Личность и группа как субъект и объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:30, лекция

Краткое описание

ЦЕЛИ:
Обучающая – закрепление основных понятий темы, выработка умений и навыков по решению практических задач и анализу проблемных ситуаций, связанных с этой темой.
Развивающая – развитие у студентов представлений о психологии управления как науке, ее объекте, предмете изучения.
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение слушать, терпимость по отношению к себе и к другим.

Оглавление

1 Психология управления, объект и предмет изучения.
2 Личность как объект управления и самоуправления.
3 Основные психологические характеристики структурных групп организации.

Файлы: 1 файл

Личность и группа как субъект и объект управления_Т9.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Личность и  группа как субъект и объект управления (Т9)

 

ЦЕЛИ:

  1. Обучающая – закрепление основных понятий темы, выработка умений и навыков по решению практических задач и анализу проблемных ситуаций, связанных с этой темой.
  2. Развивающая – развитие у студентов представлений о психологии управления как науке, ее объекте, предмете изучения.
  3. Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение слушать, терпимость по отношению к себе и к другим.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. 1 Введение в психологию / под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1998.
  3. Психология: учебник для экономических вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998.
  5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

 

ПЛАН:

1 Психология управления, объект и предмет изучения.

2 Личность как объект управления и самоуправления.

3 Основные психологические  характеристики структурных групп  организации.

 

В настоящее время  в Республике Беларусь идет строительство  социально ориентированной рыночной экономики. Ломаются привычные стереотипы. Обществу требуются люди, умеющие предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми. В решении данной проблемы особое место принадлежит перспективному направлению в современной психологической науке — психологии управления, целью которой является психологическое обеспечение эффективной деятельности любой организации, и в первую очередь руководителей. Искусство общаться с людьми и руководить ими — это не только результат специальной подготовки управленческих кадров, но и товар, который сегодня пользуется спросом и высоко оценивается на рынке профессиональных услуг.

Успешное развитие на протяжении длительного периода  экономики США, Японии, Германии, Южной  Кореи побудило ученых и практиков  внимательно изучить механизм и  причины, за счет которых обеспечивается высокая эффективность производства в этих странах. Анализ показал, что здесь в центре концепции управления находится человек, рассматриваемый как высшая ценность организации. Следовательно, современный менеджмент целенаправленно поворачивается в сторону психологизации. Работники и сотрудники рассматриваются не столько как средство для достижения определенных результатов, сколько как главная цель управления, субъект деятельности.

Психология менеджмента  учит решать поставленные задачи, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения.

Люди, профессионально  занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами. Менеджеру необходимо теоретическое осознание и практическое применение знаний в различных аспектах сферы управления. Менеджер любого уровня, желающий выполнять свою работу квалифицированно, должен:

• понимать природу управленческих процессов;

• владеть знаниями по основам функционирования организационных  структур;

• обладать способностью распознавать проблемы и эффективно принимать решения;

• знать информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления;

• уметь устно и  письменно выражать свои мысли;

• быть компетентным в  управлении людьми, при отборе и подготовке требуемых специалистов, поиске лидеров, оптимизации трудовых и межличностных взаимоотношений среди работников, находящихся в подчинении;

• иметь представление  об особенностях организационного поведения, структурах в группе, мотивах и  механизмах поведения работников и  коллективов;

• уметь осознавать свои цели, правильно распределять время, оценивать собственную деятельность;

• быть способным создавать  рабочую атмосферу в организации и устанавливать высокое качество отношений между сотрудниками и клиентами;

• снимать стрессы, связанные  с управленческой деятельностью.

Управление — это творческий, постоянно изменяющийся процесс, и менеджеру необходимо научиться анализировать конкретные ситуации, делать из проведенного анализа правильные выводы.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович дают следующее определение этой отрасли психологии: «Психология управления — отрасль психологии, изучающая управленческую деятельность, свойства и качества личности, необходимые для ее успешного осуществления». С.Ю. Головин говорит о психологии управления как об отрасли психологии, изучающей психологические закономерности управленческой деятельности. А.А. Урбанович определяет психологию управления как «отрасль психологической науки, объединяющую достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленную на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса».

В поле зрения психологии управления находятся следующие  проблемы:

• личность менеджера, вопросы  его самосовершенствования и  саморазвития;

• организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности;

• коммуникативные умения менеджера;

• конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.

Менеджер обязан обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Психологическая культура включает следующие элементы: познание себя, другого человека, умение регулировать свое поведение и направлять поведение группы.

Объектом изучения психологии управления являются люди, входящие в юридическом и финансовом отношении в разнообразные организационные системы управления.

Предмет изучения психологии управления — психологические аспекты, факторы и механизмы функционирования управляющей и управляемой подсистем организации, определяющие эффективную ее деятельность.

Предмет психологии управления обычно подразделяется на четыре основные области:

1) психологические закономерности  управленческой деятельности;

2) психологические закономерности  субъекта этой деятельности —  руководителя;

3) основные особенности взаимодействия руководителя с подчиненными;

4) психологические закономерности управляемой подсистемы и ее субъектов (подчиненных).

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей, т. е. отношения по поводу организации совместной деятельности.

Предмет управленческой деятельности — коллективный труд конкретной организации, руководимой  данным персоналом управления. Так как по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности управленческой деятельности обретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив анализируются в контексте организации, в которую они входят.

