Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:30, лекция
ЦЕЛИ:
Обучающая – закрепление основных понятий темы, выработка умений и навыков по решению практических задач и анализу проблемных ситуаций, связанных с этой темой.
Развивающая – развитие у студентов представлений о психологии управления как науке, ее объекте, предмете изучения.
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение слушать, терпимость по отношению к себе и к другим.
1 Психология управления, объект и предмет изучения.
2 Личность как объект управления и самоуправления.
3 Основные психологические характеристики структурных групп организации.
Малая группа — это относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами, характеризующееся возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых процессов.
Наиболее общие характеристики малой социальной группы следующие:
• интегративность (мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом);
• микроклимат, определяющий самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой;
• эмоциональность (преобладающий эмоциональный настрой группы);
• направленность (социальная ценность принятых целей, мотивов деятельности и групповых норм);
• организованность (способность к самоуправлению);
• референтность (степень принятия членами группы групповых эталонов);
• лидерство (степень ведущего влияния - каких-либо членов группы на группу в целом при решении определенных задач);
• интрагрупповая активность (мера активизации группой составляющих ее личностей);
• интергрупповая активность (степень влияния данной группы на другие группы);
• интеллектуальная коммуникативность (характер установления взаимопонимания, общего языка);
• волевая коммуникативность (способность группы противостоять трудностям и препятствиям, надежность ее в экстремальных ситуациях).
Высшая форма развития группы — это коллектив. Коллектив (от лат. collektivus — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.
В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:
• высокая сплоченность;
• коллективное самоопределение — в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития;
• коллективная идентификация;
• социально ценный характер мотивации межличностных выборов;
• высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
• создание возможностей для процессов интеграции и
персонализации;
• наличие положительной связи между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом;
• отсутствие резких противоречий между индивидуальными и групповыми интересами;
• объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с
увеличением коллектива:
• не уменьшается вклад, вносимый его членами;
• не снижается уровень
групповой эмоциональной
• не ослабевает мотивация совместной деятельности. Групповые процессы в коллективе образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность [37]. Первый уровень — отношение членов коллектива к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающей сплоченность коллектива. Второй уровень — межличностные отношения, обусловленные совместной деятельностью. Третий уровень — межличностные отношения, опосредованные ценностными ориентаци-ями, не связанными с совместной деятельностью.
Сплоченность группы — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, особенно значимым для группы в целом.
В качестве ее конкретных показателей обычно рассматриваются:
• уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;
• степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: чем больше людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения и сплоченность.
К числу основных факторов, формирующих групповую сплоченность, чаще всего относят:
• ценностно-ориентационное единство членов группы;
• ясность и определенность групповой цели;
• демократический стиль руководства;
• кооперативную
• относительно небольшой объем группы;
• престиж группы.
Методический аппарат измерения групповой сплоченности в основном представлен социометрической техникой в разных модификациях и прочими разновидностями процедуры опроса.
Ценностно-ориентационное единство группы — один из основных факторов сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, особенно значимым для группы в целом. Показателем единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень ценностно-ориентационного единства является важным источником повышения эффективности совместной деятельности.
Английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделили следующие наиболее типичные ограничения, препятствующие формированию эффективно работающего коллектива.
Непригодность руководителя. Руководство — один из самых важных факторов, определяющих качество работы коллектива. Организаторскими способностями обладает далеко не каждый человек. Психологи располагают рядом методик тестирования и оценки организаторских способностей менеджеров, но прием на работу нового руководителя — это всегда большой риск.
Неквалифицированные сотрудники. Эффективный коллектив должен представлять собой сбалансированное сочетание ролей, где каждый исполнитель работает на решение общей задачи. Поэтому важно учесть как квалификацию сотрудников, так и их психологическую совместимость и возможность совместной работы.
Неразвитые сотрудники. При прочих равных условиях наибольшими возможностями обладает коллектив с высоким уровнем индивидуальных способностей его членов. Развитые сотрудники, по определению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, энергичны, умеют совладать со своими эмоциями, готовы открыто и хорошо излагать свое мнение, могут изменить свою точку зрения только под воздействием аргументов.
Ненормальный микроклимат. Коллектив составляют люди с разными ценностями, темпераментами и характерами. И сплачивают их не только единые цели, но и общие эмоции. Преданность коллективу и высокая степень взаимной поддержки — признаки нормального психологического климата в коллективе. Члены коллектива должны иметь возможность высказывать свое мнение друг о друге, обсуждать все разногласия без страха показаться смешными или без опасения мести.
Нечеткость целей. Если нет ясного видения общей цели, то отдельные члены коллектива не смогут внести свой вклад в общее дело. Основной принцип формирования любой организации — разработка целей функционирования. Эти цели конкретно формулируются для коллективов в виде принципов, правил и даже лозунгов, а затем доводятся до сознания и чувств всех работающих. В современной динамичной обстановке может возникнуть необходимость изменить цели в соответствии с новыми обстоятельствами. Коллектив, который смотрит вперед и корректирует свои цели, обычно добивается успеха.
