Роль образования в развитии личности обучающегося

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:10, лекция

Краткое описание

Сегодня всех педагогов объединяет общее стремление выйти за рамки традиционного обучения и воспитания, найти новые подходы к организации образовательного процесса, новые методики и новые технологии обучения и воспитания, которые отвечали бы принципу природосообразности и создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, - забота о всестороннем развитии личности ученика.

Файлы: 1 файл

Роль образования в развитии личности обучающегося.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    Роль  образования в  развитии личности обучающегося 

    Сегодня всех педагогов объединяет общее  стремление выйти за рамки традиционного  обучения и воспитания, найти новые  подходы к организации образовательного процесса, новые методики и новые  технологии обучения и воспитания, которые отвечали бы принципу природосообразности и создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, - забота о всестороннем развитии личности ученика.

    Одна  из ошибок общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.

    Психологи утверждают, что в настоящее время только 15-25 % школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85 % современные требования непосильны. Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность.

    Из  этого следует педагогический вывод: необходимо реформировать учебный  процесс. Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями.

    Изменить  такое положение может радикальная  переориентация образования, поворот  от культа знаний к всестороннему  развитию личности. Именно возможность саморазвития и самостоятельного обновления знаний подготавливают молодого человека к жизни в современном мире. Это означает психологизацию образования, построение и контроль образовательного процесса от возможностей и потребностей ученика.

    Появившиеся в последнее десятилетие в  России нетрадиционные системы образования провозгласили основной ценностью развитие личности, что и является сегодня приоритетной задачей педагогики. Поэтому необходимо обратиться к рассмотрению роли личности в образовательном процессе.

    Педагогика  - область человеческой деятельности. Следовательно, она включает в свою структуру объекты и субъекты процесса.

    Академик  РАО В.В. Давыдов ввел в науку  понятие «содержательное обобщение», в соответствии с которым человек представляет собой совокупность физического и психического содержания.

    Взаимодействуя  с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет различные  качества и свойства, совокупность которых образует личность.

    «Личность, - пишет Г.К. Селевко, - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

    -совокупность  социально значимых свойств человека;

    -система  отношений к миру и с миром,  к себе и с самим собой;

    -система  деятельности, социальных ролей,  поведенческих актов;

    -осознание  окружающего мира и себя в нем;

    -система  потребностей;

    -совокупность  способностей и творческих возможностей;

    -совокупность  реакций на внешние условия  и т.д.»1

    В течение жизни личность претерпевает изменения, которые называют развитием. Способность к развитию заложена в человеке природой.

    Рассмотрим, что такое "развитие" вообще и "развитие личности" в частности.

    Развитие - фундаментальное философское и научное понятие.

    В словарях даются различные толкования этого понятия, которые имеют  свои акценты и взаимодополняют  друг друга. Наибольшее распространение получили следующие определения этого понятия:

    1)."Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры"2. То есть, развитие изменяет объект (в нашем случае - детей, педагогов и родителей), состав и содержание деятельности учреждения дополнительного образования детей.

    2)."Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов"3.

    3).Развитие - «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему"4. То есть, в основе развития лежит процесс создания и освоения новшества.

    4)."Развитие - эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности"5. В этом определении подчеркивается субъективная природа развития социальных субъектов, его идентичность саморазвитию, связь процессов развития с социальными ценностями.

    5).Развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное: переход от старого состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

    Исходя  из этих понятий, конкретизируем понятие "развитие" применительно к  личности обучающегося:

    -развитие - это качественные и количественные  изменения, т.е. изменившаяся личность  с новыми свойствами эффективнее выполняет свои функции или приобретает новые, не свойственные ей ранее;

    -развитие  – процесс внутреннего и внешнего  изменения личности;

    -развиваться  может объект, приобретя субъектные  функции, т.е. обучающийся ставит  цели своей деятельности, определяет способы их достижения и т.п., одним словом, становится субъектом;

    Исходя  из этого, можно сказать, что развитие личности - это направленное, закономерное физическое и психическое изменение индивида, происходящее в ходе специально организованного планомерного педагогического процесса, приводящее к качественному и количественному  изменению состояния и свойств обучающихся, улучшению их адаптивности к условиям окружающей среды и повышению их социальной ценности.