К числу наиболее актуальных для организации психологических проблем относят следующие:

• повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, т. е. совершенствование стилей управления, межличностного общения, стратегического планирования и маркетинга, принятие решений, преодоление стрессов и др.;

• повышение эффективности методов  подготовки и переподготовки управленческого персонала;

• поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

• оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;

• оценка и улучшение социально-психологического климата;

• сплочение персонала вокруг целей  организации.

Современный подход к управлению основывается на признании приоритета личности перед производством. В мировом сообществе уже не говорят об управлении кадрами, рабочей силой. Во главу угла ставится управление человеческими ресурсами, что и приводит к эффективности управления предприятием. Конкурентная борьба связана в первую очередь с вопросом, каким трудовым потенциалом обладает предприятие и насколько рационально оно его использует. Одной интуиции, личного потенциала руководителя и даже его харизмы уже недостаточно, менеджеру требуется профессиональный подход к работе с персоналом. Для этого необходимо знание психологических аспектов управления.

В крупных фирмах считается обязательным иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Так, в 1970-е гг. кадровая служба на предприятиях США была преобразована в «службу человеческих ресурсов». Управление человеческими ресурсами, их планирование на уровне фирм приобретает долговременный характер и становится одним из ведущих направлений стратегического управления корпорациями.

Подобные перемены происходят и  на предприятиях Беларуси. В перечне  должностей служащих, одобренном Постановлением Министерства труда от 30.12.99 № 159 с  изменениями и дополнениями от 31.03.03 № 35, указана должность «менеджер по персоналу». Некоторые предприятия, в первую очередь иностранные, организуют у себя службы управления персоналом (СУП), которые имеют в своем составе профессиональных психологов. Создаются и функционируют оценочные центры, подобно принятым на Западе, в которых работников подвергают тщательному изучению и отбору не только при приеме на работу, но и при любых должностных перемещениях. В том числе изучаются и личностные характеристики. Таким образом, в центре внимания оказывается личность человека, его индивидуальность.

Индивид, как бы он ни был  самостоятелен, не может существовать вне общения с другими людьми, вне взаимодействия с группой людей, социумом. В начале жизни самой первой социальной группой, в которой человек пребывает и где закладываются основы его личности, является семья, затем идут компании сверстников, учебные группы, любительские и профессиональные объединения и т. п. Мы будем рассматривать социальные группы, в которых человек реализует себя при выполнении трудовой деятельности.

Прежде чем управлять объектом, надо представлять себе его основные характеристики. Что же такое группа, каковы ее количественные и качественные параметры? Какие структуры существуют в группах и как они влияют на эффективность работы в организации? Какие механизмы действуют в социальных коллективах, как их можно использовать в управлении? Какова динамика организаций и групп?

Организация — определенный вид социальной системы, характеризующийся многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, в количестве 2 и более людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Наиболее существенными характеристиками организации считают следующие: специализации каждого ее члена на какой-либо трудовой операции, синхронность и однонаправленность.

Цели существования организации  реализуются в отношении многих сфер жизни коллектива: финансы, производство, социальная сфера и т. д. Кроме того, специалисты указывают, что в рамках каждой из этих сфер персоналом организации осуществляются несколько совершенно своеобразных подсистем деятельности и поведения. Эти подсистемы деятельности и образуют структуру организации.

Степень совпадения — расхождения  интересов индивидов с их должностными функциями, со структурой и программой организации влияет на эффективность ее деятельности. Взаимодействие индивидуального и общего характерно для всех организационных отношений и предопределяет другие, более частные проблемы. Анализ социально-психологических феноменов (межличностных феноменов, мотивации, лидерства, конфликтов и пр.) в организациях нужно рассматривать с учетом структуры организационных отношений.

В организации выделяются социальная, функциональная, социально-демографическая, профессионально-квалификационная структуры.

Социальная структура в организации может быть представлена такими категориями, как рабочие (в том числе квалифицированные и неквалифицированные), управленческий персонал (руководители, специалисты и технические исполнители).

Функциональную  структуру специалисты по управлению обычно представляют таким образом: работники преимущественно физического труда (основные, вспомогательные, обслуживающие) и работники преимущественно умственного труда (административно-управленческий персонал, счетно-конторские работники, производственно-технический персонал).

Важна и социально-демографическая структура, в которой выделяются группы по полу, возрасту, национальности и т. п. Для руководителя знание этой структуры важно с организационной точки зрения, так как каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать. Кроме того, при формировании организации должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу. Особенности мужской и женской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений.

Хороший руководитель непременно вникнет  в профессионально-квалификационную структуру своего коллектива. В ней обычно выделяют следующие группы работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практиканты, со средним специальным образованием, с высшим образованием. Знание этих характеристик позволит руководителю увидеть «плюсы» и «минусы» своей организации, коллектива, выявить силы, которые могут повысить или, наоборот, снизить эффективность деятельности организации, разработать стратегические направления деятельности.

Для нормальной, эффективной  организации труда, управления совместной координированной деятельностью большое  значение имеет все, связанное с приемом, передачей и переработкой информации. Здесь необходима синхронизированность, правильное и точное понимание передаваемого, чтобы последующие действия были также целенаправленны и эффективны. Многое поэтому зависит от построения в организации коммуникативной структуры, коммуникативных связей в социальной группе, учреждении, фирме. Коммуникативная структура может быть представлена как сеть каналов или путей, по которым в группе происходит обмен информацией и мнениями.

Информация о работе Личность и группа как субъект и объект управления