Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:10, лекция
Сегодня всех педагогов объединяет общее стремление выйти за рамки традиционного обучения и воспитания, найти новые подходы к организации образовательного процесса, новые методики и новые технологии обучения и воспитания, которые отвечали бы принципу природосообразности и создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, - забота о всестороннем развитии личности ученика.
— дети со средним уровнем умственного развития, которые соответствуют среднестатистической норме и составляют большинство — 60-70%);
— способные, продвинутые в развитии, быстро "схватывают" и много знают по сравнению со своими сверстниками, это основная часть отличников и хорошистов — 5-10%;
— одаренные, или талантливые: им по силам то, с чем не могут справиться все остальные; они могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся.
Период
детства характеризуется
Уже с дошкольного возраста многие дети начинают избирательно относиться к различным видам и сферам деятельности, проявлять интерес, который выражает избирательное предпочтение данных предметов и явлений окружающего мира. Это особенно важно для системы дополнительного образования детей, которая предоставляет условия для развития этих способностей.
Развитие интереса выражается в появлении склонности — предпочтения, пристрастия к определенному виду деятельности и формировании соответствующих этой деятельности специальных способностей.
К старшему школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными, появляется ориентация на профессию. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять и формировать специальные способности детей.
Полноценное
развитие ребенка, раскрытие его
личностного потенциала происходит
только при условии воздействия
социальной среды. Как отмечает А. Анастази
в книге «Дифференциальная
Значительная роль в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах принадлежит взрослым и сверстникам. Взрослый вводит ребенка в мир социальной деятельности общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д. Взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие "уравновешенности" ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия продолжает оставаться главным фактором формирования личности ребенка.
Общение со сверстниками, сравнение себя с другими приводит к тому, что важнейшим содержанием психического развития детей становится самопознание. У детей возникает интерес к себе, к собственной личности, к выявлению и оценке своих возможностей.
Таким образом, развитие ребенка на всех этапах происходит в непосредственном общении с окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный человечеством опыт и войти полноправным членом в социальную среду.
Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в деятельность позволяет, с одной стороны, выбирать тот учебный материал, который дети способны усвоить, с другой стороны, строить процесс обучения таким образом, чтобы ребенок лучше развивался.
Исходя из сказанного, формирование личности понимается нами как:
-развитие, т.е. процесс прогрессивных или регрессивных внутренних изменений личности;
-социализация, т.е. изменение личности под влиянием внешних условий, во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в обществе;
-воспитание, т.е. целенаправленное изменение личности, содействие формированию системы ценностных отношений к миру на уровне современной культуры.
Все сказанное находит отражение в таких практических задачах, которые сегодня стоят перед образованием, как:
-
творческая ориентация детей
дошкольного и школьного
-
психолого-педагогическая
-
организация индивидуальной
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе;
-
организация необходимых
-
психолого-педагогическая
-
организация широкого спектра
деятельности детей и учет
их индивидуальных
-
организация индивидуальной
В школе необходимо создавать условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.
В
соответствии с выбранной концепцией
личностно-ориентированного обучения
необходима система психолого-
Только
при условии всестороннего
В настоящее время инновационные процессы в образовании связаны с изменением статуса ученика, которые ставят его в позицию субъекта собственной деятельности. В.В.Давыдов считает, что носителем любой деятельности является субъект. Ее содержание и структура принадлежат субъекту. Основные качества субъекта деятельности такие, как:
Формирование и развитие субъекта учебной деятельности происходит в процессе ее становления. Ученик под влиянием этого процесса превращается в обучающегося, то есть человека, изменяющего и совершенствующего самого себя при осуществлении учебной деятельности: приобретение им потребности в данной деятельности, мотивов учебных действий способствует формированию у него желания учиться. Человек, умеющий себя учить, сам способен определить границы своего знания и сам находит условия и способы расширения границ известного, доступного.