    Жизнь опровергла постулаты советской  педагогики: "все дети по способностям равны" и "ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что угодно". Учеными доказано: все дети различны по своим качествам и свойствам, поэтому выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей для отслеживания изменений в развитии ребенка следует проводить с опорой на категорию «структура личности»6), отражающей в обобщенном виде все ее стороны.

    Структура качеств личности

    

    Заложено  от природы Индивидуально-типологические особенности Особенности протекания психических процессов  
Опыт

личности

 
Направленность  личности
    Формируется социально
Темперамент,

Задатки,

Способности,

Национальные, половые, возрастные качества,

Характер и  др.

Воображение,

Восприятие,

Мышление,

речь, эмоции,

помять, воля, внимание, индивидуальные ощущения

Знания,

Умения,

Навыки,

привычки

Потребности, мотивы, ценностные ориентации, интересы, взгляды и др.
 
 
 
 
 
 

    По  К.К. Платонову в структуре личности сочетаются биологические (наследственные) и социальные (приобретенные) качества, составляющие подсистемы:

    1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и др., т.е. наиболее обусловленные наследственностью, заложенные от природы; их «ломать» нельзя: нужно заботиться о том, чтобы выявить задатки, которые заложены и которые еще не раскрылись;

    2) психологические характеристики, т.е. качества, характеризующие индивидуальный характер и играющие огромную роль в процессе обучения; они тоже заложены от природы, но эти качества нужно развивать;

    3) опыт личности, включающий то, что формируется в процессе обучения и практической деятельности. Главное, по замечанию Л.С. Выготского, - социальное развитие личности: «Вне деятельности нет развития». Следовательно, каждого ученика нужно включить в деятельность, причем не всякая деятельность будет развивающей, а только та, которая находится в «зоне ближайшего развития».

    4) направленность личности, выражающая ее потребности (нужду в чем-либо), мотивы, интересы, т.е. социальные по своему содержанию качества, определяющие отношение человека к миру и регулирующие его поведение, служащие психологической основой поведения.

    Названные качества структуры личности можно  представить в виде схемы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Все подсистемы качеств личности связаны между собой, обуславливают и часто компенсируют друг друга, представляя целостную систему7.

    Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на занятиях?

    1.Ощущение.

    2.Восприятие.

    3.Воображение. 

    4.Память.

    5.Внимание.

    6.Воля.

    7.Мышление (мыслительные приемы).

    8.Деятельность  практическая (мыслительные операции).

    9.Личностные  качества (ответственность, самостоятельность,  нравственность и др.).

    Педагог может развивать на занятиях все  психические функции ученика. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и под выбранные цели проектировать образовательный процесс.

    Основанием  для расстановки приоритетов  в выборе целей развития является как состояние конкретного ученика, так и образовательные цели предмета. Если нет потребности в специальной коррекции состояния ученика, то на первое место выступают цели развития мышления (овладение мыслительными операциями синтеза, анализа, сравнения, абстрактирования, конкретизации и др.) и цели развития практических предметных умений.

    Психическое развитие личности присуще каждому  индивиду от природы. Особенности строения мозга и нервной системы индивидуальны  для каждого человека и называются задатками.

    На  основе задатков у личности развиваются  способности, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как "знания", нельзя разучиться что-либо делать, потому что забыл. Способность, рассматриваемая как владение обобщенным способом деятельности, может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия, предлагается пространство для ее проявления.

    Для практики образования очень важны  способности ребенка, проявляющиеся  в образовательной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития.

    Уровень умственного развития ребенка в  педагогической практике связывают  прежде всего с его успехами.

    По  уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) выделяют следующие  группы детей:

    — малоспособные дети (с аномалиями развития задатков): с задержкой психического развития, с развитием значительно ниже нормы; такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний, умений и навыков. Они составляют до 5% детей; их надо обучать по особой программе, с особыми целями;

    — педагогически запущенные дети: настолько слабая обученность, даже в условиях дополнительного образования их трудно вывести на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%);

Информация о работе Роль образования в развитии личности обучающегося