Личность и
группа как субъект и объект управления
1. Личность как объект
управления и самоуправления
2. Личность и группа
как субъекты управления
3. Организация как
объект управления
4. Управленческие коммуникации
1.Объекты управления
– отдельные люди или группы, на которые направлены организационные,
систематические, планомерные воздействия
субъекта управления.
Человек как объект управления:
- Собственного управления
- Как гражданин государства
- Как работник, производитель, исполнитель.
- Как объект управления со стороны социальной группы (семья)
- Со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации.
При это человек как
объект самоуправления может быть представлен
совокупностью своих действий, а
в широком смысле, собственной личностью.
Психология процессов
внутреннего управления собой выделяет
три наиболее характерные ситуации:
- Личность, основываясь на фиксированных в памяти программах, целевых установках, аналогиях, результатах ситуационного анализа, поступающий их вне информации, вырабатывает четкие управляющие команды, поступающие в исполнительные органы человеческого организма.
- В процессе внутреннего анализа, предшествующего выработки решения, личность подвергается психологической бифуркации (раздвоение). Бифуркация вызывает внутриличностную борьбу между 2мя субъектами, предлагающе альтернативные решения. В итоге победившая сторона – субъект управления, а подчинившееся – объект самоуправления.
- Самоуправление будущим поведением личности опирается на самопознание себя в прошлом и в настоящем. Это происходит в результате рефлексии, когда человек прибегает к самоанализу, самоизучению собственной личности, достижений и ошибок, взлетов и падений. К типичным условиям, когда человеку приходится становится объектом внешнего управления относятся его работа, профессиональная деятельность, исполнение служебных обязанностей. Объект управляется по средствам приказов, распоряжений, установленных правил поведения, инструкций, моральных и материальных стимулов, наказаний, повышение должности и увольнение с работы, поощрение и порицаний. Качество выполнения той или иной социальной роли во многом зависит от того, на сколько он понимает специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается. Эффективность выполнения работников должностных обязанностей обусловлено и особенностями и его самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. При этом следует отметить значение ответственности, как свойство личности, определяющее его отношение к функциональным обязанностям. А также отмечается уровень притязаний. Обычно уровень притязаний определяется как степень трудности цели, к которой стремится данная личность. Успех рождает стремление к более трудным целям, в то время как неудача уменьшает уровень притязаний. Уровень притязаний зависит от образования, пола, возраста и социального происхождения, поэтому руководитель любого ранга должен помнить, что изучение уровня притязаний работников является необходимым условием эффективного управления.
2.Субъекты управления - отдельные люди или группы людей наделенные
управленческими полномочиями и осуществляющие
или принимающие участие в управленческой
деятельности. Это могут быть лица, принимающие
управленческие решения, менеджеры, руководители,
работники аппаратов управления, а также
члены коллегиальных органов управления.
В широком смысле слова, к числу субъектов
управления может быть причислен любой
активный член социальной группы в той
мере, в какой он влияет на его функционирование,
даже в том случае, если он является самым
низким звеном в системе управления. Любой
подчиненный имеет личностную мотивацию,
свое понимание и оценку поставленных
перед ни задач.
Формальная структура
группы: в организациях – статусноролевой
состав.
12 правил хорошего руководителя:
- Руководитель не погонщик, а ведущий за собой.
- Руководитель должен верить в свое дело
- Руководитель должен знать науку об организации и управлении
- Руководитель должен ценить свое время и подчиненных
- Руководитель должен быть строгим и требовательным, не доходя до придирчивости и жестокости
- Руководитель должен уметь принимать критику
- Руководитель должен уметь критиковать и наказывать
- Руководитель должен быть приветливым и тактичным
- Руководитель должен обладать чувством юмора
- Руководитель должен уметь молчать
- Руководитель должен знать своих подчиненных
- Руководитель должен уметь говорить и слушать.
Факторы, которые ограничивают
потенциал:
- Неумение управлять собой
- Размытость личных ценностей
- Остановка в саморазвитии
- Неразвитость креативного подхода к решению проблемы
- Неумении влиять на людей
- Неспособность формировать команды и обучать людей
3.Организацию можно
рассматривать как социальную
группу, объединяющую определенное
множество людей с общими стремления
единой цели Организации, содержанием деятельности которой является
совместный труд: цех, фабрика, банк, университет.
В больших организациях
существует горизонтальное и
вертикальное разделение труда.
Горизонтальное требует создание
подразделений. Для успешной работы
подразделений, нужен управляющий этими подразделениями.
Для этого существует вертикальное разделение
труда. В зависимости от вида подразделений
и характера связи между ними в организациях
существуют различные организационные
структуры. Организационная структура
– это совокупность органов управления
вместе с вертикальными и горизонтальными
связями между ними.
Типы организационных
структур:
- Бюрократическая (высокий уровень специализации работы, централизованное управление, жесткие нормы и правила подчинения)
- Для небюрократических структур характерно децентрализованное управление, когда право принятия решения частично передается вниз.
Социально структура
– составляется группами по полу, религиозной
принадлежности и т.д.
4.Управленческое общение
– деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных
организациях, осуществляемое знаковыми
средствами, обусловленное потребностями
управления их деятельностью. По средствам
общения организуется и реорганизуется.
Общение позволяет согласовывать действия
его участников.
Формы:
- Сурбадинационная (общение между руководителями и подчиненными)
- Служебно-товарищеская (общение между коллегами)
- Дружеская (общение между руководителями, подчиненными, в основе которого лежат морально психологические нормы взаимодействия)
Структура:
- Коммуникация (обмен информации)
- Интеракция (взаимодействие)
- Межличностная перцепция (процесс взаимопознания объектом и субъектом управления друг друга)