Неудовлетворительная мотивация. Бывает, что хороший микроклимат, высокая компетентность сотрудников и другие факторы не дают требуемых результатов. В этом случае, видимо, не создана мотивационная база для эффективной работы, не действуют должные стимулы.
Неэффективность методов подготовки и принятия решений. Вопросы подготовки и принятия решений очень важны и поэтому будут рассмотрены ниже.
Низкие творческие способности коллектива. Эффективный коллектив способен генерировать творческие, новаторские идеи и реализовывать их. Коллективное творчество имеет свои стадии: определение задачи, зарождение идей, отбор, развитие и проверка наиболее ценных идей, внедрение новшеств.
Неконструктивные
отношения с другими
Р1так, каждая организация, в которой происходит непосредственное взаимодействие работников, может быть рассмотрена как малая социальная группа.
Коллектив (иногда говорят команда) — это итог и цель организаторской работы менеджера. Каждый руководитель первичной группы должен так организовать ее работу, чтобы сделать из этой группы коллектив (команду).
Каждый член коллектива (команды) будет иметь высокую мотивацию к труду, если:
1) понимает и одобряет цели, ради которых трудится;
2) помогает ставить цели и планирует собственную работу;
3) поставленные цели требуют отдачи сил и помогают развитию;
4) контролирует информацию, связанную с выполнением порученной ему задачи;
5) проверки и контроль эффективны и минимальны;
6) взаимопонимание помогает взаимодействию людей;
7) упор делается на использование сильных сторон, на исправление слабостей;
8) достижения поощряются.
Выявлена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения худших качеств. Рассмотрим процессы, происходящие при формировании из группы коллектива.
Тема групповой динамики — одна из самых актуальных в психологии управления, поскольку каждая организация неизбежно имеет в своем составе самые различные группы. Перед руководителем всегда стоят проблемы формирования коллектива из группы и поиск путей его оптимального функционирования. Руководитель работает с группой, состоящей из разных людей, связанных между собой сложной системой межличностных отношений. Он должен по возможности понять закономерности образования коллектива с тем, чтобы помочь этому процессу.
Для того чтобы дать оценку группе, прогнозировать ее развитие, обязательно надо рассмотреть и проанализировать динамику развития социальной группы с психологических позиций.
Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. По определению А. Ребера, групповая динамика — это любые коллективные взаимодействия, имеющие место внутри группы.
Понятие групповой динамики включает психологические изменения, происходящие в группе, и процесс взаимодействия членов группы в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей [39].
К процессам групповой динамики относят:
• руководство и лидерство;
• принятие групповых решений;
• нормообразование — выработку групповых мнений, правил и ценностей;
• формирование функционально-ролевой структуры группы;
• сплочение;
• конфликты;
• групповое давление
и другие способы регуляции
Эти психологические изменения в группе обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, складывающимися в результате взаимодействия двух взаимно переплетающихся тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации.
Интеграция нацелена на упрочение психологического единства группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и воспроизводства группы.
Дифференциация проявляется в специализации и ие-рархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в соответственном различии их функциональных ролей и психологических статусов, неизбежно сопутствующих любой коллективной жизнедеятельности;
она является стимулом и результатом развития группы, но может повлечь также нарушение гармонии в отношениях членов группы.
Сосуществование этих тенденций приводит к неравномерности развития малой группы, чередованию состояний равновесия и его нарушения, что характеризуется качественно различающимися этапами. Группа может как восходить на более высокие уровни развития, так и двигаться в сторону распада.
На работу группы особое влияние оказывают следующие факторы:
• мотивация (потребности, реализации которых ожидают члены группы);
• структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов группы);
• состояние коммуникации (уровень межличностного общения);
• ощущение принадлежности (непринадлежности) к группе;
• четкость представлений о цели членов группы;
• степень ответственности за результаты деятельности;
• свобода деятельности (как условие успеха группы). По мнению психологов, любая группа в своем развитии проходит следующие стадии: возникновение, формирование, стабилизация, совершенствование или распад [39].
Стадия возникновения — создание новой организации, изменение структуры организации, замена значительного числа работников, приход нового руководителя или нового лидера. При этом задаются целевые установки, органы управления, система отчетности и т. д. Взаимоотношения между членами группы и в системе «начальник-подчиненные» только вырабатываются. Психология организации на этой стадии — исполнительская.
Стадия формирования — образование неформальных групп, формирование группового мнения. Главное для руководителя на этой стадии — умелое распределение баланса сил между неформальными группами и организация совместных мероприятий.
Стадия стабилизации — достижение определенной зрелости организации, когда создана и действует неформальная структура коллектива, определены условия равновесия, сложилось групповое мнение, существуют групповые нормы. Такой коллектив достаточно стабилен и может сопротивляться внешним воздействиям.
Информация о работе Личность и группа как субъект и объект управления