
индивид, продукт общественного
развития, субъект труда, общения
и познания, то, наверное, можно согласиться
с тем, что личность детерминируется
условиями жизни. Но тогда получается,
что только путем создания
определенных условий жизни можно
сформировать личность.
А.В. Петровский пишет, что
личность характеризует индивида
в аспекте его включенности
в систему связей с другими
индивидами [260]. Личность - это то, как
человек воспринимается другими
людьми. Это образ человека в
их сознании. В этом случае
понятие личности связано с
понятием персонализации.
Для педагогических исследований
важно, что личность - это человек
как участник историко-эволюционного
процесса, выступающий носителем
социальных ролей и обладающий
возможностью выбора жизненного
пути, в ходе которого им осуществляются
преобразования природы, общества
и самого себя. В общественных
науках личность рассматривается
так же как особое качество
человека, приобретаемое им в
ансамбле общественных отношений
в процессе совместной деятельности
и общения. В гуманистической
философской и психологической
концепциях личность - это человек как
ценность, ради которой осуществляется
развитие общества [287].
Приведем еще несколько определений,
рекомендуемых в базовых источниках.
Личность - человек как общественное
существо, сформировавшееся в определенной
системе общественных отношений [260]).
Личность - человек как субъект
отношений и сознательной деятельности,
устойчивая система социально
значимых черт, характеризующих
индивида как члена общества [159].
Личность - человек как представитель
общества, свободно и ответственно
определяющий свою позицию среди
людей [157].
Личность - а) социальная
сторона, социальная характеристика
человека как феномена общественного
развития;б) конкретный человек, представитель
определенной социальной общности (нация,
класс, коллектив и др.), занимающийся определенными
видами деятельности, осознающий свое
отношение к окружающей среде и имеющий
свои индивидуальные особенности [307].
Личность - конкретный человек,
являющийся представителем определенного
государства, общества и группы
(социальной, этнической, религиозной,
политической, половозрастной), осознающий
свое отношение к окружающим
его людям и социальной действительности,
включенный во все отношения
последней и занимающийся своеобразным
видом деятельности и наделенный
специфическими индивидуальными
и социально-психологическими особенностями.
Личность всегда является субъектом
(участником, исполнителем) исторического
и общественного процесса в
целом, субъектом конкретной деятельности,
в частности, источником познания
и преобразования объективной
действительности. Сама же деятельность
при этом выступает формой
активности человека, позволяющей
ему совершенствовать окружающий
мир и самого себя [307].
Приведем несколько затянутую
трактовку понятия личности, исключительно
важную для нашего исследования
проблем образования.
«Личность - это социальный
индивид, субъект общественных
отношений, деятельности и общения.
Личность есть целостность
врожденных и приобретенных психических
свойств, характеризующих индивида
и делающих его уникальным.
Сущность личности - это ее
ценностные ориентации, ее мотивационная
сфера, ее система социальных
отношений и установок, в том
числе и самоотношение.
Механистическая концепция
социализации личности предполагает,
что личность есть зеркальное
отражение, «слепок» социальных
воздействий, оказанных на нее
в разное время в процессе
онтогенеза.
... При объяснении любых психических
явлений личность выступает
как воедино связанная совокупность
внутренних условий, через которые
преломляются все внешние воздействия.
Личность - это не только социальный
индивид, это и активный субъект
социального развития, активный
субъект саморазвития» [284, с.120]. Авторы
данного определения рассмотрели
понятие со всех сторон.
Личность - социальная система,
содержание нашего Я, которое
представляет собой субстанцию
нашего Я; это суть не только
наше тело и его потребности,
но и мир постоянно расширяющихся
в ходе жизни социальных отношений.
Личность есть система социального
поведения и деятельности, ориентированная
на существующий в данном обществе
набор материальных и духовных
ценностей [71, с.426].
Как видим на первом месте в определении
понятия личности в психологии и педагогике
стоит признак - общественный характер
человека, его социальная суть.
Развернутый и подробный
анализ существующих в философии
и социологии определений понятия
личности выполнен В.Е. Кемерововым
[151, С. 226 - 233]. По его мнению, можно выделить
три подхода исследователей к определению
этого понятия. Согласно первому подходу
- личность представляет собой определенный
уровень отражения социальной среды в
сознании индивида; согласно второму -
личность представляет совокупность социальных
ролей; согласно третьему - личность определяется
через социальную деятельность, через
социальную практику [151]. На наш взгляд,
эти три подхода не имеют принципиальных
отличий.
Мы бы дополнили список
определений В.Е. Кемерова следующими
определениями понятия личности в философии.
«Личность - общежитейский и
научный термин, обозначающий: 1) человеческого
индивида как субъекта отношений
в сознательной деятельности (лицо
в широком смысле слова) или
2) устойчивую систему социально-значимых
черт, характеризующих индивида как члена
того или иного общества или общности»
[360].
«Личность - это не просто
носитель конкретных исторических
общественных отношений, но человек,
который оказывает активное воздействие
на них соответственно своим
индивидуальным способностям и
наклонностям, сознательности и
организованности, трудовой и общественно-политической
активности» [171, с.283].
«Личность в философии рассматривается
как индивидуальное выражение
и субъект общественных отношений,
деятельности и общения людей»
[358, с.537].
«Личность - это всегда процесс,
это постоянное становление» [358,
с. 538].
«Если общество выступает
как «человек в его общественных
отношениях», то личность - это
человек конкретной исторической
эпохи, конкретных общественных
отношений, способ их индивидуального
бытия. Личность - это социальное
качество индивида. Личность, как
и общество, предстает в качестве
субъектного бытия человеческой
сущности, в качестве человеческой
действительности. Следовательно, личность,
как и общество, - это субъект
и носитель жизненных потребностей
и конкретных способов их удовлетворения;
субъект и носитель общественного
производства; субъект и носитель
всей системы общественных отношений,
субъект и носитель общественного
сознания, субъект и носитель
свободы и творчества, субъект
социальной деятельности. Общество
и личность - это две взаимосвязанные
и взаимообусловливающие друг друга
стороны человеческой действительности»
[356, с.192].
«Личность - это социальное
качество индивида, она есть индивидуальная
форма проявления, существования,
функционирования всей системы
общественных отношений, форма
проявления, субъектное бытие человеческой
сущности. Личность характеризует
индивида как субъекта социальной
деятельности и служит отличительным
признаком его от других людей»
[356, с.194].
«Человек как личность - такой
человек, такой индивид и такая
индивидуальность, сущностные характеристики
которого выражаются в его
духовности». «Личность в своей
сущности - это индивидуально-духовное
в человеке, возникшее на основе
индивидуально-природных задатков
и факторов социальной среды»
[357, с.544].
Анализ существующих определений
понятия личность дает нам
возможность все определения
объединить в две группы.
I. Личность - совокупность общественных
отношений. В этом случае развитие
личности происходит по мере
накопления опыта участия и
реализации общественных отношений.