В.В.Давыдов определяет субъекта учебной деятельности как учащегося, способного «совершенствовать, учить самого себя. Это значит строить отношения с самим собой, как с «другими»: вчера думавшим не так, как сегодня, умевшим меньше, не понимавшим того, что сегодня стало понятно…»9. Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, необходимо выполнение нескольких условий, первым из которых является умение учащегося ставить цель и видеть перспективы ее решения.
Рассмотрим необходимые условия перевода ученика в субъектную позицию10.
Известно, что образование каждого ученика происходит на основе и с учетом его личных целей. В.В.Давыдов считает, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного интереса у учащихся в процессе познания: «Ученик оказывается в состоянии не только принять поставленную учителем педагогическую задачу, но и самостоятельно определить промежуточные (учебные) цели и способ их достижения, то есть построить план своей учебной деятельности. Последний служит средством осуществления текущего контроля за учебными действиями, обеспечивая возможность их внимательного выполнения»11.
Целеполагание как необходимый компонент учебной деятельности выражается в изменении и продвижении учащегося, в развитии его понятий и представлений, его взглядов и убеждений, его практических умений и навыков. Происходит накопление субъективного опыта личности, который включает жизненный, образовательный и профессиональный. «Опыт как структурная целостность представляет собой совокупность знаний, умений и качеств личности. Каждый из этих видов опыта выполняет мотивационную, операциональную (или инструментальную) и оценочную функции. Наиболее важной является операциональная функция, позволяющая человеку выступать активным субъектом осваиваемой деятельности, используя в отдельности или комбинируя и обогащая имеющиеся знания, умения и навыки»12.
Другим важным моментом превращения ученика в субъекта учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач, способов знаний самостоятельно, или при помощи учителя, или при участии сверстников.
Центром личностной ориентации учебного процесса является личностный смысл, который проявляется в получении знания как личного образовательного продукта. При этом под личным творческим образовательным продуктом понимается приращение учащимися знания на основе познания культурно-исторического опыта и общечеловеческих ценностей, ведущее к созданию собственной модели знания или творения материализованного в объективную действительность, что приводит в конечном счете к необходимости творчески самореализовывать себя в жизни13. Для этого учащийся должен быть постоянно включен в исследовательскую деятельность по нахождению способов решения познавательных, творческих задач, в процесс моделирования, конструирования нового знания, которое может быть им отражено в виде символа, знака, схемы. Чтобы управлять процессом поиска и смыслов, личным отношением учащихся к приобретению знаний, необходимо исследовать мотивацию личности, ее направленность, характер деятельности и поведения.
Следующим условием становления субъекта учебной деятельности является его сотрудничество с партнерами по классу, группе, именно это рождает инициативу учащегося в учебных действиях. «Учебное сотрудничество со сверстниками предполагает распределение между детьми различных точек зрения, представляющих разные стороны усваиваемого понятия. Столкновение, конфликт позиций приводят группу к формулировке противоречия, лежащего в основе понятия»14. В условиях совместной учебной работы у учащихся возникает стремление к сотрудничеству друг с другом, к сопоставлению своих представлений, позиций, в результате чего происходит коррекция сложившейся точки зрения: она уточняется и обогащается.
И, наконец, еще одним условием появления субъекта в учебной деятельности является способность ученика контролировать свои действия, то есть рефлексия собственной деятельности: «Человек, умеющий учить себя, сам же определяет границы своего знания (незнания) и сам находит условия расширения границ известного, доступного»15. Именно рефлексия способствует развитию личности ребенка. «Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя…»16.
В.В.Давыдов выделяет три основы существования рефлексии:
Рефлексия в этом случае способствует координации позиций, проявлению инициативы в сотрудничестве; самосознание, характеризующее переход ребенка от неумелости к умению, от незнания к знанию, происходит «выращивание внутренней рефлексии», что и ведет к самоизменению, самосовершенствованию личности. Современный человек, живущий в постоянно меняющемся мире, в котором он должен постоянно востребован, должен обладать жесткой рефлексией собственной деятельности, определяя границы своих возможностей в конкретных сферах деятельности.
Методологической основой современной дидактической системы являются:
Информация о работе Роль образования в развитии личности обучающегося